Аннотация к рабочей программе по окружающему миру 4 «б» класса
Рабочая программа по окружающему миру 4 «б» класса составлена на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г.С.Калиновой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2009. – 176 с.).
Учебно-методический комплект:
Учебник « Окружающий мир» Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2007.- 160с.
Основная цель рабочей программы: формирование социального опыта школьника;
осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество»;
воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;
понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- 1.развитие общей культуры школьника;
- 2.подготовить школьника к взаимодействию со средой обитания, которое не несёт вреда ни ребёнку, ни среде;
- 3.развивать логическое мышление.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
- устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность
изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения.
Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
Авторская программа рассчитана на 68 часов (34учебные недели по 2 часа в неделю).
В рабочую программу внесены изменения. С учётом учебного плана преподавание окружающего мира в 4классе ведётся 2 раза в неделю. На основании приказа по школе число учебных недель в 2013-2014 учебном году составляет 35 рабочих недель, поэтому в календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» добавлено 2 часа на раздел «Повторение и обобщение». Таким образом, вносятся изменения в авторскую программу, которые проявляются в распределении часов следующим образом:
№п\п
|
Наименование раздела (темы)
|
Кол-во часов в примерной (авторской) программе
|
Кол-во часов в рабочей программе
|
Обоснование
|
1.
|
Введение
|
1
|
1
|
|
2.
|
Человек – живое существо (организм)
|
30
|
30
|
|
3.
|
Человек и общество, в котором он живёт.
|
37
|
37
|
|
4.
|
Повторение и обобщение
|
|
2
|
Обобщающий урок-игра КВН, так как объем повторяемого материала является сложным для учащихся начальной школы, требуется дополнительное время для отработки и повторения.
|
|
Итого
|
68
|
70
|
|
Содержание и последовательность тем рабочей программы соответствует авторской программе.
Формы организации учебного процесса: основной формой организации учебного процесса является урок. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа.
Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания:
-информационно-теоретический;
-урок-экскурсия;
-урок-исследование.
-урок-практикум (Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.).
Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Основными формами контроля являются контрольные тесты. Форма итоговой аттестации учащихся – контрольная работа.
На реализацию рабочей программы отведено 70 часов (2 часа в неделю), из них – 4 урока на проведение контрольных тестов
№
|
Виды контроля
|
I четверть
|
II четверть
|
III четверть
|
IV четверть
|
Всего
|
1
|
Контрольная работа
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Срок реализации рабочей программы: 2013-2014 учебный год
Раздел II Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны: называть (приводить примеры):
признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
основные органы и системы органов человека и их функции;
правила здорового образа жизни;
права гражданина и ребёнка в России;
основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
народы, населяющие Россию
различать (соотносить):
год и век, арабские и римские цифры;
искусственные тела (изделия) и тела природы;
полезные и вредные привычки;
эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край»
объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».
«государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географической и исторической карт; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.