Аннотация к рабочей программе по «Литературному чтению» 4 а класс.
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе авторской программы по литературному чтению (автор – к.п.н., доцент О.В. Кубасова).
Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 102 часа (34 недели). Из расчёта 3 часа в неделю.
1 четверть – 27 ч.
2 четверть- 21 ч.
3 четверть- 30 ч.
4 четверть – 24 ч.
Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплект «Гармония»: Учебно- методический комплект для 4-х летней начальной школы. Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2002 г.-208 с.
Кубасова О.В. Любимые страницы: учебник по литературному чтению для 4 класса. 3 части. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003г.
Кубасова О.В. Тестовые задания для 4 класса. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013 г.
Цель программы: литературное развитие на основе упорядочивания литературных впечатлений в рамках видо-жанровых особенностей.
В связи с этим произведения учебника группируются по видо-жанровым особенностям. Такая систематизация позволяет целенаправленно изучать литературу в многообразии жанров, дает возможность сосредоточиться на специфике того или иного жанра.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Читательские умения.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
— осмысленно, правильно и выразительно читать целыми словами минимум 90 слов в мин, про себя — 110 слов в мин; прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия; воссоздавать в воображении
образы и картины, соответствующие литературному источнику;
— выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста;
— составлять личное мнение о литературном произведении; составлять план и пересказ прочитанного текста (подробный, выборочный, краткий, творческий);
— выделять в познавательном тексте основную и дополнительную информацию;
— организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;
— ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи;
— пользоваться справочной литературой и периодической печатью для детей.
Литературоведческая пропедевтика.
Наличие базы необходимых для дальнейшего обучения разнообразных литературных впечатлений.
К концу 4 класса обучающиеся должны знать:
— основные особенности литературных жанров (произведения малого фольклора, народные и литературные сказки, рассказы, басни, былины, мифы, сказания, повести, пьесы, стихотворения, познавательные статьи и очерки); — основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение, звукопись, художественный повтор).
Развитие творческих способностей.
К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
— воспринимать произведения в соответствии с их видо-жанровыми характеристиками;
— характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;
— различать произведения художественной и познавательной литературы и овладеть разными способами их освоения;
— составлять представление о писателе на основе его произведения;
— пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме уст
ной речи характера произведения и особенностей его персонажей;
— использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений;
— иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;
— составлять творческий пересказ литературного произведения посредством дополнения текста;
— создавать небольшие сочинения на основе литературных впечатлений.