Паспорт программы
Наименование программы |
Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних |
Разработчики программы |
Служба психолого-педагогического сопровождения
МАОУ «Тохтуевская СОШ» |
Правовая основа программы |
· Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
· Конституция Российской Федерации;
· Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· Указы Президента РФ;
· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
· принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъекта РФ. |
Цели программы |
- Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
- Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
|
Сроки реализации программы |
2019-2020 годы |
Исполнители программы |
Педагогический коллектив МАОУ «Тохтуевская СОШ» |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
§ создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
§ преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних. |
Пояснительная записка
Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Детская безнадзорность и беспризорность — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
· рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
· массовые нарушение прав детей;
· рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
· омоложение преступности;
· увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в МАОУ «Тохтуевская СОШ», свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МАОУ «Тохтуевская СОШ».
Цели программы:
— обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
— создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Задачи программы:
— повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;
— защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
— создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;
— осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
— осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
— развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»
Содержание программы
Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.
Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.
Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.
Работа выстраивается в несколько этапов:
Этап |
Содержание |
Изучение подростка и окружающей его среды |
Диагностика подростка |
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению |
Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности |
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков |
Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа |
Самовоспитание |
Поддержка подростка в процессе самовоспитания |
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.
Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, активные родители.
В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции
Планы мероприятий по каждому блоку работы
|
|
Организационная работа: |
|
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ОДН ОВД. |
Организация работы школьного Совета профилактики. |
Проведение тематических педагогических советов. |
Педагогический всеобуч для родителей |
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска» |
Составление социального паспорта классов, школы. |
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи. |
Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей обучающихся школы, выявление обучающихся, пропускающих занятия). |
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки. |
Диагностическая работа: |
|
Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ. |
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.). |
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др. |
Заполнение карты сопровождения учащихся группы «риска». |
Профилактическая работа со школьниками: |
1 направление:Предупредительно-профилактическая деятельность: |
реализация системы воспитательной работы школы; |
проведение мероприятий совместно с ОДН ОВД; |
организация правового всеобуча; |
профориентационная работа; |
психологические тренинги; |
проведение бесед по профилактике употребления ПАВ. |
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»: |
Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции; |
Вовлечение учащихся в КТД школы; |
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года; |
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка; |
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам. |
2 направление:Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением. |
выявление причин отклонений в поведении; |
беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком; |
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений; |
беседы инспектора ОДН; |
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции; |
направление ходатайств в КДН; |
проведение тренинговых занятий с данной категорией обучающихся. |
Профилактическая работа с родителями |
выбор родительского комитета в классах; |
|
проведение «Дня открытых дверей» для родителей; |
|
привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий; |
|
привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий; |
|
выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет; |
|
посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении, направление ходатайств в социально-реабилитационный центр, Управление по социальной политике и защите прав несовершеннолетних, КДН, ОДН. |
Примерные темы родительского лектория:
Тема |
Содержание |
Профориентация школьников |
1) Профориентация, её цели и задачи
2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда
3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком. |
По профилактике употребления ПАВ |
1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.
2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.
3) Устойчивость подростка в обществе.
4) Семейные конфликты — причина употребления подростком ПАВ
5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,
6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ. |
По профилактике правонарушений и преступлений |
1) Права и обязанности семьи и ответственность родителей.
2) Нравственные уроки семьи.
4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.
5) Причины детских правонарушение, суицидов.
6) Свободное время и досуг ребенка. |
Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.
Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.
Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские лектории, семинары-практикумы и др.
Планируемые результаты
1 блок |
-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» |
2 блок |
-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
— получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
— получение информации о состоянии здоровья учащихся |
3 блок |
-сформировать жизненную позицию ребёнка |
4 блок |
-организация педагогического просвещения родителей,
-построение демократической системы отношений детей и взрослых |
План мероприятий направленных на реализацию направлений программы
№п\п |
Содержание работы |
классы |
Сроки |
Ответственные |
Организационные мероприятия |
1 |
Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы. |
1-11 |
сент. |
Кл. рук. 1-11 кл.
Соц. педагог |
2 |
Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей |
1-11 |
сент. |
Кл. рук.1-11 кл.
Соц. педагог |
3 |
Организация заполнения социальных паспортов |
1-11 |
сент |
Кл. рук.1-11 кл.
Соц. педагог |
4 |
Составление банка данных и социального паспорта школы |
1-11 |
До 01.10 |
Соц. педагог школы |
5 |
Анализ состояния безнадзорности и правонарушений среди обучающихся школы
( по информации ОДН ОВД) |
1-11 |
окт. |
Соц. педагог школы |
6 |
Планирование и корректировка работы попрофилактике правонарушений обучающихсяшколы совместно с КДН и ОДН ОВД |
1-11 |
сент.-окт. |
Соц. педагог |
7 |
Организация работы Совета профилактики школы
(по отдельному плану) |
1-11 |
1-2 р. в четверть |
Зам.дир.школы по ВР |
8 |
Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям, бродяжничеству |
5-11 |
сент. |
Кл. рук. |
9 |
Вовлечение обучающихся в работу кружков, клубов и секций. |
2-11 |
сент. окт. |
Кл. рук. |
10 |
Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:а) индивидуальные беседы; б)посещение семьи; в)приглашение на Совет профилактики. |
1-11 |
По меренеобходимости |
Соц. педагог
школы |
11 |
Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска», в неблагополучные семьи. |
1-11 |
1 раз в четверть |
Администрация школы |
12 |
Участие в районных рейдах по семьям обучающихся, стоящих на учете в ОДН ОВД и учете в школе. |
5-11 |
По плану КДНр-на |
Администрация школы |
13 |
Сверка документации школы и ОДН ОВД по уч-ся, стоящим на учете в ОДН. |
1-11 |
сент. |
Соц. педагог |
Работа с учащимися |
1 |
Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов: работа лектория правовых знаний ( по отд.плану) |
1-11 кл. |
раз в
мес-ц |
Соц. педагог
ЗВРпо ВР |
2 |
Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе |
1-11 |
По меренеобходимости. |
Соц. педагог школы |
3 |
Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода |
1,5,10кл. кл |
сент.
окт. |
Кл. рук. Соц.педагог
|
4 |
Организация досуга учащихся (по плану воспитательной работы школы) |
1-11 |
Пост. |
ЗВР, кл. рук. |
5 |
Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних. |
8-9 |
Втеч. уч. года |
Соц. педагог,учителя обществознания
I |
6 |
Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а)тренинговые занятия;б)педконсилиумы;
в) «круглые столы» |
7-11 |
Втеч.года |
Администрация школы, соц. педагог, кл. рук. |
7 |
Охват организованным отдыхом и трудом учащихся » группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года. |
1-11 |
В теч. года |
Педколлектив школы |
8 |
Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». |
1-11 |
Ежедн. |
Администрация школы, соц. педагог, кл. рук. |
9 |
Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время. |
2-11
| |
По меренеобходимости |
Кл. рук,
Совет проф-ки школы |
Работа с семьей |
1 |
Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий. |
1-11 |
сент. |
кл. рук. соц. педагог школы |
2 |
Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. |
1-11 |
сент. |
кл. рук., соц.педагог |
1 |
Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану ) |
1-11 |
1 раз в четв. |
Администрация кл. рук. |
4 |
Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися, участию в работе совета «Согласие» |
1-11 |
пост. |
кл. рук. |
5 |
Консультирование родителей : а) педагогами школы;б)соц. педагогом; в) медработником, психологом, логопедом. |
1-11 |
по меренеобходимости |
СППС |
6 |
Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. |
род. 7-11 кл. |
дек., февр. |
Администрация школы |
7 |
Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска»:
а) на «круглых столах»; б) на малых педсоветах. |
1-11 |
1 раз в четв. |
Администрация школы |
Правовой всеобуч учащихся |
1 |
Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся. |
1-11 |
по планам кл.рук. |
Кл. рук. |
2 |
Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву ( по отдельному плану) |
8-9 кл. |
1 раз в мес-ц |
Соц. педагог школы |
3 |
Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка. |
5-11 |
По общешк.плану |
Кл. рук. |
4 |
Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков,сквернословие |
1-11 |
В декаду «За здоровый,образ жизни» |
Администрация школы, соц.педагог |
Профилактика алкоголизма и наркомании. Работа школьного наркопоста |
1 |
Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам. |
5-11 |
сент. |
ЗВР, соц. педагог |
2 |
Привлечение узких специалистов для профилактики вредных привычек. |
7-11 |
1 раз в четв. |
ЗВР,
соц. педагог |
3 |
Проведение акции «За здоровый образ жизни»
( по отдельному плану) |
1-11 |
Январь, апрель |
ЗВР, соц. педагог |
4 |
Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся. |
8-9 кл. |
По плану лектория |
соц. педагог школы |
Критерии отслеживания эффективности программы
Отслеживание эффективности всей программы |
— появление у подростков устойчивых интересов;
— положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОДН ОВД;
-уменьшение количества детей «группы риска»
— уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска». |
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы |
—проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия. |
Конечный результат реализации программы |
Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
МАОУ «Тохтуевская СОШ»
1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
N п/п |
Мероприятия |
Исполнители |
Срок исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.1. |
Выявление семьи и детей
группы социального риска |
Социальный педагог, психолог, инспектор ОДН, классные руководители |
Рейды (ежемесячно) |
1.2. |
Выявление детей, занимающихся
бродяжничеством, попрошайничеством и другой противоправной деятельностьюСоставление и корректировка списка детей |
Социальный педагог, психолог, инспектор ОДН |
Сентябрь, май (рейды) |
1.3 |
Выявление учащихся, не посещающих занятия, принятие мер по возвращению их в школу |
Социальный педагог, классные руководители |
По факту пропуска занятий (ежедневно) |
1.4. |
Проведение заседаний Совета «Согласие» |
Социальный педагог |
По отдельному плану
(4 раза в год) |
1.5. |
Провести семинары для кл.руководителями с приглашением специалистов учреждений и служб системы профилактики по вопросам: система работы с подростками, склонными к правонарушениям; организация занятости и летнего отдыха подростков «группы риска» и др. |
ЗВР, Социальный педагог |
По отдельному плану (2 раза в год) |
1.6. |
Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. |
Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ОДН |
По отдельному плану (2 раза в год) |
1.7. |
Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематики лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.) |
Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители |
В течение года (ежемесячно) |
2.МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСУГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1. |
Информирование о деятельности досуговых объединений |
Заместитель директора по ВР, педагоги дополнительного образования |
Сентябрь |
2.2. |
Организация и проведение в каникулярное время мероприятий с несовершеннолетними, состоящими на ВШУ, учете в ПДН, КДН |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
Октябрь, декабрь, март, июнь-август |
2.4. |
Организация работы (тематической, информационной и др.), способствующей профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе библиотеки |
Заместитель директора по ВР,
библиотекарь, классные руководители |
В течение года
(4 раза в год) |
2.5. |
Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних с девиантным поведением в профильных лагерях |
Заместитель директора по ВР, социальный педагог |
Май — август |
2.6. |
Проведение рейдов по проверке места нахождения несовершеннолетних в вечернее время |
Директор, заместитель директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители, родителей |
Октябрь, апрель |
3.ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
3.1. |
Организация работ для подростков по благоустройству, ремонту школы в каникулярное время. Содействие в трудоустройстве подросткам, склонным к правонарушениям. |
Заместитель директора по ВР, комендант |
Октябрь, декабрь, март, июнь-август |
3.2. |
Содействие участию подростков в ярмарках вакансий, проводимых Центром занятости |
Социальный педагог, классные руководители |
Март — апрель |
4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
4.1. |
Внедрение в практику работы долгосрочных программ, инновационных технологий по профилактике потребления ПАВ |
Директор, заместитель директора по ВР |
В течение года (по отдельному плану) |
4.2. |
Проведение конкурса агитбригад, конкурс плакатов и рисунков «Здорово быть здоровым». |
Заместитель директора по ВР, классные руководители |
октябрь |
4.3 |
Провести совместный конкурс с социальными партнерами, посвященный акции «Мы — за здоровый образ жизни» |
Директор, ЗВР, социальные партнеры, родители |
Февраль-май (по плану работы) |
5.ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО «НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ» И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
5.1. |
Выявление и постановка на учет неблагополучных семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, жестоко с ними обращающихся |
Социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители |
По мере необходимости |
5.2. |
Проведение совместных рейдов по неблагополучным семьям с целью оказания практической помощи |
Социальный педагог, инспектор ОДН |
В течение года (два раза в месяц) |
5.3. |
Организация мероприятий по воспитанию родительской ответственности, пропаганде семейных ценностей, подготовки молодежи к семейной жизни:
Дней семьи, клубов семейного общения, фестивалей спортивных семей, лекториев для родителей, родительских клубов и т.д. |
Заместитель диктора по ВР, классные руководители |
В течение года
(по отдельному плану) |
5.4. |
Индивидуальная помощь родителям, испытывающим затруднения в воспитании детей |
Заместитель диктора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
По мере необходимости |
5.5. |
Организация правового просвещения родителей |
Заместитель диктора по ВР |
Обновление стенда в течение года |
5.6. |
Использование в воспитательной работе опыта семейной жизни социально благополучных семей. |
Заместитель диктора по ВР |
Обновление информации в течение года |
5.7. |
Оказание методической помощи педагогам в разработке личностно- ориентированных и социально значимых методик по предупреждению асоциального поведения детей. |
Заместитель диктора по ВР, Социальный педагог |
Обновление информации в течение года |
|
|