Элективный курс «Компьютерная грамотность»
Пояснительная записка
Календарно- тематическое планирование элективного курса «Компьютерная грамотность» составлено на основе Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы / Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний 2008.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Содержание курса строилось на основе трех основных идей:
- 1.Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
- 2.Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
- 3.Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Цель школы: создание условий для качественного образования, ориентированного на формирование ключевых компетентностей обучающихся.
Задача школы: освоение и реализация деятельностно–компетентностного подхода в образовании.
Цели данного элективного курса в начальной школе:
- 1.Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
- 2.Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
- 3.Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем, в том числе с помощью компьютера.
- 4.Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
- 5.Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
- 6.Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
- 7.Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
Задачи курса:
- развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
В содержательном плане данный курс – основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика».
В результате изучения элективного курса в 4 классе учащиеся должны:
понимать:
- какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с информацией;
- что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
- что информационные объекты служат для описания других объектов;
- что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
- что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
- что использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач и для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы), запускать простейшие широко используемые прикладные программы (текстовый и графический редактор, тренажеры, тесты);
знать:
• основные действия с информацией: сбор, представление, кодирование, хранение, обработку и передачу;
• что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
• что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
• что компьютер может работать с разными информационными объектами;
• что компьютер может накапливать, хранить, передавать и обрабатывать информацию;
• что данные — это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
• что файл — это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время создания, объем);
• что файл — это электронный документ;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
- работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
- использовать оглавления, указатели, каталоги, справочники, книги, записные книжки и компьютерные источники, в том числе Интернет для поиска информации;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
- управлять экранными объектами с помощью мыши;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Содержание курса
1) Повторение
Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношение между объектами. Компьютер.
2) Понятие, суждение, умозаключение.
Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина»и «ложь». Суждение. Умозаключение.
3) Модель и моделирование.
Модель объекта. Модель отношения между понятиями. Алгоритм. Какие бывают алгоритмы. Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.
4) Информационное управление.
Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.
Учебный план
|
Всего
|
|
|
- 1.Повторение
|
7
|
|
- 2.Понятие, суждение, умозаключение
|
9
|
|
- 3.Модель и моделирование
|
8
|
|
- 4.Информационное управление
|
10
|
|
ИТОГО
|
34
|
|
Ведущие технологии обучения:
Ведущими технологиями при изучении элективного курса «Компьютерная грамотность» является информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.
Цель применения информационно-коммуникационной технологии:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.
Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Цель применения здоровье-сберегающей технологии:
- Создание благоприятного психологического фона на уроках,
- использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,
- создание условий для самовыражения учащихся.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ , направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется путем фронтального опроса или оцениванием практических работ, выполненных на уроках.
Отметка «5» ставится, если:
— ученик даёт полные, развёрнутые ответы на вопросы;
— в логических рассуждениях нет пробелов и ошибок;
— выполнил от 90% до 100% практической работы, запланированной на урок.
Отметка «4» ставится, если:
— при ответе на вопросы допущена 1 ошибка или 2-3 недочёта;
— логические обоснования недостаточны;
— выполнено от 70 % до 90 % практической работы.
Отметка «3» ставится, если:
— при ответе на вопросы допущено более 1 ошибки или более 2-3 недочётов;
— логические обоснования ответов не даются;
— выполнено от 40 % до 70 % практической работы или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Неудовлетворительные отметки должны ставиться только в случае отказа ребёнка выполнять практические задания.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Компьютерная грамотность»
для 4 класса
Урок
|
Содержание урока
|
ЦОР
|
Дата план
|
Дата факт
|
Повторение
|
|
|
|
1
|
§ 1. Человек и информация
|
1) электронный словарь
2)презентация «Человек и информация»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
2
|
§ 2. Действия с информацией
|
1) электронный словарь
2)презентация «Действия с информацией»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
3
|
§ 3. Объект и его свойства
|
1) электронный словарь
2)презентация «Объект и его свойства»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
4
|
§ 4. Отношения между объектами
|
1) электронный словарь
2)презентация «Отношения между объектами»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
5
|
§ 5. Компьютер
|
1) электронный словарь
2)презентация «Компьютер»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
6
|
Повторение, компьютерный практикум
|
1) электронный словарь
2)задания по теме
3) тренажер клавиатуры
|
|
|
7
|
Работа со словарем и контроль
|
1) электронный словарь
2) контрольный тест
3) тренажер клавиатуры
|
|
|
Понятие, суждение, умозаключение
|
|
|
|
8
|
§ 6. Понятие
|
1) электронный словарь
2)презентация «Понятие»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
9
|
§ 7. Деление и обобщение понятий
|
1) электронный словарь
2)презентация «Понятие»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
10
|
§ 8. Отношения между понятиями
|
1) электронный словарь
2)презентация «Понятие»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
11
|
§ 9. Совместимые и несовместимые понятия
|
1) электронный словарь
2)презентация «Понятие»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
12
|
§ 10. Понятия «истина» и «ложь»
|
1) электронный словарь
2)презентация «Понятия «истина» и «ложь»»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
13
|
§ 11. Суждение
|
1) электронный словарь
2)презентация «Суждение»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
14
|
§ 12. Умозаключение
|
1) электронный словарь
2)презентация «Умозаключение»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
15
|
Повторение, компьютерный практикум
|
1) электронный словарь
2)задания по теме урока
3) тренажер клавиатуры
|
|
|
16
|
Работа со словарем и контроль
|
1) электронный словарь
2)контрольный тест
3) тренажер клавиатуры
|
|
|
Модель и моделирование
|
|
|
|
17
|
§ 13. Модель объекта
|
1) электронный словарь
2)презентация «Моделирование»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
18
|
§ 14. Модель отношений между понятиями
|
1) электронный словарь
2)презентация «Модель отношений между понятиями»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
19
|
§ 15. Алгоритм
|
1) электронный словарь
2)презентация «Алгоритм»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
20
|
§ 16. Исполнитель алгоритма
|
1) электронный словарь
2)презентация «Исполнитель алгоритма»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
5) программа Стрелочка
|
|
|
21
|
§ 17. Компьютерная программа
|
1) электронный словарь
2)презентация «Компьютерная программа»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
5) программа Стрелочка
|
|
|
22
|
Повторение, работа со словарем
|
1) электронный словарь
2) задания по теме урока
4) тренажер клавиатуры
5) программа Стрелочка
|
|
|
23
|
Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем, контрольное тестирование
|
1) электронный словарь
2) задания по теме урока
4) тренажер клавиатуры
5) программа Стрелочка
6) контрольный тест
|
|
|
Информационное управление
|
|
|
|
24
|
§ 18. Управление собой и другими людьми
|
1) электронный словарь
2)презентация «Управление собой и другими людьми»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
25
|
§ 19. Управление неживыми объектами
|
1) электронный словарь
2)презентация «Управление неживыми объектами»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
26
|
§ 20. Схема управления
|
1) электронный словарь
2)презентация «Схема управления»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
27
|
§ 21. Управление компьютером
|
1) электронный словарь
2)презентация «Управление компьютером»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
28
|
Повторение, тестирование, игры и эстафеты
|
1) электронный словарь
2) задания по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
29
|
Работа со словарем, контрольная, тестирование
|
1) электронный словарь
2) задания по теме урока
4) тренажер клавиатуры
5) контрольный тест
|
|
|
30
|
Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум (зачет)
|
1) электронный словарь
2) задания по теме курса
4) тренажер клавиатуры
5) программа Стрелочка
|
|
|
31
|
Предварительная контрольная, работа над ошибками, игры и эстафеты
|
1) электронный словарь
2) задания по теме курса
4) тренажер клавиатуры
5) программа Стрелочка
|
|
|
32
|
Итоговая контрольная и тестирование
|
1) электронный словарь
2) задания по теме курса
4) тренажер клавиатуры
5) программа Стрелочка
6) итоговый тест
|
|
|
33-34
|
Резерв (игры, эстафеты)
|
1) электронный словарь
2) задания по теме курса
4) тренажер клавиатуры
5) программа Стрелочка
|
|
|
|
Всего 34 часа
|
|
|
|
Литература:
- 1.«Информатика и ИКТ» Учебник для 2 класса Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
- 2.Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.1 Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2007
- 3.Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.2 Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008
- 4.Информатика: контрольные работы для четвертого класса Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008
- 5.Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Программа курса информатики для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.