Версия для слабовидящих
 

Элективный курс «Компьютерная грамотность»

Пояснительная записка

Календарно- тематическое планирование элективного курса «Компьютерная грамотность» составлено на основе Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы / Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний 2008.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Содержание курса строилось на основе трех основных идей:

  1. 1.Элементарного изложения содержания школьной инфор­матики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. 2.Разделение в представлении школьника реальной и вирту­альной действительности, если под виртуальной действительно­стью понимать, например, понятия, мышление и компьютер­ные модели.
  3. 3.Формирование и развитие умения целенаправленно и осоз­нанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описы­вать объекты реальной и виртуальной действительности в раз­личных видах и формах на различных носителях информации.

Цель школы: создание условий для качественного образования, ориентированного на формирование ключевых компетентностей обучающихся.

Задача школы: освоение и реализация деятельностно–компетентностного подхода в образовании.

Цели данного элективного курса в начальной школе:

  1. 1.Формирование общих представлений школьников об ин­формационной картине мира, об информации и информацион­ных процессах как элементах реальной действительности.
  2. 2.Знакомство с основными теоретическими понятиями ин­форматики.
  3. 3.Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем, в том числе с помощью компьютера.
  4. 4.Формирование умения строить простейшие информацион­ные модели и использовать их при решении учебных и практи­ческих задач, в том числе при изучении других школьных пред­метов.
  5. 5.Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
  6. 6.Формирование и развитие умений использовать электрон­ные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учеб­ном процессе.
  7. 7.Формирование и развитие умений использовать компью­тер при тестировании, организации развивающих игр и эста­фет, поиске информации в электронных справочниках и энцик­лопедиях и т. д.

Задачи курса:

  • развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в об­щении между собой и пр.);
  • формируется умение описывать объекты реальной действи­тельности, т. е. представлять информацию о них различны­ми способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • формируются начальные навыки использования компью­терной техники и современных информационных техноло­гий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и стар­шей школе.

В содержательном плане данный курс – основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика».

В результате изучения элективного курса в 4 классе учащиеся должны:

понимать:

  • какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с ин­формацией;
  • что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
  • что информационные объекты служат для описания других объектов;
  • что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
  • что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
  • что использовать компьютер для решения учебных и простейших практических задач и для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие опера­ции с файлами (создание, сохранение, поиск, за­пуск программы), запускать простейшие широко используемые прикладные программы (текстовый и графический редактор, тренажеры, тесты);

знать:

основные действия с информацией: сбор, представле­ние, кодирование, хранение, обработку и передачу;

что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);

что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;

что компьютер может работать с разными информационными объектами;

что компьютер может накапливать, хранить, передавать и обрабатывать информацию;

что данные — это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;

что файл — это информационный объект, который имеет имя и характеристики (дату и время созда­ния, объем);

что файл — это электронный документ;

уметь:

  • представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел;
  • выполнять элементарные преобразования инфор­мации в виде таблиц, списков и схем;
  • работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
  • использовать оглавления, указатели, каталоги, справочники, книги, записные книжки и компью­терные источники, в том числе Интернет для поис­ка информации;
  • создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
  • находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение;
  • управлять экранными объектами с помощью мыши;
  • создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

Содержание курса

1) Повторение

Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношение между объектами. Компьютер.

2) Понятие, суждение, умозаключение.

Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия «истина»и «ложь». Суждение. Умозаключение.

3) Модель и моделирование.

Модель объекта. Модель отношения между понятиями. Алгоритм. Какие бывают алгоритмы. Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.

4) Информационное управление.

Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.

 

Учебный план

 

Всего

  1. 1.Повторение

7

  1. 2.Понятие, суждение, умозаключение

9

  1. 3.Модель и моделирование

8

  1. 4.Информационное управление

10

ИТОГО

34

 

Ведущие технологии обучения:

Ведущими технологиями при изучении элективного курса «Компьютерная грамотность» является информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.

Цель применения информационно-коммуникационной технологии:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.

Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Цель применения здоровье-сберегающей технологии:

  • Создание благоприятного психологического фона на уроках,
  • использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,
  • создание условий для самовыражения учащихся.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ , направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся.

                                                                Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется путем фронтального опроса или оцениванием практических работ, выполненных на уроках.

Отметка «5» ставится, если:

                  ученик даёт полные, развёрнутые ответы на вопросы;

                  в логических рассуждениях нет пробелов и ошибок;

                  выполнил от 90% до 100% практической работы, запланированной на урок.

Отметка «4» ставится, если:

                  при ответе на вопросы допущена 1 ошибка или 2-3 недочёта;

                  логические обоснования недостаточны;

                  выполнено от 70 % до 90 % практической работы.

Отметка «3» ставится, если:

                  при ответе на вопросы допущено более 1 ошибки или более 2-3 недочётов;

                  логические обоснования ответов не даются;

                  выполнено от 40 % до 70 % практической работы или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Неудовлетворительные отметки должны ставиться только в случае отказа ребёнка выполнять практические задания.


Календарно-тематическое планирование

элективного курса «Компьютерная грамотность»

для 4 класса

Урок

Содержание урока

ЦОР

Дата план

Дата факт

Повторение

 

 

 

1

§ 1. Человек и информация

1) электронный словарь

2)презентация «Человек и информация»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

2

§ 2. Действия с информацией

1) электронный словарь

2)презентация «Действия с информацией»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

3

§ 3. Объект и его свойства

1) электронный словарь

2)презентация «Объект и его свойства»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

4

§ 4. Отношения между объектами

1) электронный словарь

2)презентация «Отношения между объектами»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

5

§ 5. Компьютер

1) электронный словарь

2)презентация «Компьютер»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

6

Повторение, компьютерный практикум

1) электронный словарь

2)задания по теме

3) тренажер клавиатуры

 

 

7

Работа со словарем и контроль

1) электронный словарь

2) контрольный тест

3) тренажер клавиатуры

 

 

Понятие, суждение, умозаключение

 

 

 

8

§ 6. Понятие

1) электронный словарь

2)презентация «Понятие»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

9

§ 7. Деление и обобщение понятий

1) электронный словарь

2)презентация «Понятие»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

10

§ 8. Отношения между понятиями

1) электронный словарь

2)презентация «Понятие»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

11

§ 9. Совместимые и несовместимые понятия

1) электронный словарь

2)презентация «Понятие»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

12

§ 10. Понятия «истина» и «ложь»

1) электронный словарь

2)презентация «Понятия «истина» и «ложь»»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

13

§ 11. Суждение

1) электронный словарь

2)презентация «Суждение»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

14

§ 12. Умозаключение

1) электронный словарь

2)презентация «Умозаключение»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

15

Повторение, компьютерный практикум

1) электронный словарь

2)задания по теме урока

3) тренажер клавиатуры

 

 

16

Работа со словарем и контроль

1) электронный словарь

2)контрольный тест

3) тренажер клавиатуры

 

 

Модель и моделирование

 

 

 

17

§ 13. Модель объекта

1) электронный словарь

2)презентация «Моделирование»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

18

§ 14. Модель отношений между понятиями

1) электронный словарь

2)презентация «Модель отношений между понятиями»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

19

§ 15. Алгоритм

1) электронный словарь

2)презентация «Алгоритм»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

20

§ 16. Исполнитель алгоритма

1) электронный словарь

2)презентация «Исполнитель алгоритма»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

5) программа Стрелочка

 

 

21

§ 17. Компьютерная программа

1) электронный словарь

2)презентация «Компьютерная программа»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

5) программа Стрелочка

 

 

22

Повторение, работа со словарем

1) электронный словарь

2) задания по теме урока

4) тренажер клавиатуры

5) программа Стрелочка

 

 

23

Повторение, подготовка к контрольной работе, работа со словарем, контрольное тестирование

1) электронный словарь

2) задания по теме урока

4) тренажер клавиатуры

5) программа Стрелочка

6) контрольный тест

 

 

Информационное управление

 

 

 

24

§ 18. Управление собой и другими людьми

1) электронный словарь

2)презентация «Управление собой и другими людьми»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

25

§ 19. Управление неживыми объектами

1) электронный словарь

2)презентация «Управление неживыми объектами»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

26

§ 20. Схема управления

1) электронный словарь

2)презентация «Схема управления»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

27

§ 21. Управление компьютером

1) электронный словарь

2)презентация «Управление компьютером»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

28

Повторение, тестирование, игры и эстафеты

1) электронный словарь

2) задания по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

29

Работа со словарем, контрольная, тестирование

1) электронный словарь

2) задания по теме урока

4) тренажер клавиатуры

5) контрольный тест

 

 

30

Повторение, работа со словарем, компьютерный практикум (зачет)

1) электронный словарь

2) задания по теме курса

4) тренажер клавиатуры

5) программа Стрелочка

 

 

31

Предварительная контрольная, работа над ошибками, игры и эстафеты

1) электронный словарь

2) задания по теме курса

4) тренажер клавиатуры

5) программа Стрелочка

 

 

32

Итоговая контрольная и тестирование

1) электронный словарь

2) задания по теме курса

4) тренажер клавиатуры

5) программа Стрелочка

6) итоговый тест

 

 

33-34

Резерв (игры, эстафеты)

1) электронный словарь

2) задания по теме курса

4) тренажер клавиатуры

5) программа Стрелочка

 

 

 

Всего 34 часа

 

 

 

 

Литература:

  1. 1.«Информатика и ИКТ» Учебник для 2 класса Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008
  2. 2.Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.1 Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2007
  3. 3.Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.2 Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008
  4. 4.Информатика: контрольные работы для четвертого класса Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008
  5. 5.Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
  1. Программа       курса информатики для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

 

Сайт обновлен 18 апреля 2024г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru