Аннотация к рабочей программе по литературному чтению 4 «б» класса
Рабочая программа по литературному чтению 4 «б» класса составлена на основе авторской программы Л.А.Ефросининой, М.И.Омороковой. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).
Учебно-методический комплект:
- 1.Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова). – М.: Вентана – Граф, 2007. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века)
- 2.Литературное чтение: 4 класс: учебная хрестоматия: в 2ч. Ч.1, Ч.2/( авт.- сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова). – М.: Вентана – Граф, 2009. – 160 с.: ил. (Начальная школа XXI века).
Основная цель рабочей программы: помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы: развитие читателя, формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
Авторская программа курса «Литературное чтение» рассчитана на 136 часов обучения (34 учебные недели по 4 часа в неделю).
№ п\п
|
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов в примерной (авторской) программе
|
Кол-во часов в рабочей программе
|
Обоснование
|
1
|
Произведения фольклора
|
1
|
1
|
|
2
|
Героическая песня, легенда, библейское предание.
|
9
|
9
|
|
3
|
Мифы народов мира.
|
5
|
4
|
|
4
|
Книги древней Руси.
|
4
|
3
|
|
5
|
Басни. Русские баснописцы.
|
6
|
6
|
|
6
|
Произведения В. А. Жуковского.
|
5
|
4
|
|
7
|
Произведения А. С. Пушкина.
|
5
|
4
|
|
8
|
Произведения М. Ю. Лермонтова.
|
6
|
4
|
|
9
|
Произведения П.П.Ершова
|
4
|
2
|
|
10
|
Произведения В.М. Гаршина
|
6
|
5
|
|
11
|
Произведения Н.Г.Гарина-Михайловского
|
3
|
2
|
|
12
|
Произведения к.М.Станюковича
|
1
|
0.5
|
|
13
|
Произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка
|
1
|
0.5
|
|
14
|
Произведения зарубежных писателей
|
9
|
8
|
|
15
|
Произведения Л.Н.Толстого
|
6
|
5
|
|
16
|
Произведения А.П.Чехова
|
5
|
3
|
|
17
|
Произведения А.А.Блока
|
3
|
2
|
|
18
|
Произведения А.М.Горького
|
3
|
3
|
|
19
|
Произведения К.Д.Бальмонта
|
4
|
3
|
|
20
|
Произведения В.В.Вересаева
|
4
|
3
|
|
21
|
Произведения И.А.Бунина
|
5
|
3
|
|
22
|
Произведения С.Я.Маршака
|
5
|
5
|
|
23
|
Произведения А.П.Платонова
|
4
|
2
|
|
24
|
Произведения Н.А.Заболоцкого
|
3
|
3
|
|
25
|
Произведения В.П.Катаева
|
4
|
2
|
|
26
|
Произведения Н.М.Рубцова
|
4
|
3
|
|
27
|
Произведения С.В.Михалкова
|
4
|
3
|
|
28
|
Юмористические произведения
|
3
|
3
|
|
29
|
Очерки
|
4
|
2
|
|
30
|
Путешествия. Приключения. Фантастика.
|
10
|
7
|
|
|
Итого:
|
136
|
105
|
|
Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской программе.
Формы организации учебного процесса: основной формой организации учебного процесса является урок. В основе методики преподавания предмета «Литературного чтения» лежит учебный диалог и проблемно-поисковый подход, обеспечивающие реализацию задач развивающего обучения. На уроке предпочтение отдаётся индивидуальным, парным и групповым формам организации деятельности детей.
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:
- 1.Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
- 2.Система работы над навыками чтения.
- 3.Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
- 4.Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
- 5.Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Следует обратить внимание еще на один специфический для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой единицы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное восприятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти аспекты деятельности не следует путать. Поэтому в программе разделы «Работа с текстом» и «Восприятие художественного произведения» разведены, каждый имеет свое содержание.
На реализацию рабочей программы отведено 105 часов (3 часов в неделю), из них – 8 уроков на проведение тестовых работ.
Четверть
|
Кол-во
тестовых работ
|
I
|
2
|
II
|
2
|
III
|
2
|
IV
|
2
|
ИТОГО:
|
8
|
Сроки реализации рабочей программы: 2013-2014 учебный год
Раздел II Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся должны:
знать:
— название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии их авторов;
— элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
— сказок народных и литературных;
— стихов и рассказов из круга детского чтения;
различать, сравнивать:
— произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
— жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
— сказки народные и литературные;
— словари и справочники;
— элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
виды пересказа (подробный, краткий, выборочный);
уметь:
— читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
— выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
— определять тему и главную мысль произведения;
— ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
— делить текст на смысловые части и составлять простой план;
— пересказывать и рассказывать произведение по плану;
— составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
— создавать небольшой устный текст на заданную тему;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
— для самостоятельного чтения книг;
— высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
— самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
— определять тему и жанр незнакомой книги;
— работать со справочной литературой.