Версия для слабовидящих
 

Организация ученического самоуправления

Смысл детского самоуправления в том, чтобы дети приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
Самоуправление в школе не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических и демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых.

Основные средства и методические основы организации и воспитания ученического коллектива в школе.
Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:
Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.
Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла  учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
Отсюда следуют два существенных вывода:
1.В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно- массовая деятельность учащихся;
2.В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.
Основу этой методики составляют:
•    Умелое предъявление требований к учащимся;
•    Воспитание ученического актива;
•    Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности;
•    Формирование здорового общественного мышления;
•    Создание и развитие  положительных традиций коллективной жизни.
Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять ученическому активу  их функции по выполнению возложенных на них обязанностей.
В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, —  говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, … не может быть хорошей школой…»
Школьное самоуправление дает возможность ученику:
—    приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;
—    раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;
—    ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы;
В центре внимания сам ребенок, его психическое, физическое состояние и социальное благополучие.

Целями и задачами школьного самоуправления являются:
—    Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива;
—    Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы;
—    Создание условий для самовыражения, самоусовершенствования   и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности;
—    Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников;
—    Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

Структура школьного самоуправления

Где нет структуры – нет организации,
не может быть и управления.
(из лекции по менеджменту)

Сейчас, когда школа рассматривается как сложная, развивающаяся, динамическая система, а субъект вынуждено (чтобы управлять ею) стал расширенным, без рационального (в пределах оптимального) его построения и организации просто не обойтись.
Организационная структура имеет принципиальное значение не только для оптимальной деятельности директора и управляющей системы в целом, но и для учебно-воспитательного процесса, т.е. для главного «механизма», формирующего ребенка – человека, гражданина, школьника.
Нужно помнить, что всеми частями, компонентами, участками, задачами, проблемами, ситуациями и т.п. в школе кто-то (орган, группа или отдельный человек) должен управлять.
В структуре управляющей системы нашей школы мы выделяем четыре уровня управления (вертикальная структура).(См. приложение 1)
На каждом уровне представлены, как профессиональные, так и различные общественные субъекты, что совершенно необходимо в интересах и демократизации и оптимизации управления.
Участие учащихся в управляющей системе обязательно, т.к. формирует их организаторские способности и деловые качества.
Еще, к сожалению, очень много неувязок, противоречий организационной структуры. Поэтому предстоит большая работа в продумывании организационных связей между уровнями и субъектами одного уровня. Организационная схема хорошо служит для проверки и «вертикальных» и «горизонтальных» связей, помогает согласовать, увязать, скоординировать связи между всеми частями связи управляющей системы. Следует не забывать суждение видного специалиста в области американского менеджмента В.И.Терещенко: «Пока не нарисована ясная, логическая организационная схема, «организации» нет».
В организационной схеме управляющей системы, в её структурных связях директор всегда сможет проследить триаду: управление – соуправление – самоуправление.
Данная организационная структура построена  осознано, исходя из целей, содержания школы, учебно-воспитательного процесса. Она вполне оптимальна для наших конкретных условий.
Особое значение в ВСШ имеет работа органов самоуправления 1 и 4 уровня.
Одним из показателей самоуправления 1 уровня является работа совета школы, который как орган школьного самоуправления закреплен в Законе РФ «Об образовании». (См. приложение 2)
Система школьного самоуправления имеет 4 уровня.
Структура 4 уровня ученического самоуправления строиться на уровне классных коллективов с 5 по 11 класс, кружков, секций, клуба «Астрагал». (См. приложение 3,4)
Ведущие виды деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное время, в т.ч. и в системе дополнительного образования:
—    познавательная деятельность  (интеллектуальный марафон, предметные недели, различные игры (КВН, «Что, Где, Когда?») и т.д.);
—    самообслуживание (забота о порядке и чистоте в школе, организация дежурства, создание правового поля во внутришкольной  жизни);
—    художественно-эстетическое   (праздники, конкурсы, концерты и т.д.);
—    спортивно-оздоровительная    (отвечает потребностям физического
развития и интересам детей, пропаганде ЗОЖ);
—    шефская      (помощь младшим, забота о старших);
—    информационная деятельность  (устная или письменная информация о жизни школы);
Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Получается 6 рабочих органов классного ученического самоуправления.
Рабочие органы самоуправления:
комиссия «Знание»;
комиссия «Порядок»;
комиссия «Творчество»;
совет «Спортмастер»;
совет вожатых «Добродетель»;
группа информации «Перо».
Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные 2 – 3 человека  —  его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 6 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Председатель отвечает за работу каждого члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени, а далее один из членов отвечает за дела внутри класса, другой за общешкольные дела, в которых принимает участие класс, третий – за связь класса с внешкольной образовательной и социокультурной средой, т.е. за встречи, экскурсии, выставки, конкурсы, проводимые вне школы. Совет класса имеет следующие функции: готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность их членов, готовит информацию и предложения, отражающие потребность детей в выше стоящие органы самоуправления. Высшим органом самоуправления является собрание учащихся класса.
Положение
о школьном ученическом самоуправлении
совете старшеклассников «Инициатива»
I. Общие положения
1.Совет старшеклассников является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию у каждого из них сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
2. Совет старшеклассников избирается в начале учебного года сроком на один год открытым голосованием на общем собрании учащихся,
3.Высшим органом ученического коллектива школы является общее собрание.
4.Общее собрание проводится не реже одного раза в течение  учебного года; активное участие в подготовке и проведении общего собрания принимает Совет старшеклассников и классные собрания учащихся
5. В Совет старшеклассников избираются наиболее активные, дисциплинированные учащиеся 8 – 11 классов, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой.
6.Количественный состав Совета старшеклассников определяется общим собранием в зависимости от числа  8 – 11 классов в школе
II. Задачи и содержание работы Совета старшеклассников
—    основной задачей Совета старшеклассников является всемерное содействие руководству школы, педагогическому коллективу в завершении каждым учащимся полного среднего образования, глубоком освоении школьниками основ наук и приобретение ими трудовых навыков для дальнейшей жизни.
—    Совет старшеклассников принимает активное участие в организации трудового воспитания и профориентации, внеурочной воспитательной работе, развитии самообслуживания, выработки у учащихся бережного отношения к общественной собственности, в воспитании сознательной дисциплины и культуры поведения школьников, способствует выполнению всеми учащимися правил внутреннего распорядка школы, единых педагогических требований.
—    Совет старшеклассников организует взаимопомощь в учении, помогает в организации и проведении олимпиад, конкурсов, вечеров по учебным предметам, является инициатором КТД, создает советы по их проведению.
—    Совет  старшеклассников участвует в создании трудовых объединений школьников, всемерно способствует организации их эффективной деятельности.
—    Совет  старшеклассников организует самообслуживание в школе: уборку классов, кабинетов и других помещений, благоустройство школьной территории, способствует сохранности оборудования классных комнат и учебных кабинетов
III. Организация работы Совета старшеклассников.
1.Из числа членов Совета старшеклассников избираются председатель и его заместитель.
2. В соответствии с основным содержанием учебною — воспитательной деятельности школы Совет старшеклассников образует сектора:
—    Учебный – комиссия «Знание»
—    Трудовой – комиссия «Порядок»
—    Творческий –  комиссия «Творчество»
—    Спортивный – совет «Спортмастер»
—    Редколлегия – группа информации «Перо»
—    Шефский – совет вожатых «Друг»
3.Заседания Совета старшеклассников проходят не реже 1 раза в месяц, по мере необходимости могут проводиться чаще.
1.    Гласность работы Совета старшеклассников, оперативность доведения всех его решений до каждого ученика обеспечиваются через членов Совета старшеклассников каждого класса.
2.    Совет старшеклассников взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей. Председатель (члены) Совета старшеклассников принимают участие в работе Совета школы, на которых обсуждаются вопросы жизнедеятельности коллектива учащихся, подготовка и проведение общешкольных мероприятий, взаимодействие школы с другими воспитательными учреждениями.
IV. Совет старшеклассников и классные коллективы.
—    связь Совета старшеклассников с классными коллективами осуществляется  через членов Совета старшеклассников каждого класса;
—    классное собрание – коллективный орган ученического самоуправления в классе – проводится не реже одного раза в месяц;
—    классное собрание принимает решения по вопросам деятельности классного коллектива, заслушивает информацию о решениях Совета старшеклассников, намечает конкретные меры по выполнению этих решений.
Основными критериями эффективной деятельности ученического самоуправления в школе являются:
-включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею;
-умение учащихся организовать деятельность коллектива;
—    осознание ответственности за достижение совместных целей;
—    умение анализировать и определять программу на перспективу.

Программа деятельности совета старшеклассников «Инициатива».

Пояснительная записка:
Совет старшеклассников «Инициатива» создан с целью развития и реализации творческих способностей учащихся, развитие их ответственности и самостоятельности, выработке правильного восприятия и понимания людей с разными темпераментами; приобретение опыта сотрудничества, развитие навыка восприятия и понимания себя и других людей в процессе общения с ними.
Подготовка различных мероприятий требует вовлечение детей в различные формы деятельности. Это сочинение сценариев, репетиции, организация дежурства по школе, проведение линеек, выпуск газет, объявлений, оформление зала к праздникам и др. Эта работа способствует сплоченности детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса, становлению личности, в какой — то мере определению своей дальнейшей профессии.
Руководит работой совета педагог -организатор (заместитель директора по воспитательной работе). В реализации практического этапа программы принимают участие классные руководители, учителя предметники.
Вся работа ученического самоуправления планируется на год. План состоит из теоретических вопросов и практических занятий (непосредственно подготовка и проведение мероприятий).
Занятия проходят:
-Теоретические вопросы — 1 раз в месяц;
Практические вопросы (проведение мероприятий) — 4 -5 раз в месяц, каждый день — подготовка, репетиции.

Цель:
Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и создание благоприятных условий для самовыражения, реализации индивидуальных способностей, задатков через предоставляемый выбор направлений и видов деятельности.

Задачи:
1. Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы.
2. Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива.
3. Практическое участие в организации порядка, дисциплины в школе, дежурство по школе.
4. Практическое участие в организации внеклассных и внешкольных мероприятий по различным темам.
5. Развитие творчества, инициативы. Формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Привитие трудовых навыков.
8. Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
9. Создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

Ожидаемые результаты от программы.

1. Развитие творческих способностей.
2. Предоставление возможности для самореализации ребят.
З. Раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей учащихся.
4. Создание условий для того, чтобы дети ощутили свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем школы.

Условия реализации программы совета старшеклассников «Инициатива».

1. Создание единой творческой команды педагогов воспитателей.
2. Создание материально-технической базы для работы с детьми.
З. Выделение средств для досуговых мероприятий, создание видео , фоторабот, компьютерной газеты.
4. Содержание программы реализуется через:
• Организаторскую деятельность
• Творческую деятельность
. Выпуск газет, листовок
• Досуговую деятельность (игры, конкурсы, дискотеки, вечера.)
• Внеклассные, внешкольные мероприятия.

Основные участники программы:

Учащиеся 8 — 11 классов школы, изъявившие желание работать в активе, или избранные на классном собрании.

Советом старшеклассников «Инициатива» было разработано совместно с заместителем директора по ВР и педагогом — организатором положения о конкурсах «Дежурство по школе», «Ученик года», «Лучшее предложение в план работы школы», «Школьная символика». (см.приложение N2 2, 3,4,5).

Вся работа ученического самоуправления планируется на год. План состоит из теоретических вопросов и практических занятий (непосредственно подготовка и проведение мероприятий).

Основные средства и методические основы организации и воспитания ученического коллектива в школе.

Коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме.
Методика создания и воспитания ученического коллектива базируется на двух вещах:
Во-первых, нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совместную деятельность.
Во-вторых, необходимо организовать и стимулировать эту деятельность, таким образом, что бы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив.
Отсюда следуют два существенных вывода:
1. В качестве важнейших средств воспитания ученического коллектива выступают учебная и разнообразная внеклассная работа, трудовая, общественно-патриотическая, культурно- массовая деятельность учащихся;
2. В процессе организации указанных видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание воспитательного коллектива.

Основу этой методики составляют:
• Умелое предъявление требований к учащимся;
• Воспитание ученического актива;
• Организация перспектив в учебной, трудовой, общественной деятельности;
• Формирование здорового общественного мышления;
• Создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.
Необходимой предпосылкой хорошей работы ученического актива является четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот почему первостепенным делом в воспитании ученического актива школы является их инструктирование, постановка и конкретизация тех задач, в решении которых они должны принимать участие.
В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. «Ничего так не скрепляет коллектив, говорил А.С.Макаренко,- как традиции. Воспитаешь традиции, сохранить их чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций, … не может быть хорошей школой…» Школьное самоуправление дает возможность ученику:
приобрести опыт ведения предвыборной и выборной кампаний;
раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности;
способность сделать правильный, нравственный, социальный и политический выбор.
3. Интеллектуальное развитие:
потребность применять знания на практике;
умение обобщать, анализировать, делать выводы;
стремление к постоянному саморазвитию;
умение ориентироваться в справочной, художественной научной литературе;
умение и желание организовать себя;
умение и желание образовываться на протяжении всей жизни.
4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
добросовестность;
старательность;
предприимчивость, самостоятельность;
творческий подход к работе;
5. Личностные качества (черты характера):
сознательная дисциплинированность, обязательность;
стойкость, умение переносить трудности;
внутренняя способность, независимость;
решительность, смелость, умение преодолевать неуверенность, страх;
порядочность;
честность, правдивость;
развитое чувство достоинства;
устремленность к обретению свободы, расширению границ своих возможностей, Т.е. преодоление собственной ограниченности.
6. Человек — творец самого себя:
объективная самооценка, умение видеть свои недостатки (без угнетения, чувства неполноценности, комплексов);
стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самоизменению.
7. Отношение к окружающим:
гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей;
интерес к людям, общительность;
— . доброжелательность, неконфликтность, сотрудничество;
терпимость, уступчивость;
умение постоять за себя;
альтруистическая жизненная позиция — бескорыстная забота о других.
8. Культура поведения ( общение):
умение жить вместе с другими;
умение контролировать себя;
сдержанность;
тактичность;
знание психологических основ общения;
чувство меры в общении;
умение соблюдать «дистанцию»;

Функции рабочих органов самоуправления

Комиссия «Знание»:
— помогают в организации и проведении предметных недель
— обеспечивает участие в интеллектуальных мероприятиях;
— отвечает за состояние дневников, учебников, тетрадей.

Комиссия «Порядок»
— организация дежурства по школе;
— контроль за состоянием личной гигиены;
— утепление окон школы;
-организация благоустройства школьной территории.

Комиссия «Творчество»:
-подготовка и участие в концертах;
-организация различных конкурсов, вечеров отдыха, выставок;
-разработка школьных мероприятий и их про ведение (КВН, Молодежный –фестиваль, Новогодний переполох и др.).

Совет «Спортмастер»:
-помощь в организации и участие в спортивных соревнованиях (кроссы, эстафеты, веселые старты, лыжные гонки и др.);
-соревнования по шахматам, шашкам;
-проведение дней здоровья и спортивных праздников.

Совет вожатых «Друг»:
-организация и проведение праздников для учащихся начальной школы;
-организация подвижных перемен в начальной школе;
-организация и проведение конкурсов рисунков;
-подготовка и проведение концертов в доме престарелых (День пожилых людей, 8 марта, 23 февраля, 9 мая);
-посильная помощь ветеранам войны и труда.

Группа информации «Перо»:
-оформление газет к праздникам;
-выпуск листовок и их распространение («Сохраним природу», «Для вас ветераны», ко дню 8 марта, 9 мая и другие);
-оформление патриотического уголка, информационного уголка и Т.д.

Каждый орган избирает из своего состава председателя и заместителя, а остальные (2 — 3 человека) его члены. Из председателей комиссий составляется совет класса. В него входят 6 председателей. Все члены совета по очереди исполняют роль председателя совета (1 месяц). У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности.
Председатель отвечает за работу каждого члена, его заместитель — за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени, а далее один из членов отвечает за дела внутри класса, другой за общешкольные дела, в которых принимает участие класс, третий — за связь класса с внешкольной образовательной и социокультурной средой, Т.е. за встречи, экскурсии, выставки, конкурсы, проводимые вне школы.
Совет класса имеет следующие функции: готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность их членов, готовит информацию и предложения, отражающие потребность детей в выше стоящие органы самоуправления.
Высшим органом ученического самоуправления является совет старшеклассников «Инициатива» и ученическая конференция. 1 раз в четверть председатель совета «Инициатива» приглашает на  ученический совет председателей классов с 5 по 11 на подведение итогов за четверть и для обсуждения плана работы на следующую четверть. При организации КТД собирается совет дела, в котором могут принять участие все желающие учащиеся с 5 по 11 класс.

Материальная база.

1.    Имеется в наличии: компьютерная и оргтехника для набора  положений, грамот, листовок; сканер, принтер, ксерокс, 3 фотоаппарата, СD – магнитофоны, телевизор, мультимедиа проектор, визиомагнитофон, ноутбуки, музыкальные центры.
2.    Для проведения теоретических и практических занятий используется актовый зал и спортивный зал. Для работ с компьютером – кабинет информатики.

Финансирование.
Все расходы, связанные с выпуском газет, листовок, грамот, с награждением и оформлением мероприятий берутся из фонда попечительского совета, спонсорской помощи.

Штат.
1.    Заместитель директора по воспитательной работе.
2.    Педагог-организатор
3.    Социальный педагог.
4.    Педагог –психолог.
5.    Классные руководители.
6.    Учителя-предметники.

 

Сайт обновлен 22 ноября 2024г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru