Смысл детского самоуправления в том, чтобы дети приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
Самоуправление в школе не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических и демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.
Основные средства и методические основы организации и воспитания ученического коллектива в школе.
Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:
Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.
Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
Отсюда следуют два существенных вывода:
1.В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно- массовая деятельность учащихся;
2.В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.
Основу этой методики составляют:
• Умелое предъявление требований к учащимся;
• Воспитание ученического актива;
• Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности;
• Формирование здорового общественного мышления;
• Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.
В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, — говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, … не может быть хорошей школой…»
Школьное самоуправление дает возможность ученику:
— приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;
— раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;
— ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.
Целями и задачами школьного самоуправления являются:
— Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
— Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы;
— Создание условий для самовыражения, самоусовершенствования и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
— Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;
— Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.
Структура школьного самоуправления
Где нет структуры – нет организации,
не может быть и управления.
(из лекции по менеджменту)
Сейчас, когда школа рассматривается как сложная, развивающаяся, динамическая система, а субъект вынуждено (чтобы управлять ею) стал расширенным, без рационального (в пределах оптимального) его построения и организации просто не обойтись.
Организационная структура имеет принципиальное значение не только для оптимальной деятельности директора и управляющей системы в целом, но и для учебно-воспитательного процесса, т.е. для главного «механизма», формирующего ребенка – человека, гражданина, школьника.
Нужно помнить, что всеми частями, компонентами, участками, задачами, проблемами, ситуациями и т.п. в школе кто-то (орган, группа или отдельный человек) должен управлять.
В структуре управляющей системы нашей школы мы выделяем четыре уровня управления (вертикальная структура).(См. приложение 1)
На каждом уровне представлены, как профессиональные, так и различные общественные субъекты, что совершенно необходимо в интересах и демократизации и оптимизации управления.
Участие учащихся в управляющей системе обязательно, т.к. формирует их организаторские способности и деловые качества.
Еще, к сожалению, очень много неувязок, противоречий организационной структуры. Поэтому предстоит большая работа в продумывании организационных связей между уровнями и субъектами одного уровня. Организационная схема хорошо служит для проверки и «вертикальных» и «горизонтальных» связей, помогает согласовать, увязать, скоординировать связи между всеми частями связи управляющей системы. Следует не забывать суждение видного специалиста в области американского менеджмента В.И.Терещенко: «Пока не нарисована ясная, логическая организационная схема, «организации» нет».
В организационной схеме управляющей системы, в её структурных связях директор всегда сможет проследить триаду: управление – соуправление – самоуправление.
Данная организационная структура построена осознано, исходя из целей, содержания школы, учебно-воспитательного процесса. Она вполне оптимальна для наших конкретных условий.
Особое значение в ВСШ имеет работа органов самоуправления 1 и 4 уровня.
Одним из показателей самоуправления 1 уровня является работа совета школы, который как орган школьного самоуправления закреплен в Законе РФ «Об образовании». (См. приложение 2)
Система школьного самоуправления имеет 4 уровня.
Структура 4 уровня ученического самоуправления строиться на уровне классных коллективов с 5 по 11 класс, кружков, секций, клуба «Астрагал». (См. приложение 3,4)
Ведущие виды деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное время, в т.ч. и в системе дополнительного образования:
— познавательная деятельность (интеллектуальный марафон, предметные недели, различные игры (КВН, «Что, Где, Когда?») и т.д.);
— самообслуживание (забота о порядке и чистоте в школе, организация дежурства, создание правового поля во внутришкольной жизни);
— художественно-эстетическое (праздники, конкурсы, концерты и т.д.);
— спортивно-оздоровительная (отвечает потребностям физического
развития и интересам детей, пропаганде ЗОЖ);
— шефская (помощь младшим, забота о старших);
— информационная деятельность (устная или письменная информация о жизни школы);
Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Получается 6 рабочих органов классного ученического самоуправления.
Рабочие органы самоуправления:
комиссия «Знание»;
комиссия «Порядок»;
комиссия «Творчество»;
совет «Спортмастер»;
совет вожатых «Добродетель»;
группа информации «Перо».
Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2 – 3 человека — его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 6 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Председатель отвечает за работу каждого члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени, а далее один из членов отвечает за дела внутри класса, другой за общешкольные дела, в которых принимает участие класс, третий – за связь класса с внешкольной образовательной и социокультурной средой, т.е. за встречи, экскурсии, выставки, конкурсы, проводимые вне школы. Совет класса имеет следующие функции: готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность их членов, готовит информацию и предложения, отражающие потребность детей в выше стоящие органы самоуправления. Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса.