Глава 18 УК объединяет преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Мы переходим к теме, которую взрослые обычно считают очень острой и неприятной для объяснения с детьми. Некоторые вообще относят ее к неприличной. Хотя она также естественна, как и другие.
И здесь мне, прежде всего, хотелось бы поговорить с родителями. Хотя и детям читать это вовсе не возбраняется.
Знакомая одиннадцатилетняя девочка, преодолевая чрезвычайное стеснение, спрашивает меня, что такое оргазм. Хотя вопрос весьма неожиданный, подумав несколько секунд, как па него реагировать, я даю объяснение. Затем говорю, что с подобными вопросами лучше все-таки обращаться к родителям. «Да, я спросила у папы, а он сказал, чтобы не приставала с разными глупостями», — отвечает она.
Другой мой приятель, ровесник этой девочки, спрашивает: «Расскажи, с телками в постели хорошо?». Приходится признаться, что с телками мне как-то не доводилось. Он понимает и быстро поправляется: «Ну с бабами?». Отвечаю, что хорошо с теми, кто нравится, с любимыми. Очень хорошо. Парень дальше тему не развивает, но теперь его начинаю расспрашивать я, пытаясь выяснить, кого он относит к «телкам». Оказывается, мама, сестра и бабушка — не телки, а все остальные «бабы» — как раз они. «Значит, когда ты вырастешь, то жена у тебя будет «телка», — констатирую я. Мальчику не очень нравится такой вывод.
Смотрите, уважаемые родители, какое неуважительное отношение к женщинам. «Телка», «овца», «курица» и другие далеко не привлекательные эпитеты. (Интересно, а как девочки и девушки отзываются об особях противоположного пола? Наверное, «быки», «бараны», «козлы» и т. п.)
Кстати, о телках. В первых Уголовных кодексах Российской Федерации первой четверти XX века присутствовала уголовная ответственность за скотоложство, то есть за вступление в интимные отношения с представительницами скота. При этом вряд ли законодатель охранял их половую свободу. Скорее, он все-таки пекся о моральном облике человека и его нравственности.
Вы спросите, почему дети обращаются ко мне? Мне кажется, что я нормальный, обычный родитель, и меня также шокируют некоторые неожиданные вопросы, в том числе и от моей дочки. Однако я полагаю, что любые вопросы ребенка должны найти ответ у взрослых, и пытаюсь это делать. А уж между родителями и детьми запрещенных тем существовать не должно и подавно. Если вы придерживаетесь иного мнения, то могу заверить, что появившийся вопрос останется и все равно найдет ответ. Любопытство ваших малолетних дочери или сына в вопросах интимных отношений между мужчиной и женщиной удовлетворит их окружение сверстников и сверстниц. Можете представить, каким образом.
Не делайте секрета из того в чем его нет. Наши дети более чем достаточно информированы о таинствах отношения иолов сегодняшними средствами массовой информации, из которых, правда, почти улетучились понятия любви и верности, родства душ и нежности, взаимной симпатии, а остался практически голый секс. И если вы не возьмете на себя обязанность скорректировать представления ребенка в этой области, то извините, пеняйте на себя за извращенные взгляды чад.
Кстати, сегодня возможности в воспитании детей здесь практически неограниченны. И если родители сами не способны преодолеть психологический барьер «неудобности» темы, то уж с задачей выбора нормальной специальной литературы (в том числе для детей) и тактичного предоставления ее детям они справиться обязаны.
Вопросы взаимоотношения полов интересуют подавляющее большинство детей с очень раннего возраста — шести-восьми лет.
Если вы уйдете от известного штампа, что «в наше время мы были другими», и найдете смелость честно вспомнить себя в детстве, то поймете, вас тоже с малых лет интересовала эта тема. Во всяком случае больше, чем таблица умножения.
Думаете, что пробелы в этой области знаний не столь уж важны, что это не страшно. К сожалению, бывает по-разному В крайних проявлениях именно ранний интерес, неудовлетворенное любопытство к интимным отношениям, пренебрежительное отношение к женщине как к «телке», «овце» в реальности могу привести к одному из наиболее тяжких преступлений против личности — изнасилованию.
Статья 131 У К определяет изнасилование как «половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей».
Само определение деяния предполагает, что преступлением может быть признано насильственное (то есть против воли потерпевшей) совершение полового акта. Насилие может выражаться в причинении женщине или девушке телесных повреждений, нанесении побоев, попытке ее удушения и тому подобные действиях либо в угрозе применения таковых. В равной мере средством подавления воли могут выступать и те лее действия в отношении родственников или близких людей потерпевшей.
Насилием признается и половое сношение с использованием беспомощного состояния женщины. Под этим определением понимается такая ситуация, при которой жертва в силу физического или психического состояния не могла понимать смысла совершаемых с нею действий и оказывать сопротивление. Это может быть, например, тяжелое психическое заболевание, потеря сознания, состояние сильного алкогольного или наркотического опьянения и т.п. При этом абсолютно неважно, способствовал ли виновный доведению потерпевшей до такого состояния либо оп здесь совершенно ни при чем.
В связи с этим у кого-то может возникнуть вопрос, о каком изнасиловании может идти речь, допустим, при совершении полового акта с женщиной, добровольно пришедшей в гости и напившейся до беспамятства в компании будущего насильника.
Надо сказать, что чаще всего на практике родители виновных ребят, да и сами подростки нередко обвиняют как раз потерпевших в неправильном поведении. Действительно, на практике «чистых» изнасилований, когда насильник выслеживает либо подстерегает жертву и неожиданно нападает на нее, не так уж много. Во многих ситуациях поведение женщины в какой-то степени является «провокационным». Однако Уголовный кодекс вполне определенно отвечает, что даже в подобных ситуациях речь идет о преступлении. И здесь важно понять позицию законодателя, который в данном случае защищает половую свободу женщины, то есть ее право решать, с кем ей вступать в интимные отношения, а с кем нет. Поэтому согласие женщины на употребление спиртных напитков отнюдь не равно- согласию на вступление в половую связь и грозит виновному срок от трех до шести лет.
Пятнадцатилетние Игорь Щекин, Владимир Мышкин и Петр Кузовников августовским вечером собрались на пустыре и распивали портвейн в компании с одноклассницей Аллой Д Девушке стало плохо, и опа отошла в сторону. Подошедший Щекин попытался раздеть ее, но получил отпор. Сильно избив Аллу и подавив ее сопротивление, он изнасиловал девушку, после чего позвал товарищей. Мышкин и Кузовников также совершили с ней половой акт. Причем последний не хотел этого. но побоялся насмешек друзей. Несомненно, употребление спиртного Аллой никак не красит ее. Однако это обстоятельство никоим образом не оправдывает поведения подростков. Всех друзей осудили за изнасилование. Щекин был приговорен к семи годам лишения свободы, а Мышкин и Кузовников получили по пять лет. Причем осуждены они были по части 2 пункты «б» и «д» статьи 131 УК поскольку совершили преступление в группе и в отношении несовершеннолетней.
К другим квалифицирующим признакам части 2 рассматриваемой статьи относится совершение изнасилования:
«с угрозой убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей или к другим лицам» (пункт «в»);
«повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием» (пункт «г»).
Подобные преступления наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
Еще более строгие санкции — от восьми до пятнадцати лет — предусмотрены частью 3 статьи 131 У К, устанавливающей ответственность за изнасилование:
«а) повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей; б) повлекшее но неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшей, заражение ее ВИЧ-инфекцией или иные тяжкие последствия;
в) потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста».
В случае умышленного убийства жертвы либо умышленного причинения тяжкого вреда ее здоровью виновный в изнасиловании будет осужден еще и по статье 105 либо статье 111 УК.
Многие полагают, что привлечение к ответственности за рассматриваемое преступление зависит от заявления женщины-жертвы. Якобы. нет заявления — не придется и отвечать за содеянное. Это действительно так, но отчасти.
Уголовно-процессуальный кодекс (есть еще и такой) относит ряд деяний, в том числе и изнасилование, к делам так называемого частного или частнопубличного обвинения, когда уголовное дело может возбуждаться только по заявлению потерпевшей. Но это положение относится исключительно к части 1 статьи 131. Во всех остальных случаях волеизъявление жертвы не имеет правового значения. Более того, следует заметить, что при наличии заявления женщины об изнасиловании она уже не может забрать его обратно и прекращение уголовного дела, например, в связи с прощением ею виновного, не допускается.
В 18-й главе УК нас интересует еще одно деяние — «Насильственные действия сексуального характера».
Диспозиция статьи 132 определяет это преступление как: «Мужеложство, лесбиянство или иные действия сексуального характера с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшего (потерпевшей)».
В отличие от статьи 131 данная статья предусматривает ответственность за любые насильственные действия сексуального характера между лицами мужского (мужеложство) либо женского (лесбиянство) пола.
Она также состоит из трех частей и во всех остальных положениях — квалифицирующих признаках и санкциях — полностью повторяет статью 131.
Совершение полового акта без применения физического либо психического насилия с психически здоровой, отдающей себе отчет в происходящем женщиной или девушкой, достигшей четырнадцати лет, а также добровольные действия сексуального характера (мужеложство и лесбиянство) между лицами старше четырнадцати лет не влекут уголовной ответственности.
|