Программа развития «Школа — Центр здоровья и безопасности»»
Управление образованием администрации Соликамского района
«УТВЕРЖДЕНА»
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «Школа – Центр здоровья и безопасности»
Автор: Сойма Г.В., директор
с. Тохтуева, 2008
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………3 Глава I.Теоретические основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях. 1.1. Особенности влияния современной школы на здоровье учащихся……………………………………………………………………………………..5 1.2. Понятие физического, психического и социального здоровья…………………………………………………………………………………………..…8 Глава II. Анализ программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения Тохтуевской средней общеобразовательной школы «Сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья учащихся»………………………………………………….10 Глава III. Концепция развития школы
Введение Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач – нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования. Одним из условий достижения нового, современного качества общего образования является оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Сегодня проблемы здоровья стоят на повестке дня многих организаций и ведомств; планируются и осуществляются многочисленные программы, направленные на охрану и укрепление здоровья и снижение уровня заболеваемости; в мероприятиях принимает участие большое количество специалистов, вкладываются финансовые ресурсы. Но, к сожалению, разрозненная и нескоординированная деятельность ведомств (здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения) не приносит ощутимых результатов. Мы считаем, что в рамках отдельной отрасли невозможно обеспечить существенное и устойчивое улучшение здоровья. Известно, что большую часть времени люди проводят на рабочем или учебном месте. Это обстоятельство должно побуждать любое учреждение использовать свою организационную структуру для реализации задач по охране здоровья и профилактике заболеваемости. Школа, как одна из организационных форм деятельности, кроме решения традиционных задач обучения и воспитания, также может быть структурой, где участники образовательного процесса получают возможность приобретать знания, умения и навыки по формированию здоровья и по защите от влияния негативных факторов. В настоящее время всё настойчивее ведётся поиск и предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая, наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребёнка, способствовала бы формированию у него потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Особенно это актуально для общеобразовательной школы, которая нередко наносит ущерб здоровью детей. По статистике, 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье, а к окончанию школы число здоровых детей уменьшается в четыре раза. Образовательные учреждения стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении, которые внедряются без комплексных медико-психологических обоснований, без учёта состояния здоровья основной массы учащихся. Усугубляет проблему совокупность воздействия ряда неблагоприятных факторов: ухудшение материального положения многих семей учащихся; неправильно организованное школьное питание и расписание уроков; эмоционально-стрессовые перегрузки; нарушение валеологических принципов в самом педагогическом процессе (учебные перегрузки и т.п.); гиподинамия; ограничение жизненного пространства в переполненных классах; нарушение внутришкольных санитарно-гигиенических условий и т.д. Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Здоровье школьников социально обусловлено и зависит от таких факторов, как: окружающая среда, наследственность, условия жизни и воспитания в семье, характер питания, режим двигательной активности и т.д. Если учесть, что здоровье на 50 % определяется образом жизни, на 20 % — экологией, на 20 % — наследственностью (которая, в свою очередь, зависит от образа жизни и экологии) и только на 10 % медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут привести к сохранению, формированию и укреплению здоровья. Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию. Здоровье населения является одним из интегральных показателей преобразования, происходящих в обществе, и определяется комплексом социально-психологических и медико-генетических характеристик физического здоровья, психо-физиологического уровня жизни. Формирование здорового образа жизни, развитие «индустрии» здоровья способствует росту здоровья нации. Вряд ли сегодня можно говорить о том, что школа выработает определенную модель общеобразовательного учреждения и станет в полном смысле школой здоровья. Пожалуй, можно говорить лишь о том, что в ходе реализации Программы развития сложатся технологии и методики работы, наметятся подходы к созданию модели такой школы, при которой учащиеся смогут не только получить образование в полном соответствии с государственными образовательными стандартами, но и реализовать свои способности, сформировать ценностные ориентации на здоровый образ жизни. Глава I. Теоретические основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях. 1.1. Особенности влияния современной школы на здоровье учащихся. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Профилактика же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и результативным, чем дорогостоящее лечение. Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Смирнов Н.К., рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы) в аспекте охраны здоровья, учащихся подразделяют на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными») и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. Приведём перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики: 1.Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремиться взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьёзные нарушения. Почувствовав болезни и облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечает И.И.Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени». 2.«Забалтывание» проблемы здоровья. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней. 3.Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны – зоны экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной сферы. И чем слабее, незащищённее организм человека, а именно таков организм ребенка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды. 4.Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:
5.Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья. Учителя сами не здоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. На ряду с такими факторами как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития существенное воздействие на здоровье школьников оказывает другая группа факторов – «внутришкольные». С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относится интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.п. специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии. Опасность для здоровья школьников состояния переутомления показал Г.Н.Сперанский. Согласно его исследованиям если у ребёнка сформировался синдром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот, в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возрастании и многих других симптомах, то доже 9-ти часовой сон не снижает утомления. Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно выстроить цепь последовательности внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся: 1.Гигиенические условия, шум, освещенность, мебель (размеры, размещение в помещении), пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания), экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования, санитарное состояние школьного здания 2. Учебно-организационные факторы: — объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьников; — расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям; — организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.); — объем физической нагрузки (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время); — особенности устава школы и норм школьной жизни; — медицинское и психологическое обеспечение школы; — участие родителей учащихся в жизни школы; — интегрированность школы в окружающий социум, влияние других организаций на жизнь школы; — наличие/ отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся; — позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся. 3. Психолого-педагогические факторы: — психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок; — стиль педагогического общения учителя с учащимися; — характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок; — степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам; — соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; — степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе); — личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений; — состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью; — обремененность учителя своими проблемами, его способность психоэмоционального переключения; — степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя; — профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую». Детство — период интенсивного и целенаправленного развития, процесс и путь формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального совершенствования человека. Сложившаяся ситуация в сфере физического, психического, социального, нравственного и духовного здоровья детей диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание оздоровительных программ, методических, учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов, кафедр и даже факультетов) в структуре образовательных учреждений, включая средние и высшие учебные заведения, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения. Подтверждением этому является приказ Минобразования РФ о центрах содействия укреплению здоровья детей в образовательных учреждениях от 5 мая 2000 г. Оздоровление детей должно идти параллельно с их обучением и воспитанием соответствующей культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструирование» собственного здоровья.
1.2. Понятие физического, психического, социального здоровья. Концепция академика В.Г. Шетленко определяет «здоровье как состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциала здоровья) и условиями среды, постоянно меняющимися». В соответствии с этой концепцией, здоровье — нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных, социальных и духовных потребностей. А по утверждениям А.Г. Щедриной, здоровье человека в значительной степени зависит от него самого: образа жизни, морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, а также умения адаптироваться к социальной среде. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих. Здоровье физическое Медицинское определение — это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Педагогическое определение — это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Здоровье психическое Медицинское определение — это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция. Педагогическое определение — это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Здоровье социальное Медицинское определение — это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества. Педагогическое определение— это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- ч макросреды (семье, школе, социальной группе). Главное условие обучения и воспитания у детей мотиваций на здоровье и здоровый образ жизни — это регулярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста: —физической — управление движением; —физиологической — управление процессами в теле: —психологической — управление своими ощущениями и внутренним состоянием; —интеллектуальной — управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей. Детство — период интенсивного и целенаправленного развития, процесс и путь формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального совершенствования человека. Образовательные учреждения должны стать социальными институтами, где происходит усвоение ценностей, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков, в том числе направленных на ответственное отношение к своему здоровью и овладение приемами сохранения здоровья.
Глава II. Анализ программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения Тохтуевской средней общеобразовательной школы «Сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья учащихся» С 2003 года Школа реализует программу развития «Сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья учащихся». Данная программа разработана под руководством Сойма Г.В., директора школы высшей квалификационной категории и утверждена НПЭС управления образования Соликамского района (Протокол от 08.12.2003 №1). Программа получила положительную оценку Г.В. Нарыковой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и истории педагогики СГПИ, декана педагогического факультета и Б.М. Чарного, кандидата педагогических наук, доцента кафедры НОУШ ПГПУ Программа носит инновационный характер, социально обоснована, содержит четкое изложение целей и основных задач до 2008 года. Программа развития разработана в соответствии с основными направлениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. В программе развития четко обозначены цели и проработаны пути их достижения. Цель программы: создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья учащихся, в независимости от их психофизиологических особенностей, учебных возможностей. Реализация программы осуществляется согласно комплексно-целевому плану по следующим направлениям: диагностическое, профилактическое и коррекционно-развивающее, информационно-просветительское, учебно-воспитательное, научно-методическое, координационное. В программе имеется календарный план проведения работ с указанием сроков их реализации по этапам, ответственных лиц и перечень конечных результатов. В зависимости от полученных результатов ежегодно проводится корректировка календарного плана. Программа развития направлена на переход к новому качеству общего образования и создание системы обучения, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся в соответствии с их психофизиологическими особенностями, учебными возможностями, интересами. Для достижения этой цели используются возможности учебного плана (разработан на основе БУП – 98): — с 2002 по 2004 год — факультатив в 1-3 классах «Разговор о правильном питании» — с 2002 года в учебный план школы введен 3-ий час физической культуры во 2-11 кассах. — с 2003 года по 1-му часу ОБЖ во 2-9 классах Программа ориентирована на сохранение здоровья детей, формирования у школьников стремления к укреплению своего здоровья и навыков здорового образа жизни. В ходе реализации программы проводилась теоретическая и практическая подготовка классных руководителей по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования, разнообразные спортивные мероприятия, дни здоровья, тематические классные часы, беседы, родительские собрания, лектории, организация экскурсий, походов, прогулок; привлечение внимания родителей и всех общественных структур к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни учащегося. Разработан и реализуется педагогический лекторий «Как сберечь здоровье школьника» Программа развития является реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования учреждения. Программа стартовала в декабре 2003 года и уже в 2003 -2004 учебном году была разработана подпрограмма «Организация здоровьесберегающего учебного процесса», утвержденная НПЭС (Протокол от 13.05.2004 г. № 6). В 2004 — 2005 учебном году разработаны подпрограммы «Воспитательная система школы, способствующая укреплению физического, психического и социального здоровья учащихся», утвержденная на НПЭС и подпрограмма «Социально-педагогическая деятельность с семьей» (Протокол от 27.01.2005 г. № 2). С 01.09.2004 года на базе школы создана районная ОПП «Организация здоровьесберегательного процесса в ОУ» (Протокол НПЭС от 15.04.2004 г. №5) В соответствии с программой развития в школе создана воспитательная система, направленная на успешную адаптацию и социализацию учащихся, профилактику социально опасного поведения (СОП). Учащиеся своевременно ставятся на внутришкольный учет, осуществляется взаимодействие с семьей, своевременно оказывается социально-педагогическая и психологическая помощь. Социальными партнерами в данном направлении являются комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Соликамского муниципального района, Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы, Центр занятости населения, отдел социальной защиты, администрация Тохтуевского сельского поселения. Успешной социализации учащихся способствует разработка и реализация социальных проектов, реализация предпрофильной подготовки в 5-7, 8 – 9х классах. В результате реализации подпрограммы «Воспитательная система по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья» и программы социальной службы «Социально-педагогическая деятельность с семьей»:
С 2003 года методическая служба школы занимается вопросами использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. В результате проведенных в нутрии школы исследований были сделаны следующие выводы:
Для улучшения результативности учебного процесса, оптимизации нагрузки на учащихся внедряются элементы здоровьесберегающих технологий:
В результате использования современных образовательных технологий повысилось качество обучения с 36% — в 2003 году до 40% — в 2007 году. Опыт использования СОТ был представлен через методические разработки педагогов, их участие в конференциях различных уровней, через серию мастер — классов в рамках районных семинаров для руководителей и различных категорий педагогов. 1.Конференции 2003 год
2004 год
2005 год
2006 год
2. Публикации: 2005 год
2006 год
За период с 2003 года в рамках реализации программы развития были организованы следующие педагогические советы:
Методические совещания:
Педагогические чтения:
Педагогические консилиумы
Ведется мониторинг социального здоровья школьников в системе межличностных отношений: «ученик-ученик», «ученик-класс», «ученик-родитель» На сегодня в результате реализации программы:
Школа имеет необходимую нормативную базу по общественному управлению. Успешно действуют совет старшеклассников «Инициатива» (1999 г.), Совет школы (2000 г.), Попечительский совет школы (2003 г.), классные родительские комитеты. Попечительский совет играет важную роль в учебно-воспитательном процессе и активно поддерживает все начинания школы. Попечительский совет совместно с Советом школы участвует в разработке основных направлений развития школы. На совместных заседаниях обсуждаются вопросы: об организации учебно-воспитательной работы; о перспективах развития школы Попечительский Совет учреждения организует:
Участвует в:
Предоставляет:
Оказывает помощь:
Инициирует: Выдвижение школы и лучших педагогов для участия в конкурсах в рамках ПНПО В школе действует Центр, содействующий укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, созданный в марте 2004 года. Имеется соответствующая нормативная база. К работе привлечены медики сельской врачебной амбулатории Тохтуевского сельского поселения, преподаватели СГПИ, специалисты Центра планирования семьи и др. В соответствии с реализацией Программы развития проводится постоянный мониторинг обучающихся. За последние три года наблюдается положительная динамика здоровья учащихся.
Имеется комплексная программа оздоровления учащихся. Цель подпрограммы: формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья, развитие навыков здорового образа жизни. Задачи: — создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся — содействие раскрытию спортивных способностей учащихся — привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками — пропаганда педагогических знаний и индивидуальную педагогическую помощь родителям, направленную на сохранение здоровья детей — воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда здорового образа жизни — установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам профилактики заболеваний Основные формы реализации подпрограммы:
Питание (обеспечение 100% охвата учащихся горячим питанием, обязательное наличие в меню овощных салатов, соков и пр.) Развитие школы формирует стойкое позитивное отношение к деятельности педагогического коллектива. За время своего существования школа завоевала авторитет среди жителей Соликамского района и г. Соликамска. Регулярно информация о деятельности школы появляется в СМИ. Советом старшеклассников «Инициатива» ведется каталог публикаций о школе. Начиная с 2003 года, в газете «Соликамский рабочий» было опубликовано 48 заметок и статей о Тохтуевской школе. 2003 год — 11 публикаций 2004 год — 11 публикаций 2005 год — 6 публикаций 2006 год — 10 публикаций 2007 год — 14 публикации Родители совместно с педагогами разрабатывают социально-культурные проекты и принимают участие в их реализации. 2004 году был реализован проект «Семейный туристический лагерь «Ковчег», в 2006 году – проект «Муравей». Участвуют в традиционных весенних сплавах по р. Боровица, посвященных Дню Победы. Муниципальное общеобразовательное учреждение Тохтуевская средняя общеобразовательная школа является социокультурным центром для жителей Тохтуевского сельского поселения. Согласно программе развития, учащиеся ежегодно участвуют в проведении общественно значимых мероприятий с. Тохтуева:
Школа ежегодно принимает участие в конкурсах различных уровней. В 2004 году участвовала в региональном конкурсе проектов по формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса и отмечена дипломом. В 2005 году школа стала лауреатом регионального этапа всероссийского конкурса «Лучшие школы России 2005». В 2006 году Попечительский совет МОУ Тохтуевской СОШ стал победителем конкурса «Попечитель образования 2006» в номинации «Попечитель образования — Попечительский совет образовательного учреждения». С 2001 года школа является победителем и призером муниципального конкурса «Школа года». За последние три года 22 учителя стали участниками районных конкурсов профессионального мастерства, 5 из них — победителями в различных номинациях, 7 — призерами. В 2004 году учитель истории Головинова М.П. заняла 2 место в областном конкурсе «Учитель года» С 2000 года школа принимает активное участие в областных и корпоративных конкурсах социально-культурных проектов. Школа стала обладателем следующих грантов:
На реализацию проектов школой получено 1млн.50 тысяч рублей. К настоящему времени в школе создана целостная система дополнительного образования. Созданы условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися:
Глава III. Концепция развития школы
3.1. Основные концептуальные положения. В условиях новой социально – экономической ситуации, которая характеризуется сменой системы ценностей и приоритетов, специфическими проблемами переходного периода к демократическому обществу школе предъявляются новые духовно – нравственные и социально – экономические требования. Образование становится важным фактором развития не только личности, но и общества, всего государства, условием повышения качества жизни человека. Реализовать эти требования сегодня сложно. Увеличивается количество детей с низкой способностью к обучению, психосоматическими и социально обусловленными заболеваниями, подросткам трудно найти место в окружающем социуме, родители не имеют возможности уделять достаточно внимания воспитанию и развитию детей. В этих условиях возрастает роль школы как социального института, где сохраняются и поддерживаются нормальные условия для обучения ребёнка, его общения со сверстниками, приобретения позитивного социального и деятельностного опыта. Концепция новой школы должна соответствовать требованиям социального заказа, который формируют государство через государственный образовательный стандарт, общество, непосредственные участники образовательного процесса (учащиеся, их родители, педагоги). Государству нужны образованные, здоровые, нравственно зрелые, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности, имеющие опыт творческой деятельности. Общество хочет иметь школу, которая сможет вырастить такого человека, где образовательный процесс организован на основе сохранения и поддержания нравственных ценностей. В такой школе отношения учащихся и учителей характеризует сотрудничество, сотворчество, соучастие и взаимное уважение, созданы нормальные санитарно – гигиенические условия, благоприятный психологический микроклимат и эстетически оформленная среда, работают высококвалифицированные учителя. Родители хотят, чтобы ребёнок получал качественное образование в школе, содействующей сохранению и укреплению здоровья. Они желают, чтобы их ребёнок был защищён в образовательном процессе от негативного воздействия среды, а после окончания школы смог успешно продолжить образование. Ученики хотят, чтобы их учили понимающие, доброжелательные педагоги, а уроки были интересными, досуг разнообразным. Каждый хочет быть здоровым, успешным, уважаемым. Дети желают получить хорошее образование.
3.2.Разработка проекта программы «Школа – Центр здоровья и безопасности» Данный социальный заказ создаёт образ идеальной школы. Школы, в которой ученики хотят учиться, учителя работать, родители обучать своих детей. Чтобы приблизиться к данному идеалу, педагогическому коллективу необходимо предпринять целенаправленные усилия по разработке программы развития, в которой будет создана модель желаемой школы. С этой целью коллектив учителей МОУ Тохтуевской СОШ разработал проект программы «Школа – Центр здоровья и безопасности», который является логическим продолжением Программы развития «Сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся». В его основе – идея построения системы работы по здоровьесберегающему сопровождению образовательного процесса в условиях массовой общеобразовательной школы. Важно рассматривать школу не только как школу здоровья, содействующую сохранению и укреплению здоровья детей, но и как центр здоровья и безопасности. Наш проект направлен на создание такой модели образовательного учреждения, при которой учащиеся могли бы получить качественное образование в полном соответствии с государственными образовательными стандартами в безопасной среде, сохраняя здоровье и успешно адаптируясь в обществе после окончания школы. Модель школы – центра здоровья и безопасности
Данная модель предполагает превращение образовательного учреждения в социальный институт, заканчивая который выпускник готов нести личную ответственность не только за собственную успешную жизнедеятельность, но и устойчивое развитие общества. Прогнозируемая модель выпускника школы — умеет творчески относиться к деятельности; — готов к самообразованию и самосовершенствованию; — имеет активную жизненную позицию; — заботится о своем здоровье; — умеет принимать самостоятельное решение, делать выбор и нести ответственность; — умеет выстраивать отношения с другими людьми, коммуникабелен; — имеет хорошее образование и ключевые компетенции. Это идеал здоровой личности, который в реальной действительности недостижим, но к которому необходимо стремиться.
Принципы построения программы развития — гуманизация, предполагающая, что основным содержанием образовательного процесса является развитие ребенка; — дифференциация и индивидуализация, обеспечивающие развитие детей в соответствии с их склонностями, интересами и возможностями. Данный принцип реализуется через внешнюю (уровневую) и внутреннюю дифференциацию, через осуществление индивидуального подхода к ребёнку в образовательном процессе; — преемственность, требующая связи всех этапов, ступеней и направлений программы; — системность, реализующаяся во взаимосвязи и взаимозависимости всех блоков программы; — управляемость, предполагающая постоянный контроль, регулирование, коррекцию работы по программе; — проектно – деятельностный подход, предполагающий создание и включение локальных проектов по направлениям работы, реализация которых осуществляется поэтапно. Основные цели программы развития «Школа – Центр здоровья и безопасности»
Задачи программы развития:
Реализация модели школы – центра здоровья и безопасности предполагается через приоритетные направления деятельности: Организационно – управленческий блок
Диагностика состояния здоровья и оздоровительной работы
Система непрерывного образования и просвещения по вопросам формирования культуры здоровья
Научно – методическая работа
Коррекционно – профилактическая работа
Развитие воспитательной системы, дополнительного образования. Формирование ценностного отношения к здоровью
Оздоровление среды. Улучшение санитарно – гигиенических условий образовательного процесса
Консалтинговое направление.
Планируется разработать следующие проекты : «Спорт и здоровье», «Здоровье ребенка — общая забота», «Здоровье и ЗОЖ» (система классных часов, родительских собраний, индивидуальных консультаций), «Грани познания» (курсы по выбору, исследовательская работа), «Семья и школа», «Мир, в котором ты живешь» (экологический паспорт школы, села), социальный проект по созданию школьного эколого-биологического комплекса «Зеленый остров», «Здоровье педагога – залог здоровья ученика» (психологические тренинги, семинары, встречи, работа «Профессиональной педагогической студии») Для реализации программы развития необходима организационная поддержка на разных уровнях управления. На уровне образовательного учреждения:
На муниципальном уровне:
На межведомственном уровне (расширение межведомственного сотрудничества):
На региональном и федеральном уровнях.
Сроки и этапы реализации программы развития: 2007-2013 годы
Библиографический список
|
||||||||||||||