Версия для слабовидящих
 

Аннотация к подпрограмме внеурочной деятельности «З6 занятий для будущих отличников»

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма –   «З6 занятий для будущих отличников» для 1-3 классов МАОУ «Тохтуевская СОШ» Соликамского муниципального района составлена на основе ФГОС НОО, примерной   программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).

В соответствии с учебным планом на изучение курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» (РПС) «З6 занятий для будущих отличников» в 1-3 классах отводится:

количество часов в год на каждую группу – 34 (+ 2часа резервных) в год;

количество часов в неделю для каждой группы – 1.

Актуальность программы определена тем, что в концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…» То есть современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. Именно оттого, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит успешность наших детей. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в творческие занятия в ходе которых они научатся быть наблюдательными и коммуникабельными, научаться понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, выражать интересы и осознавать возможности. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Режим работы в 1 классах строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки.

 

Новизна настоящей программы создает условия для развития познавательных потребностей учащихся, и их психических качеств.   

Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:

Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.

Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы.

 

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих упражнений.

 

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. 1.Развитие познавательных способностей младших школьников.
  2. 2.Развитие творческих способностей младших школьников.
  3. 3.Расширение кругозора учащихся.
  4. 4.Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
  5. 5.Формирование стремления учащихся к личностному росту.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно- развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.


 

Содержание курса занятий для 1 класса

Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:

¾    Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

¾    Безотметочная система обучения

¾    Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

¾    Поощрение высказывания оригинальных идей.

¾    Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

¾    Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.

¾    Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

 

Ожидаемые результаты

¾    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;

¾    воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,   чувства гордости за свою страну;

¾    воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

¾    развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

¾    Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

¾    Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

¾    Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

¾    Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

¾    Уметь определять причинно — следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

¾    Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

¾    Называть положительные и отрицательные качества характера.

¾    Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

¾    Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

¾    Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

¾    Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

¾    Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

¾    Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

¾    Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

¾    Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

¾    Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

¾    Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

¾    Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

¾    Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

 

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

 

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»

Книгопечатная продукция

  1. 1.Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 1 класса в 2-х частях — М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
  2. 2.Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.
  3. 3.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  4. 4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  5. 5.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  6. 6.Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  7. 7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Технические средства

  1. 1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. 2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. 3.Компьютер
  4. 4.Мультимедийный проектор.
  5. 5.Интерактивная доска.
  6. 6.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
  7. 7.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи

 

Содержание курса занятий для 2 класса

Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Рекомендуемые способы стимулирования творческой активности школьников на занятиях курса «РПС»:

¾    Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

¾    Безотметочная система обучения

¾    Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

¾    Поощрение высказывания оригинальных идей.

¾    Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

¾    Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.

¾    Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Ожидаемые результаты

¾    Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;

¾     воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,   чувства гордости за свою страну;

¾    воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

¾    развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:

¾    Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

¾    Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

¾    Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

¾    Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

¾    Уметь определять причинно — следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

¾    Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

¾    Называть положительные и отрицательные качества характера.

¾    Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

¾    Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

¾    Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

¾    Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

¾    Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

¾    Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

¾    Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

¾    Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

¾    Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

¾    Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

¾    Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

¾    Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «РПС»

Книгопечатная продукция

  1. 1.Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 2 класса в 2-х частях — М.: Издательство РОСТ, 2011. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).
  2. 2.Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 2 класс. –М.: Издательство РОСТ, 2011.
  3. 3.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  4. 4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  5. 5.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  6. 6.Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  7. 7.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Технические средства

  1. 1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. 2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. 3.Компьютер
  4. 4.Мультимедийный проектор.
  5. 5.Интерактивная доска.
  6. 6.Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
  7. 7.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи

Содержание курса занятий для 3 класса

Курс «36 занятий для будущих отличников» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.

Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные художником, выложить изображение предмета из деталей танграма или из спичек, перерисовать предмет по клеткам, сочинить небылицу и так далее.

Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге

Учитывая дошкольный возраст ребенка, представлены всего два варианта работы по выполнению рисунков на клетчатой бумаге.

Вариант 1. Точное копирование образца. Работа проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения следует прибегнуть к помощи взрослого.

Вариант 2. Выполнение графического диктанта. Графический диктант выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх».

Данное задание направлено на развитие внимания, пространственной ориентации, умения координировать движения.

Методика работы с головоломкой «танграм»

Танграм – древняя китайская головоломка. Существует несколько вариантов работы сней. Здесь представлен простейший вариант – составление изображения по образцу, в котором четко прорисованы геометрические фигуры.

Данное упражнение развивает внимание, мышление, конструкторские способности, пространственную ориентацию.

Методика работы со спичками

           В течение нескольких секунд обучаемый знакомится с образцом. Затем образец закрывается. Задача ребенка – по памяти воспроизвести рисунок из спичек на столе. После самостоятельного выполнения задания взрослый просит ребенка вновь посмотреть на образец и сравнить его со своей работой, исправить ошибки, если они есть.

  1. 1.Данное задание способствует развитию внимания, зрительной памяти, пространственной ориентации.

Требования к уровню подготовки обучащихся 3 класса

¾    Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

¾    воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, чувства гордости за свою страну;

¾    воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

¾    развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

¾    Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

¾    Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

¾    Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

 

 

 

¾    Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

¾    Уметь определять причинно — следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

¾    Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

¾    Называть положительные и отрицательные качества характера.

¾    Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

¾    Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно несвязанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

¾    Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

¾    Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

¾    Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

¾    Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

¾    Самостоятельно составлять рисунки, используя офицерскую линейку;

¾    Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

¾    Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

¾    Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

¾    Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

¾    Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД:умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Формирование рефлексии*.

Критерии оценивания.

¾    Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания критики в адрес ребёнка.

¾    Безотметочная система обучения

¾    Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными новыми для него предметами с целью развития его любознательности.

¾    Поощрение высказывания оригинальных идей.

¾    Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.

¾    Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.

¾    Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учащихся:

  1. 1.Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях .- М.: Издательство РОСТ, 2013. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. 1.Мищенкова Л.В. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей / Методическое пособие, 3 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2013.
  2. 2.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
  3. 3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  4. 4.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  5. 5.Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. — М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  6. 6.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

1.  Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.  Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.  Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Технические средства

  1. 1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. 2.Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
  3. 3.Компьютер
  4. 4.Мультимедийный проектор.
  5. 5.Интерактивная доска.
  6. 6.Видеофильмы, соответствующие тематике программы.

Сайт обновлен 14 января 2021г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru