Образовательная программа МАОУ «Тохтуевская СОШ»
П А С П О Р Т Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Тохтуевская средняя общеобразовательная школа»
2. Общие положения
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения Тохтуевской средней общеобразовательной школы (далее школа, ОУ) разработана на основании пункта 5 статьи 14 Закона РФ «Об образовании». «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами или устанавливаемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательными стандартами.». Образовательная программа представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с Управляющим Советом: образовательные цели, социокультурную миссию образовательного учреждения; содержание образования (основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей; образовательные технологии); особенности организации УВП, программу развития учреждения. 3. Информационная справка о школе МОУ Тохтуевская СОШ расположена в с. Тохтуева Соликамского района Пермского края. Тохтуевское сельское поселение входит в состав Соликамского муниципального На территории Тохтуевского сельского поселения по состоянию на 01.01.2011г. проживает 2870 человек в 6 населенных пунктах. Число предприятий и организаций на территории поселения – 44 единицы. Среднесписочная численность работающих на предприятиях и в организациях — 779 человек; работающих в бюджетной сфере – 384 человека; работающих у индивидуальных предпринимателях – 331 человек; численность не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в ЦЗН – 19 человек, не состоящих на учете в ЦЗН – 277 человек; численность пенсионеров, состоящих на учете в отделе пенсионного фонда РФ по Соликамскому району 475 человек. Муниципальное общеобразовательное учреждение Тохтуевская средняя общеобразовательная школа является общеобразовательным учреждением, юридически самостоятельным предприятием, перешедшим с 2006 года на новые условия хозяйствования.
Школа расположена в типовом здании, построенном в 1981г. Первое здание школы кирпичное, 2 – этажное, общая площадь 1781 кв. метра, фундамент железобетонный, стены кирпичные, крыша, совмещенная рулонная, полы дощатые, построено в 1982 году. Второе здание школы блочное, 2-этажное, общая площадь 3985,3 кв. метра фундамент железобетонный, стены крупнопанельные, крыша залитая, полы бетонные, плитка, линолеум, построено в 1989 году. Количество классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории) – 24. Количество учебно-производственных и учебных мастерских, используемых для обучающихся (швейная мастерская, столярно-слесарная мастерская) – 2. За участие в конкурсе муниципальных общеобразовательных учреждений Пермского края, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках национального проекта «Образование» школа получила в 2007 году оборудование в кабинет химии, в 2008 году – оборудование в кабинет биологии. В рамках ПНПО школа получила в 2008 году автотранспортное средство – ПАЗ-32 06 –110– 70, в 2009 году – автотранспортное средство – ГАЗ-322171, в 2010 году – Кабинет физики, Кабинет домоводства, Кабинет для начальной школы, спортивный комплекс в количестве 3-х шт., шкаф вытяжной для кабинета химии, оборудование для актового зала. Имеется столовая для обучающихся с количеством посадочных мест – 80. Подсобное сельское хозяйство: земельный участок 2,5 гектара. Имеются все виды благоустройства: водопровод, центральное отопление, канализация. Осуществляется информатизация образовательного процесса (повышение квалификации педагогов, укрепление материальной базы). За последние 3 года в школу поступило оборудование:
На дополнительно привлеченные средства приобретено спортивное оборудование: тренажеры (4 шт.), 2 теннисных стола, 1 стол для армрестлинга, баскетбольные и волейбольные мячи, лыжи (10 пар) Библиотека укомплектована учебной и методической литературой по обеспечению программ: учебная литература – 8600ед., методическая литература и художественная литература — 1200ед., электронные издания – 55 ед. Реализация основных образовательных программ всех ступеней общего образования обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научно-методической деятельностью и повышением своей квалификации. В настоящее время в школе работает 29 педагогов.
Педагоги школы активно участвуют в конкурсах профессионального мастерства:
Образовательное пространство школы объединяет детей в возрасте с 6,5 до 18 лет, проживающих в с.Тохтуева, д.Села, д.Чертеж, с.Жуланово, с.Тюлькино, с.Затон. Численность учащихся школы
Кроме этого в образовательных классах организовано обучение детей по программе специального (коррекционного) класса VII вида (8 человек).
Социальный паспорт школы (обобщенные данные по социальным особенностям семей обучающихся)
Именно этот контингент является заказчиком МОУ Тохтуевской СОШ на выполнение образовательных услуг. Распределение обучающихся по группам здоровья и физкультурным группам
В школе ежегодно проходит мониторинг успеваемости, качества знаний и степени обученности учащихся. Сравнительные данные успеваемости и качества знания учащихся
В школе организована внеурочная деятельность по предмету через систему факультативов, предметных кружков, профессиональных проб как условие углубления и расширения знаний, умений учащихся по учебным предметам в соответствии с их склонностями и интересами.
Результаты итоговой аттестации учащихся 9 класса по русскому языку и алгебре
Предметы, выбираемые учащимися для итоговой аттестации
Учащимся, имеющим суммарный результат портфолио более 12 баллов, засчитано это достижение в качестве отличного результата по соответствующему предмету: 2007-2008 учебный год – 7 учащимся, 2008-2009 учебный год -7 учащимся, 2009-2010 учебный год — 9 учащимся по разным предметам. Результаты итоговой аттестации учащихся 11 класса
Предметы, выбираемые учащимися для итоговой аттестации
Выпускники, получившие основное общее образование продолжают обучение:
Выпускники средней школы, успешно сдающие экзамены, поступают в высшие учебные заведения г.Москвы, г.Екатеринбурга, г.Перми, г.Березников и г.Соликамска в основном на бюджетной основе.
Ученики школы достигают значительных успехов в предметных олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, научно-практических конференциях:
Ежегодно учащиеся школы становятся обладателями премии главы администрации Соликамского муниципального района в рамках программы «Одаренные дети»:
Дополнительным образованием охвачено 100% обучающихся школы. В системе дополнительного образования работает 24 объединения по 4 направлениям (туристско-краеведческое, спортивные, художественное творчество, социальное). Школа в полной мере обеспечивает доступность и качество дополнительного образования.
Ежегодно учащиеся школы активно участвуют в спортивных соревнованиях различных уровней.
Школа имеет необходимую нормативную базу по общественному управлению. Успешно действуют Совет старшеклассников «Инициатива» (1999г.), Попечительский совет школы (2003 г.), Управляющий Совет (2008 г.), классные родительские комитеты. Деятельность всех органов общественного управления школой регламентируется локальными актами и зафиксирована в Уставе школы (приложения)
4. Концепция управления образовательным учреждением 4.1. Миссия школы Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач – нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования. Кроме того, цель образования должна отвечать социальному заказу: формирование и развитие личности как высшей ценности общества. Современному обществу требуется личность образованная, инициативная, обладающая саморегуляцией, способная к самоопределению. Это тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося с учетом индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней здоровьесберегающей образовательной среды и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. Образовательная программа школы – это целостная система мер по гармонизации взаимоотношений субъектов образовательной деятельности, интеграции общего и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, преемственности в содержании образования. 4.2. Цели и задачи Стратегической целью настоящей Программы является: создание здоровьесберегающей образовательной среды школы для реализации государственной политики, направленной на обеспечение эффективности, доступности и качества образования, на обеспечение индивидуализации образовательного процесса и социализации обучающихся через совершенствование педагогической системы школы в соответствии с требованиями модернизации российского образования. Образовательные цели:
4.3. Прогностическая модель выпускника МАОУ «Тохтуевской СОШ» Выпускник школы, в нашем представлении, — творчески развитая, социальноориентированная личность, способная к саморазвитию и самореализации. Человек, который осознал ценность своего здоровья и здоровья, окружающих как физического, так и психического, осознанно относится к занятиям физической культурой и спортом. У выпускника сформирована устойчивая потребность в ведении здорового образа жизни. Его физическое развитие соответствует нормативам.
Деятельность школы по достижению планируемого результата образования основана на системе принципов. Требования принципов образовательной деятельности в школе
5. Содержание образования
5.2. Основные образовательные программы начального общего образования
Задачи основной образовательной программы начального общего образования : — сформировать первоначальные умения поиска, упорядочения и хранения информации, использование компьютера; — выявить способности личности; — сформировать представления о мире и человеке; — сформировать мотивацию к учебе; — сформировать обще учебные умения и навыки; — подготовить учащихся к основной школе; -создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, отражают: Филология Русский язык:
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Литературное чтение:
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Иностранный язык (английский):
Математика и информатика:
4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; 5) приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
Окружающий мир (Человек, природа, общества):
Искусство
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). Музыка:
Технология (Труд):
Физическая культура:
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Организация учебного процесса в начальных классах является фундаментом образовательной системы. Для организации учебного взаимодействия педагоги первой ступени применяют следующие приемы и методы:
При осуществлении процесса обучения младших школьников используются такие педагогические технологии и методики, как:
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личностей младших школьников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы проведения учебных занятий:
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся Содержание внеучебной деятельности учащихся 1-4-х классов обусловлено целевым ориентиром направлено на формирование нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов учеников, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей. Организационно-деятельностный компонент воспитательного процесса включает и такие элементы, как-то: • технологии (методики) воспитания: приемы и методы моделирования воспитательной системы класса, методы коллективной творческой деятельности, творческая мастерская, игровые и др.; • формы организации воспитательного процесса: праздник, коллективное творческое дело, викторина, конкурс, выставка, экскурсия, устный журнал, беседа и др.; • ученическое самоуправление, осуществляемое в рамках классного коллектива система индивидуальных и групповых поручений, организация работы советов дела). Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования: Итоговая оценка освоения обучающимися ООП начального общего образования отражает достижение предметных и метапредметных результатов освоения ООП, необходимых для продолжения образования. Составляющие итоговой оценки: Итоговая оценка освоения ООП начального общего образования проводится ОУ и направлена на оценку достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП. Обобщённая оценка результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований. Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методики изучения уровня психического развития личности, контрольные работы. Объекты мониторинга: Методы и формы контроля для оценки результатов выполнения ООП
5.3. Основная образовательная программа основного общего образования
Задачами основной образовательной программы основного общего образования являются: — реализовать образовательную программу основной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, конференции, лекции и пр.). — обеспечить освоение учащимися школы обязательного минимума содержания образования на уровне требований государственного стандарта; — сформировать умения использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, INTERNET-ресурсы и другие базы данных — сформировать систему обучения умений и навыков, навыков самообразования. — развить способности личности; — сохранить здоровье учащихся; Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: — • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: Иностранный язык Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка: Математика Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития: История Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Обществознание Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: • понимание значения коммуникации в межличностном общении; География Важнейшие личностные результаты обучения географии: Физика Личностными результатами обучения физике в основной школе являются: Химия Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов: Организация образовательного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.
2) внутришкольная деятельность направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширения кругозора:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Система аттестации учащихся: Система промежуточной аттестации учащихся Промежуточная аттестация учащихся осуществляется по всем предметам инвариантной и вариативной частей учебного плана. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с государственными образовательными стандартами и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся, приведенных в программах по отдельным предметам. Применяется система оценивания сформированности компетентностей с помощью портфолио учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя, по составлению и оцениванию портфолио на учителей-предметников и классных руководителей. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля. Ведущими формами промежуточной аттестации являются:
Особое место в системе промежуточной аттестации занимает подготовка учащихся к прохождению государственной итоговой аттестации в новой форме. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов проводится в соответствии с Положениями и приказами Министерства образования Пермского края и другими нормативными документами. Объекты мониторинга: -Выполнение образовательных государственных стандартов на ступени основного общего образования. Методы и формы контроля для оценки результатов выполнения ООП:
5.4. Основная образовательная программа среднего общего образования Задачами основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются: — реализовать образовательную программу старшей школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, презентации, лекции, семинары, зачетная система); — выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном вузе; — формировать информационно-коммуникативные компетентности; — сформировать мотивацию к профессиональному образованию; — сформировать специальные знания, умения и навыки (проф. обучение); Организация образовательного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы. В процессе обучения старшеклассников используются следующие приемы и методы: Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, деловая игра, практикум, зачет являются основными формами организации учебных занятий в старших классах. Ведущие технологии обучения:
1)внеурочная деятельность направлена на расширение знаний по разным предметами курсам, повышение уровня интеллектуальной деятельности:
2) внутришкольная деятельность направлена на общее развитие школьников, повышение эрудиции и расширения кругозора:
Планируемые результаты освоения ООП среднего (полного) общего образования: 1. Достижение учащимися средней школы методологической компетенции применительно к учебным дисциплинам : • освоение обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования; • наличие системы базовых знаний, позволяющих продолжить образовательную и самообразовательную деятельность • умение осуществлять оценочную деятельность; • овладение методами (способами) образовательной деятельности; • готовность к продуктивной учебно-исследовательской деятельности в предмете. 2.Воспитание у учащихся ценностного отношения к достижениям человеческой культуры, в том числе к образованию и познанию. 3.Освоение учащимися понимания текста, раскрывающего основы наук, универсальных средств передачи знаний, словарей, способов конструирования правильно построенных выражений и правил их преобразования, правил перевода, а также правил интерпретации. 4.Овладение учащимися современными социальными коммуникациями и компьютерными технологиями. 5.Готовность учащихся к самоопределению, продуктивному взаимодействию с людьми независимо от их политических и религиозных воззрений.
Требования к уровню подготовки выпускников среднего (полного) общего образования:
1. Уметь выполнять вычисления и преобразования. 2. Уметь решать уравнения и неравенства. 3. Уметь выполнять действия с функциями. 4.Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами. 5. Уметь строить и исследовать простейшие математические модели. 6 .Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Информатика 1. Моделирование объектов, систем и процессов 2 Интерпретация результатов моделирования 3 Использовать алгебру логики для решения задач моделирования 4 Определение количественных параметров информационных процессов Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: 1 Использование моделирования в практической деятельности 2 Выбирать адекватные программные и аппаратные средства для решения поставленной задачи 3 Использовать основные возможности операционной системы и используемого прикладного программного обеспечения 4 Диагностировать ошибки программного обеспечения и устранять простейшие неисправности его работы 5 Использовать компьютер для подготовки печатных публикаций 6 Использовать компьютер для подготовки мультимедийных презентаций 7 Использовать компьютер для обработки графических изображений и видео 8 Проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера 9 Выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации
Русский язык
1. Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. 2 Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач 3 Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы 4 Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов 5 Объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов 6. Использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи 7. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно- научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации 8. Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста 9. Создавать письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст 10. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка 11. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка 12. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем
1. знать/понимать 1.1. образную природу словесного искусства; 1.2. содержание изученных литературных произведений; 1.3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв., этапы их творческой эволюции; 1.4. историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; 1.5. основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; 1.6. основные теоретико-литературные понятия. 2. уметь 2.1. воспроизводить содержание литературного произведения; 2.2. анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; 2.3. соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; 2.4. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; 2.5. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; 2.6. определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; 2.7. сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; 2.8. выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; 2.9. аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; 2.10. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы. 3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 3.1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; 3.2. участия в диалоге или дискуссии; 3.3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости; 3.4. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
1. языковой лексический материал 2. языковой грамматический материал 3.страноведческую информацию из аутентичных источников, сведения о стране / странах изучаемого языка 4. языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера Уметь Говорение на темы А-У 1. Диалогическая речь в ситуациях официального и неофициального общения 2. Монологическая речь 3. Аудирование 4. Чтение Читать аутентичные тексты различных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические) с использованием различных стратегий / видов чтения в соответствии с коммуникативной задачей. Использовать ознакомительное чтение с целью понимания основного содержания сообщений, интервью, репортажей, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы. Отделять главную информацию от второстепенной, выявлять наиболее значимые факты. Определять свое отношение к прочитанному. 5. Письмо Заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране / странах изучаемого языка. Описывать явления, события, излагать факты, выражая свои суждения и чувства; расспрашивать о новостях и излагать их в письме личного характера. Делать выписки из иноязычного текста. Описывать явления, события, излагать факты в письме делового характера. Описывать факты, явления, события, выражать собственное мнение /суждение. 6. Социокультурные умения Осуществлять межличностное и межкультурное общение с применением знаний о национально- культурных особенностях своей страны и страны / стран изучаемого языка, полученных на уроках иностранного языка. 7. Компенсаторные умения Пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при чтении и аудировании. Прогнозировать содержание текста по заголовку /началу текста, использовать текстовые опоры различного рода (подзаголовки, таблицы, графики, шрифтовые выделения, комментарии, сноски). Владеть языковыми навыками 1 Орфография 2.Фонетическая сторона речи 3.Грамматическая сторона речи 4.Лексическая сторона речи
История 1. Знание дат и периодизации отечественной истории 2. Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса 3. Знание исторических понятий, терминов 4. Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов 5. Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов 6 Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов 7. Группировка исторической информации 8. Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса 9. Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов 10. Анализ исторической ситуации; умение устанавливать комплекс причинно-следственных связей 11. Анализ исторических версий и оценок; умение различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории 12. Умение извлекать информацию из источника 13 Характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника 14. Выявление сущности описанной в источнике проблемы в историческом контексте 15. Анализ позиции автора и участников описываемых в источнике событий
1. биосоциальную сущность человека СБП 2. основные этапы и факторы социализации личности 3. место и роль человека в системе общественных отношений 4. закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы 5. тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов 6. основные социальные институты и процессы 7. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования 8. особенности социально-гуманитарного познания Уметь 1. характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы 2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями 3. объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) 4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук 5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы 6. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы 7. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 8. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам 9. подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу 10. применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам 2. оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации 3. решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности 4. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции 5. предвидения возможных последствий определенных социальных действий 6. ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования 7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
1.смысл основных теоретических категорий и понятий СО; СБП 2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания 3. численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации 4. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей 5. географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда 6. результаты выдающихся географических открытий и путешествий 7. географические следствия движений Земли 8. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность 9. географические особенности природы материков и океанов, специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности природы России, особенности населения, особенности основных отраслей хозяйства, особенности природнохозяйственных зон и районов 10. роль России в международном географическом разделении труда 11. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений Уметь 1 выделять, описывать существенные признаки географических объектов и явлений 2 объяснять существенные признаки географических объектов и явлений 3 определять на плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов 4.оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий 5. составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности м повседневной жизни для — определения поясного времени; чтения карт различного содержания — выявления, описания и объяснения разнообразных явлений (текущих событий и ситуаций) в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы — анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития
Биология 1.1. основные положения биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез: 1.2. строение и признаки биологических объектов: 1.3. сущность биологических процессов и явлений: 1.4. современную биологическую терминологию и символику 1.5. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. Уметь объяснять: 1. роль биологических теорий, законов, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира; 2. единство живой и неживой природы, родство, общность происхождения живых организмов, эволюцию растений и животных, используя биологические теории, законы и правила; 3. отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; 4. причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; 5. взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды; 6. место и роль человека в природе; родство человека с млекопитающими животными, роль различных организмов в жизни человека; 7. зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; проявление наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; устанавливать взаимосвязи: 1. строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; 2. движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции; СП решать задачи разной сложности по цитологии, генетике (составлять схемы скрещивания), экологии, эволюции; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети); распознавать и описывать: клетки растений и животных; СО, СБП особей вида по морфологическому критерию; СБП биологические объекты по их изображению; СО, СБП экосистемы и агроэкосистемы; СП выявлять: отличительные признаки отдельных организмов; СП приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (обмен веществ у растений, животных, человека, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез); митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у растений и животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); анализировать — различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, разных групп организмов и человека, человеческих рас, эволюцию организмов; — состояние окружающей среды; влияние факторов риска на здоровье человека; последствия деятельности человека в экосистемах, глобальные антропогенные изменения в биосфере; — результаты биологических экспериментов, наблюдений по их описанию; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обоснования 1. правил поведения в окружающей среде; СО, СБП 2. мер профилактики распространения заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); 3. оказания первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; 4. способов выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Знать/понимать: Важнейшие химические понятия 1. выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии. 2. выявлять взаимосвязи понятий. 3. использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений. Основные законы и теории химии: 1.применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ. 2. понимать границы применимости указанных химических теорий. 3. понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений. Важнейшие вещества и материалы 1.классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам. 2. объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами. 3. характеризовать практическое значение данного вещества. 4. объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ. Уметь: 1.Называть изученные вещества потривиальной или международной номенклатуре. 2.Определять/классифицировать: валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов, вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки, пространственное строение молекул, характер среды водных растворов веществ, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений, гомологи и изомеры, химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам). 3. Характеризовать: -элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; -общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; — общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; -строение и химические свойства изученных органических соединений. 4. Объяснять: -зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева; -природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); -зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; -сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения; -влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия. 5. Планировать / проводить: — проведение эксперимента по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений, с учётом приобретённых знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; — вычисления по химическим формулам и уравнениям.
Физика 3. Приводить примеры практического применения физических знаний 4 Определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа; 5 Отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных. 6 Приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; 7 Измерять: расстояние, промежутки времени, массу, силу, давление, температуру, влажность воздуха, силу тока, напряжение, электрическое сопротивление, работу и мощность электрического тока; 8 Применять полученные знания для решения физических задач 9 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования Система промежуточной аттестации учащихся Промежуточная аттестация учащихся осуществляется по всем предметам инвариантной и вариативной частей учебного плана. Требования, предъявляемые к учащимся, согласуются с государственными образовательными стандартами и рекомендациями по оценке знаний, умений и навыков учащихся, приведенных в программах по отдельным предметам. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя. Применяется система оценивания сформированности компетентностей с помощью портфолио учащихся. Ответственность за объективность оценки знаний учащихся возлагается на учителя, по составлению и оцениванию портфолио на учителей-предметников и классных руководителей. Вопросы качества обучения учащихся контролируется по плану внутришкольного контроля. Ведущими формами промежуточной аттестации являются:
Государственная итоговая аттестация выпускников 11-х классов проводится в форме ЕГЭ в соответствии с Положениями и приказами Министерства образования Пермского края и другими нормативными документами. Обобщённая оценка результатов учебной деятельности обучающихся осуществляется в ходе различных мониторинговых исследований. Мониторинг включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методики изучения уровня психического развития личности, контрольные работы. Мониторинговые исследования проводятся в соответствии с утверждённым планом работы школы на учебный год.
— Выполнение образовательных государственных стандартов ступени обучения. Методы и формы контроля для оценки результатов выполнения ООП:
5.5. Учебные планы
Учебный план составлен в соответствии со следующими документами: -Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации (приказ от 09.03.04 N 1312); -Приказ от 20.08.2008 г. N241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом министерства образования РФ от 09.03.2004 г. N 1312»; -Приказ N85 Департамента образования от 19.06.2006 года «О введении регионального компонента в учебные планы и образовательные программы»; -Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002г.N2783; — Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования первого поколения и примерные программы (приказ Минобрнауки от 05.03.2004 г. № 1089) -Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки от 06.10.2009г.№ 373) -СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями от 23.07.2008). -Программа развития МОУ Тохтуевской СОШ «Школа – Центр здоровья и безопасности» Школа работает в условиях перехода на БУП-2004 (1-11классы). Учебный план рассчитан на пять учебных дней в неделю в 1-9 классах и на шесть в 10, 11 классах. Учебная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимого уровня на каждой ступени обучения. Учебный план I ступени обучения
Учебный план для 1-4 классов разработан в соответствии ФБУП-2004 № 1312. При проведении учебных занятий по иностранному языку (2,4 классы) осуществляется деление классов на две группы. -максимально допустимый в неделю объем учебной нагрузки младшего школьника; -минимальное число часов, необходимых для изучения программы конкретного учебного предмета; -отражение в номенклатуре учебных предметов принципа интеграции знаний в начальном обучении. Учебный план 1-й ступени поддержан системой дополнительного образования и внеклассной работой по направлениям: -«Гражданское образование» — внеклассная работа, кружки «Декоративно-прикладное искусство», «Музыкальный калейдоскоп»; -«Формирование здорового образа жизни» — спортивные секции «Легкая атлетика», «Лыжные гонки», «Карате», «Самбо» и кружки туристско-краеведческий «Астрагал», «Юный шахматист», внеклассная работа; -Информатика и ИКТ – предметный кружок. -формирование у обучающихся универсальных учебных действий, основных общеучебных навыков и умений; -работу по интеллектуальному и эстетическому развитию детей, сохранению их психического и физического здоровья; -воспитание нравственных качеств, норм поведения с учетом культурных традиций Пермского края; -подготовку учащихся к дальнейшему обучению в среднем звене. Структура и содержание учебного плана II ступени ориентированы на формирование общеучебных навыков у подростков, предпрофильную подготовку старшеклассников, подготовку к реальной жизни и на сохранение, укрепление и развитие физического, социального и психического здоровья. Учебный план II ступени обучения
В рамках реализации программы развития школы «Школа – Центр здоровья и безопасности» по 1 часу в неделю дополнительно направлено на преподавание физической культуры в 5-8 классах и ОБЖ в 5-7 и 9 классах. Продолжается апробация учебников «Технология» под редакцией И.А.Сасовой, «Музыка» под ред. Е.Д.Критской и Г.П. Сергеевой в 9 классе. На учебный предмет «Технология» с целью завершения образовательного курса из вариативной части выделено в 8 классе — 1 час, в 9 часе — 2 часа. — информационно-технологическое: математика, информатика — естественно-научное: химия, физика, биология, география — социальное: история, обществознание, право Предполагаются курсы по выбору по профессиональной ориентации «Мир профессий», «Мы проектируем» и др. Таким образом, организуемая предпрофильная подготовка через систему курсов по выбору является необходимым условием создания образовательного пространства способствующего самоопределению обучающегося основной ступени и выбору ими профиля дальнейшего обучения. Кроме этого, учебный план 2 ступени поддержан системой дополнительного образования и внеклассной работой по направлению «Формирование здорового образа жизни» — спортивные кружки и внеклассная работа. Итак, учебный план 2 ступени предусматривает: — работу по формированию целостного мировоззрения учащихся; — подготовку учащихся к итоговой аттестации; — воспитание нравственных качеств, норм поведения с учетом культурных традиций Пермского края; — работу по интеллектуальному и эстетическому развитию учащихся, сохранению их физического и психического здоровья. Учебный план 10-11класса (информационно-технологический профиль)
Продолжается апробация учебников в 11 классе: «Информатика. Профильный уровень» под ред. М.Д.Угриновича, «Алгебра. Профильный уровень» под ред. А.Г.Мордковича. С целью подготовки выпускников к началу трудовой деятельности, с учётом того, что школа имеет материальную базу, специалистов, социальный заказ от учащихся и их родителей базовый учебный предмет «Технология» дополнен 1 часом и реализуется по направлениям: в 10 классе «Базовая ИКТ-компетентность» — 1 час, в 11 классе «Компьютерные технологии в делопроизводстве» — 1 час (по договору с Ресурсным центром новых информационных технологий), в 10-11 классах по профессии «Водитель автотранспортных средств категории «В» — 2 часа (по договору ООО «Автоклуб» от 01.11.2005г.). В итоге, учебный план III ступени призван обеспечить: -работу по формированию целостного мировоззрения учащихся; -функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению; Учебный план всех ступеней школы полностью использует Федеральный компонент БУП – 2004 и его вариативную часть. Учебная нагрузка учащихся не выходит за рамки предельно допустимой.
Пояснительная записка к учебному плану специального (коррекциионного) класса-комплекта VIII вида (II ступень — 5, 6, 7) на 2010 — 2011 учебный год
Учебный план разработан в соответствии с требованиями: -Закона Российской Федерации «Об образовании»; -Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г.N 29/20б5-п; -примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) учреждений (классов) VIII вида (I вариант), утвержденного приказом Департамента образования Пермской области от 24.07.2003 г.N245; -инструктивного письма Департамента образования и науки администрации Пермской области от 17.08.1999 «О нормативах и организации индивидуального обучения детей с отклонениями в развитии в образовательных учреждениях всех типов и видов»; -приказа управления образования Соликамского муниципального района от 05.06.2006г.N 211 «О переходе на примерный региональный учебный план для специальных (коррекционных) учреждений (классов)»; -приказа управления образования Соликамского муниципального района от 02.09.2009 N 442/1 «Об обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья по программам специальных (коррекционных) ОУ в 2009-2010 учебном году» с учетом Перечня условий, обязательных при создании и открытии в общеобразовательных школах специальных (коррекционных) классов I- VII и VIII видов (письмо Департамента образования Пермской области от 19.09.2003 N229/01-21/3252); Базисный учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения учащимися общего образования и трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации. Учебный план составлен по примерному региональному учебному плану специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (1 вариант) под редакцией В. В. Воронковой. Структура учебного плана включает в себя образовательные области, общеобразовательные предметы, их распределение по годам обучения с ‘Учетом специфики обучения умственно-отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневной рабочей неделе, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Учебный план позволяет реализовать основные образовательные направления и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, и ориентирован на: · формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей в соответствии с психофизическими возможностями обучающихся; · преодоление (сглаживание) специфических нарушений у обучающихся; ·развитие в процессе обучения доступных видов и способов деятельности обучающихся; · создание условий для развития коммуникативных умений, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно-поведенческих и других свойств психики; · реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения; · социальную адаптацию обучающихся, подготовку их к самостоятельной жизни в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально. Особое внимание на второй ступени уделяется трудовому обучению. Трудовое обучение — важная часть всего учебно-воспитательного процесса, поэтому строится с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, ближайшего социального окружения обучающихся. Обучение ведется по профилю — цветоводство и декоративное садоводство. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебной мастерской, на пришкольном участке. Трудовая подготовка представлена в региональной части учебного плана, что дает возможность учреждению изучить перспективы дальнейшего трудоустройства выпускников. Летняя трудовая практика проходит в течение 10 дней. По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании учреждения. Образовательная область «Природа» включает в себя: природоведение и биологию, которые направлены на формирование у школьников элементарных знаний о неживой и живой природе, правильного понимания явлений окружающей действительности на воспитание бережного отношения к природе. Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому, нравственно-этическому воспитанию. К коррекционным занятиям в старших классах относится социально-бытовая ориентировка. На занятиях осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития. Обучение ведется за счет федерального и регионального компонентов. Чтение, письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим. Задачи обучения — научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать, элементарные навыки грамотного письма, повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, формировать нравственные качества. В процессе обучения математике учащиеся должны овладеть математическими знаниями и умениями, научиться применять эти знания на практике.. На уроках физического воспитания укрепляется здоровье школьников, закаливается организм, формируется правильная осанка, совершенствуются двигательные качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические навыки, физическая работоспособность. Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех классов школы. Продолжительность урока — 45мин. Реализация федерального, регионального и школьного компонентов программы отражают принципиально новую идеологию специального образования, отвечающую социальному заказу общества в новых экономических условиях, каждая образовательная область, включающая разные предметы и коррекционные занятия выполняет, прежде всего, задачи подготовки выпускника к вхождению в самостоятельную жизнь, в сложный мир производственных и человеческих отношений. Учебный план специального (коррекционного) класса-комплекта VIII вида МОУ Тохтуевской средней общеобразовательной школы на 2011 – 2012 учебный год
Школа работает в режиме одной смены. Количество классов по ступеням образования следующее: I ступень — 6 классов, II ступень — 5 классов, III ступень — 2 класса, филиал Жулановская НОШ – 1 класс-комплект. Кроме того имеется специальный (коррекционный) класс VIII вида, в котором обучается 11 учеников. В режиме пятидневной учебной недели работают 1-9 классы, в режиме шестидневной -10 и 11 классы (информационно-технологический профиль). Начало учебных занятий в 8.30. Продолжительность уроков составляет 35 минут в 1 классе, 45 минут — во 2 — 11 классах. Продолжительность перемен: 10 — 20 минут. Для учащихся первой ступени работают две группы продленного дня. Продолжительность учебного года составляет: -Для учащихся 1-х классов 33 учебные недели (дополнительные каникулы 1 неделя в феврале) -Для учащихся 2-11-х классов 34 учебные недели. Деление класса на группы предусмотрено на иностранные языки, информатику, трудовое обучение, технология (профессиональное обучение). В 1-9 классах для слабоуспевающих учащихся, для одаренных детей организуются индивидуальные и групповые занятия. В штатном расписании школы есть 1 ставка социального педагога, 0,75 ставки педагога-психолога, 0,75 ставки учителя логопеда, 0,5 ставки педагога-организатора.
-Педагогический совет — Методические совещания -ШМО классных руководителей -ШМО учителей начальных классов -Малые творческие лаборатории -Библиотечно-информационная служба -Видеоинформация, ресурсы Интернет -Система повышения квалификации Назначение методической службы школы. Основное назначение методической службы школы связано с созданием условий для адаптации, становления, развития и саморазвития педагогических работников на основе выявления их индивидуальных особенностей и состоит в следующем: — Обеспечение реализации Программы развития школы; — Удовлетворение образовательных потребностей педагогических работников; — Выявление, оформление и сопровождение педагогического опыта. Задачи методической службы: 1. Формирование инновационной направленности в деятельности педколлектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта. 2. Повышение уровня теоретической (предметной) подготовки учителей. 3. Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных стандартах. 4. Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания. 5. Организация работы по изучению нормативных документов. 6. Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуальной и дифференцируемой основе. 7. Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования, в подготовке к конкурсам профессионального мастерства. Содержание методической службы школы. 4. Разработка системы мониторинга образовательного процесса в школе через внедрение тестовой, диагностической базы. 5. Просветительская деятельность и информационная поддержка педагогов. 6. Система демонстрации результатов труда учителя. 6.3. Воспитательная система и дополнительные образовательные программы Обучение и развитие неразрывно связаны с воспитанием и дополнительным образованием. Воспитательная работа в нашем учебном заведении осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу. Цель воспитательной работы:
Задачи воспитательной работы:
Содержание воспитательной работы и дополнительного образования в школе Организация воспитательной работы и дополнительного образования, связанного с внеурочной работой, повышает эффективность педагогического процесса, позволяет осуществлять не только подготовку учащихся к школе, но и включать ребят в жизнь школы, дает возможность активно развивать у учащихся потребность в самообразовании. На занятиях проводится профориентационная работа, здесь она строится планомерно с учетом индивидуальных интересов, способностей и прихофизиологических различий школьников. Воспитательная работа и дополнительное образование создает условия для социокультурной адаптации школьников, плодотворного сотрудничества учителей, учащихся и их родителей, работников детских культурных и спортивных учреждений, наполняет интересными занятиями группы продленного дня в школе.
Цель: Воспитание учащихся гражданами своей страны, знающими и уважающими свою историю, историю родного края, культуру и национальные традиции. Содержание воспитательной деятельности:
2. «Я и моя семья» Цель: воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям и отношениям, формирование совместной деятельности детей и родителей. Содержание воспитательной деятельности:
3. «Я- ученик» Цель: Создание условия для получения соответствующего современным требованиям качественного образования; создание условий для развития эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Содержание воспитательной деятельности:
4. «Я и коллектив». Цель: научить школьника решать общие задачи со сверстниками, создать условия для неформального общения. Содержание воспитательной деятельности:
5. « Я – творческая личность» Цель: формирование досугового, познавательно-образовательного пространства для самореализации внутренних потребностей и развития творческого потенциала учащихся. Содержание воспитательной деятельности:
6. «Я в мире профессий» Цель: Формирование профессионального самоопределения учащихся. Содержание воспитательной деятельности.
7. «Я и мое здоровье». Цель: Сохранение и укрепление психического, физического и социального здоровья, воспитание способности ученика школы осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим самосовершенствованием. Содержание воспитательной деятельности:
В ходе реализации программы планируется создана системы взаимодействия с учреждениями образования, культуры, здравоохранения, правоохранительных органов, общественными организациями. Таким образом, на образовательное учреждение возложена миссия сплочения общества в воспитании детей и подростков. Совет старшеклассников «Инициатива» Целями и задачами школьного самоуправления являются: Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива; Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностно-социальных норм через участие в общественной жизни школы; Создание условий для самовыражения, самоусовершенствования и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности; Развитие творчества, инициативы, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников. Структура школьного самоуправления Ведущие виды деятельности в школе, в которые включаются учащиеся во внеурочное время, в т.ч. и в системе дополнительного образования: — познавательная — самообслуживание — художественно-эстетическое — спортивно-оздоровительная — шефская — информационная деятельность Под каждый вид деятельности избираются органы самоуправления. Рабочие органы самоуправления: — комиссия «Знание»; — комиссия «Порядок»; — комиссия «Творчество»; — совет «Спортмастер»; — совет вожатых; — группа информации «Перо». Организация взаимодействия с родителями (развитие новых форм) Продолжая обновлять работу с семьей, ставим перед собой цель: — обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально-благоприятных условий развития ребенка, реализацией им индивидуального потенциала. Содержание сотрудничества школы с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении школой (Управляющий Совет школы). Критерии и показатели эффективности воспитывающей
7. Программно-методическое, материально-техническое, кадровое, финансовое обеспечение образовательного процесса. МОУ Тохтуевская средняя общеобразовательная школа, реализующая основные образовательные программы всех ступеней общего образования, располагает материально-технической базой, обеспечивающей учебную и внеучебную виды деятельности, предусмотренные учебным (образовательным) планом учреждения и соответствующие действующим санитарным и противопожарным и иным правилам и нормам.
Автотранспортные средства ПАЗ – 3205 М621КО и ПАЗ-32 06 –110– 70 переданы ООО АТП «Соликамскагропромавтотранс» в аренду для осуществления подвоза учащихся (договор от 25.08.2009г.). Кадровые условия реализации образовательной программы обеспечивают школе:
-86% учителей имеют высшее образование, 14% — среднее специальное.
Финансовые условия реализации образовательной программы обеспечивают школе: 8. Контроль и управление реализации образовательной программы в школе Система внутришкольного контроля Система внутришкольного контроля включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом. Задачи внутришкольного контроля:
Проводимый в рамках внутришкольного контроля мониторинг включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, воспитанности и развитии учащихся, роста профессионального мастерства учителей. Мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования, выбор форм, средств и методов обучения. 1. Контроль качества преподавания.
2. Контроль качества обучения.
3. Контроль ведения школьной документации.
План работы внутришкольного контроля согласуется с приоритетными направлениями работы школы. 9. Локальные акты школы Для обеспечения уставной деятельности Школа издает следующие локальные правовые акты: — Устав школы; — Положение о Попечительском совете Школы; — Положение о педагогическом совете Школы; — Положение о школьном самоуправлении; — Программа развития школы «Школа – Центр здоровья и безопасности»; — Воспитательная программа школы «Школа здоровья и безопасности »; — Положение о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников; — Программа информатизации школы; — Положение о приёме граждан в муниципальное образовательное учреждение; — Положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся; — Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам; — Положение о специальном (коррекционном) классе-комплекте VIII вида; — Положение об организации обучения учащихся, имеющих задержку психического развития; — Положение об обучении в форме экстерната; — Положение о внутришкольном контроле; — Положение о Портфолио учащегося; — Положение о школьной предметной неделе; — Положение о группе продленного дня; — Положение об учебном кабинете; — Положение о библиотеке образовательного учреждения; — Положение о Совете профилактики; — Коллективный договор; — Должностные инструкции; — Положение о школьной аттестационной комиссии; — Положение о педагогических работниках, осуществляющих функции классного руководителя; — Правила внутреннего трудового распорядка для работников; — Положение о Портфолио учителя; — Положение об оплате труда работников; — Положение о порядке материального стимулирования работников; — Положение об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса; — Положение о комиссии по охране труда; — Инструкции по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов; — Положение о контрольно-пропускном режиме в общеобразовательном учреждении; — Приказы и распоряжения Директора Школы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||