Аннотация к рабочей программе по учебной дисциплине «Русский язык» 8 класс
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента государст
венного стандарта общего образования и Примерной программы основного общего образования
по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки РФ для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования.
Преподавание русского языка в 8 классе ведется по учебнику под редакцией М.М. Разумовской и
рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе:17 часов развития речи.
Учебник и программа отражают обязательное для усвоения в основной школе содержа
ние обучения русскому языку.
Изучение русского языка опирается в основном на уже устоявшийся минимум понятий по разделу«Синтаксис», однако предполагается более
глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка, а также пунктуаци
онных правил. Особое внимание уделяется таким вопросам, как «Речевые умения и навы
ки учащихся», «Интонация и пунктуация»,
«Назначение знаков препинания», «Принцип русской пунктуации».
Главная цель занятий:
русским языком в 8 классе — речевое и языковое развитие школьников — решается с
помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных
речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов
изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь. Стержневая
грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная – «Простое предложение».
Теоретический материал подаётся в свете идей структурно-семантического подхода,
предписывающего рассматривать семантические явления в единстве их значения, формы
и функции. Поэтому особое внимание уделяется семантическому, функциональному и
коммуникативному аспектам изучаемых синтаксических категорий. Особое внимание в 8
классе уделяется интонационной стороне речи, поскольку интонация является
отличительной чертой, присущей предложению. Все сведения и умения интонационного
характера, которыми располагают учащиеся, обобщаются, углубляются и обобщаются.
Поскольку многие правила пунктуации
формируются на более сложном языковом материале, чем прежде, учащиеся знакомятся с
новыми понятиями: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения.
Особенностью работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве
единицы обучения используется целый текст – рассматривается структура жанра. Особое
внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры
публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни.
Задачи курса:
— совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
— обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным
расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
— совершенствовать рецептивно-аналитические текстовые умения, в частности умение
проводить различные виды анализа текста: содержательно-композиционный,
стилистический, типографический, анализ способов и средств связи предложений,
полный и комплексный анализ текста;
формировать умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания.
Умения и навыки учащихся, формируемые курсом:
• различать простые предложения разных видов;
• употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и
стилистических свойств;
• уместно употреблять предложения с вводными словами и
вставными конструкциями;
• правильно строить и употреблять предложения с
обособленными глаголами;
• выразительно читать простые предложения изученных
конструкций;
• находить пунктограммы, обосновывать постановку соответствующих
знаков препинания, правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;
• находить в молодёжных газетах репортажи и портретные очерки; определять
характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на
читателя;
• писать изложения с элементами сочинения, писать сочинения в
художественном и публицистическом стиле;
• вести репортажи, писать автобиографию,
заявление, составлять тезисы небольшой статьи и конспект;
• участвовать в семинарах, олимпиадах, делать выступления на заданную тему.