Цель: систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами.
Задачи.
— развить умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России.
— формировать уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России; — формировать осознанного видения связи прошлого и настоящего времён, а также эстетического вкуса и аккуратности в работе.
Оформление: класс оформлен детскими рисунками с предыдущих уроков, экспонатами изделий народных промыслов, на доске большое панно «Ярмарка», составленное из рисунков учащихся, ярмарочные прилавки, выполненные в технике аппликации.
Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен в исполнении ансамблей русских народных инструментов.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация.
Ход праздника.
( Из фильма «Сорочинская ярмарка»)
Учитель:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Ведущий1:
Сегодня мы проводим ярмарку народных ремесел. А что такое ярмарка?
Это праздник, народное гулянье, на котором артисты проводят аттракционы, концерты, представления; продавцы расхваливают свой товар; мастера различных ремесел демонстрируют свои умения и навыки.
Чтец 1
В золотые ворота
Проходите, господа!
Первый раз пройдем –
Всех друзей проведем.
На второй же раз
Не пропустим вас!
Чтец 2
Купцы дорогие,
Люди торговые,
Но нашей ярмарке должны вы
Свой товар расхвалить,
Ничего не забыть.
И себя показать,
И товар свой продать.
Учащиеся-мастера артели «Городец».
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
Чтец 3
Наши доски самые красивые, их украшают изображения цветов, птиц и коней. Иногда мастера рисуют на досках людей.
Для росписи наших изделий используются масляные краски. Доски покрываются лаком, поэтому долго служат хозяйкам, не теряя своей красоты.
Наши цветы сложные и красочные. Они пишутся в несколько слоев, в их изображении несколько оттенков одного цвета или разных цветов.
Ведущий 2
Встречайте мастеровой, торговый люд! А уж они расскажут нам о творениях хохломских умельцев.
Чтец 4
Кисть хохломская! Большое спасибо.
Сказывай сказку для радости жизни.
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
^ Ученики-мастера артели «Хохлома».
Подходи, детвора, — зазывает Хохлома!
Ну, а это, братцы, мы.
Наш товар из Хохломы:
Посуда и игрушки, Свистульки и зверушки.
Все листочки — как листочки,
Здесь же каждый — золотой.
Красоту такую люди
Называют Хохломой.
Ведущий1 Откуда пришли к нам эти горящие золотом плошки, туески, игрушки?
Чтец 5: Разное рассказывают старики, говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец; избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшённую, да птицам пшено не забывал сыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил, и вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке. И стала чаша золотой. Это, конечно, легенда, сказка, но… сказка-ложь, да в ней намёк.
Чтец 6: «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке на Волге недалеко от Городца. А золото-то откуда?
Узор покрывают олифой или лаком и ставят в печь. Лак закалится до желтого цвета и вспыхнет под ним блестящий фон.
.Ведущий 2 И этот товар станет украшением в нашем доме. Теперь перейдем к следующим товарам.
Ученики-мастера артели «Народная игрушка».
Тут поют свои частушки
Знаменитые игрушки
Филимон с гармошкой,
С внуком Филимошкой!
Расписные индюшата,
Кони, птицы и утята,
Расписные даже хрюшки
В царстве дымковской игрушки!
Игрушки наши повсюду славятся.
Подходите скорее, вам понравятся
Ведущий 1 А вы знаете, почему такие названия у этих игрушек? Дымковская игрушка так названа потому, что она родилась в слободе Дымково, недалеко от городка Вятка. Вылепленная из красной глины, игрушка после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом (сейчас водно-эмульсионными белилами). По белому фону выполняется роспись яркими жизнерадостными красками.
Чтец 7 Филимоновские игрушки-свистульки родом из села Филимоново. Их лепят из красной глины, после обжига их не забеливают, как дымковские, а наносят роспись на естественный цвет глины поперечными и продольными полосами зеленого, желтого и красного цветов.
Чтец 8
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы,
От дымковской игрушки
Идёт тепло и свет,
Он даже не иссякнет
Десятки, сотни лет.
Ведущий 2 Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские черно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью
Ведущий1 Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка — вот и всё знаменитое село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне. Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни её несравненное сияние.
Ведущий 2 А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развесёлой и умной жизни?!
Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не приспосабливались мастера к новой жизни.
Чтец Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказками да былью…
Русские иконные края…
Палеха не сломленные крылья!
Будто свиток, Палешка — река
В полосе вишнёвого заката
Белый храм возносится куда-то,
Мудрый, как ушедшие века!
Учитель:! Талантлива и щедра талантами наша Тохтуевская земля.( выступление семьи Корзниковых)
Учитель. Какие прекрасные изделия вы сейчас увидели.Сколько умения и терпения надо иметь, чтобы стать мастером. Мы надеемся, что в недалёком будущем каждый из вас станет мастаром своего дела и прославит нашу землю.
Презентация.