Версия для слабовидящих
 

Факультатив «Информатика и ИКТ компетентность» С/К 9 класс

1.Пояснительная записка

1.1.Аннотация

Данный курс ориентирован на учащихся 9 классов СКК восьмого вида и направлен на развитие творческих способностей, привития интереса к информатике, развитие компьютерной грамотности, расширения кругозора учеников. В связи с началом стремительного роста популярности информационных технологий в середине 80-х гг. содержание школьного образования дополнилось комплексом новых знаний и умений, обеспечивающих так называемую «компьютерную грамотность». Смысл этого термина более или менее устоялся и предполагает, в частности, достаточный уровень подготовки школьников к использованию некоторого набора прикладных программ, список которых постоянно меняется в соответствии с требованиями времени. Применительно к специальной школе, цель уроков информатики более приближена к общеобразовательным и коррекционным задачам. Данный курс направлен на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Учащиеся должны овладеть основными умениями работы с текстовым редактором Word при создании документов, мастером презентаций PowerPoint и созданием простых слайдовых фильмов для представления информации. Курс рассчитан на учащихся 9 классов СКК восьмого вида в объёме 68 часов.

1.2.Место и роль курса в обучении

Школьная информатика имеет выраженный межпредметный характер, поэтому пользовательская содержательная линия информатики может и должна реализовываться на материале других учебных предметов. Информатика в коррекционном обучении, призвана систематически, постоянно сочетать и реализовывать обучающие, развивающие и коррекционные цели. Опыт применения информационных технологий в коррекционной педагогике показал что, компьютер при правильном и продуманном подходе к его использованию может предоставить педагогу неоценимые возможности в качестве эффективного средства решения ряда коррекционных, педагогических и даже организационных, технических задач. Вместе с тем на огромном рынке отечественной программной продукции, создаваемой для средней школы, практически полностью отсутствуют специальные программы для коррекционных школ. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или мало применимы для обучения детей с нарушениями развития. Состояние речи, как письменной, так и устной, у большинства учащихся ниже среднего уровня. При этом их словарный запас существенно различается. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. С помощью приложений WINDOWS можно создавать адаптированные учебные тексты, отвечающие возможностям той или иной категории учащихся. При этом учебный материал подается в виде последовательности слайдов в темпе и объеме, адекватным специфическим особенностям и возрастным возможностям учащихся.

Одним из важнейших принципов в обучении детей коррекционного вида является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям коррекционного вида сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме доступной и понятной школьнику, важно дать не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности. Процесс обучения информатике выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. При этом надо учитывать, что дополнительные (коррекционные) цели образования учащихся в классах СКК восьмого вида и специфика их познавательной деятельности (воспитания, речи, мышления) обуславливают ряд отличительных черт, характеризующих процесс обучения:

  1. 1.Преобладание наглядных средств преподнесение учебного материала (особенно при формировании первичных представлений);
  2. 2.Рациональное дозирование учебного материала;
  3. 3.Адекватный возможностям восприятия учащихся темп подачи материала;
  4. 4.Систематическая словарная работа (введение новых слов, раскрытие их смысла, включение в активную речь учащихся);
  5. 5.Использование адаптированных учебных текстов (короткие и простые предложения, минимальное количество новых слов и пр.);  

Большие и пока малоизученные возможности для успешного изучения предмета информатики (и других общеобразовательных предметов) в специальной школе содержат мультимедиа технологии в силу того, что они позволяют сочетать одновременно различные формы представления информации, а это, в свою очередь – позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохраненные анализаторы.

Учащиеся классов коррекционного вида обнаруживают способность к усвоению несложных примеров работы на компьютере и переносу этих примеров на аналогичные ситуации.

Неоценимые методические возможности в плане обеспечения коррекционного обучения имеет программа Microsoft PowerPoint, овладеть которой может практически каждый пользователь. Кроме того, она входит в школьную программу по информатике и ученики сами могут использовать ее в своей учебной и внеучебной работе.

Microsoft PowerPoint относится к классу так называемых мультимедиа технологий в силу того, что позволяет сочетать одновременно возможности текстового и графического редакторов, анимацию (движение объектов), звук и видео. Сейчас эта программа широко используется в рекламе, при проведении презентаций и конференций. Применительно к условиям коррекционного обучения, столь богатый арсенал средств представления информации имеет особое значение, поскольку позволяет учесть специфику каждой категории учащихся и задействовать различные сохраненные анализаторы.

Таким образом, изложение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности той или иной категории детей, учитывая необходимость многократного повторения, возраста к перыдущему материалу, соблюдая принципы преемственности, последовательности и повторяемости. Microsoft PowerPoint изучается в классах СКК восьмого вида в соответствии с программой курса информатике. При этом используются различные учебники для массовой школы, ни один из которых не соответствует ни возможностям учащихся с нарушениями развития, ни целям уроков информатики в специальной школе. Поэтому при изложении учебного материала учитель информатики вынужден создавать адаптированные тексты. Возможности Microsoft PowerPoint позволяют иллюстрировать объяснительный материал; при этом пользователь располагает обширной библиотекой готовых иллюстраций. Во многих случаях иллюстрации помогают снять трудности работы учителя по развитию речи учащихся, связанные с различиями в содержании их словарного запаса. Особенно эффективно использование анимации для демонстрации понятий, связанных с движением и пространственной ориентировкой. Среди многих преимуществ компьютерных средств, одни из наиболее значимых для коррекционного обучения, является именно динамичность предоставляемой ими наглядности (плакаты, макеты, рисунки, предметы) были статичными и не раскрывали полностью смысл терминов, связанных с движением, с временными характеристиками (навстречу, в одном направлении, в противоположных направлениях, быстрее, одновременно, встретились, догнал и т.д.).

Возможность совмещения текста и графики в Microsoft PowerPoint позволяет учителю предлагать детям задания по созданию и иллюстрированию текстов. Целью таких заданий является развитие всех мысленных операций (в частности, обобщения и классификации), обеспечение продуктивной творческой деятельности учащихся, формирование у них письменной речи (в частности, ее смысловой стороны и причинно-следственных связей), развитие воображения и эстетической сферы. Учащиеся создают последовательность слайдов, на которых размещают отдельные фрагменты текста. Затем к каждому фрагменту подбирается картинка из библиотеки готовых рисунков и добавляется эффект анимации.

Библиотека содержит очень большое количество рисунков, поэтому простой перебор практически невозможен. На одном слайде часто приходится совмещать несколько рисунков, соответственно менять их размер и создавать из них композицию. Программа Microsoft PowerPoint может быть одновременно и объектом изучения и средством обучения и коррекции нарушенных сфер познавательной деятельности учащихся. Тексты слайдов представлены короткими простыми предложениями, содержащими небольшое количество незнакомых учащимся слов. Цветовое решение слайдов предусматривает (помимо внешней привлекательности) смысловое выделение наиболее значимых частей текста (в данном случае – новых терминов). Новые слова сразу же закрепляются с помощью специальных вопросов. Образцы ответов на вопросы появляются на экране после ответов учащихся. Таким образом, во – первых, обеспечивается оперативная обратная связь, важность которой для эффективного обучения известна и неоспорима, а, во – вторых, учащиеся получают возможность проверить себя и закрепить новый материал. Результаты выполнения проверочных работ по текстовому редактору WORD показали заметную положительную динамику по уровню сформированности проверяемых знаний и умений.

1.3 Цели и задачи курса

Цель курса — научить учащихся элементарным приёмам работы с компьютером.

Задачи курса — заинтересовать учащихся предметом информатика, получение и развитие теоретических знаний и практических навыков в области применения компьютера, развитие воображения и логического мышления, формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения; привитие трудолюбия усидчивости, коммуникабельности.


 

2. Содержательная часть

2.1 Тематическое планирование курса

Компьютер(10).Техника безопасности и организация рабочего места. Введение. Информация и информатика. Как устроен компьютер. Что умеет компьютер. Ввод информации в память компьютера. Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода букв. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов.

Операционная система(9).Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. Основные элементы окна. Управление компьютером с помощью меню. Выполнение простых вычислений с помощью программы калькулятор. Выполнение простых вычислений с помощью программы калькулятор.

Файлы и папки(2).Файлы и папки. Работа с файлами и папками.

Человек и информация (2). Информация, действия с информацией. Формы представления информации. Наглядные формы представления информации.

Компьютер для начинающих(45.)Текст как форма представления информации. . Знакомство с текстовым процессором WORD Ввод текста. Редактирование текста. Форматирование текста. Создаем надписи. Списки. Нумерованные и маркированные списки. Табличная форма представления информации. Диаграммы. Построение простых диаграмм. Рисуем в WORD.Графический редактор Paint.Инструменты графического редактора Paint.Рисуем графические примитивы. Практическая работа «Рисуем открытку ко дню рождения». Компьютерные презентации. Дизайн презентации. Шаблоны презентаций. Использование анимации. Смена слайдов. Настройка переходов слайдов. Электронные таблицы.Основные параметры электронных таблиц.Основные типы и форматы данных.Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.Встроенные функции.Построение диаграмм и графиков.Базы данных в электронных таблицах.Представление базы данных в виде таблицы и формы.Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.Глобальная компьютерная сеть Интернет.Состав Интернета.Адресация в Интернете.Информационные ресурсы Интернета.Всемирная паутина.Работа с электронной почтой.

 

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

1

Компьютер

Техника безопасности и организация рабочего места. Введение

1

2

 

Информация и информатика

1

3

 

Как устроен компьютер. Что умеет компьютер.

1

4

 

Ввод информации в память компьютера.

1

5-6

 

Знакомство с клавиатурой. Основная позиция пальцев на клавиатуре

2

7-8

 

Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода букв

2

9-10

 

Знакомство с клавиатурой. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов

2

11

Операционная система

Рабочий стол. Практическая работа «Управление компьютером с помощью мыши»

1

12

 

Главное меню. Запуск программ.

1

13

 

Запуск программ. Основные элементы окна.

1

14

 

Практическая работа «Управление компьютером с помощью меню.»

1

15

 

Выполнение простых вычислений с помощью программы калькулятор. Практическая работа «Выполнение простых вычислений с помощью программы Калькулятор»

1

16

Файлы и папки

Файлы и папки

1

17

 

Практическая работа «Работа с файлами и папками»

1

18

Человек и информация

Информация, действия с информацией.

1

19

 

Формы представления информации. Наглядные формы представления информации.

1

20-21

Компьютер для начинающих

Текст как форма представления информации. Практическая работа «Знакомство с текстовым процессором Ms.Word»

2

22-23

 

Основные объекты текстового документа. Практическая работа «ввод текста»

2

24

 

Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов. Практическая работа «Ввод текста»

1

25-26

 

Редактирование текста. Практическая работа «Редактирование фрагментов текста»

2

27-28

 

Форматирование текста. Практическая работа «Форматирование текста»

2

29-30

 

Редактируем и форматируем текст. Создаем надписи.

2

31-32

 

Списки. Практическая работа «нумерованные и маркированные списки»

2

33

 

Табличная форма представления информации. Практическая   работа «Создаём таблицы»(1)

1

34

 

Табличная форма представления информации. Практическая работа «Создаём таблицы» (2)

1

35

 

Практическая работа «Размещаем текст и графику в таблице»

1

36

 

Практическая работа «Таблицы. Построение диаграмм»

1

37

 

Графический редактор Paint.

1

38

 

Инструменты графического редактора Paint.

1

39

 

Практическая работа «Рисуем графические примитивы в графическом редакторе Paint»

1

40

 

Практическая работа «Рисуем открытку к Дню рождения»

1

41

 

Графические возможности текстового процессора Ms.WORD

1

42

 

Практическая работа «Визитка»

1

43

 

Практическая работа в Ms.Word «Создание рисунка по образцу»

1

44

 

Компьютерные презентации. Основные объекты презентации.

1

45

 

Компьютерные презентации. Макеты слайдов.

1

46

 

Компьютерные презентации. Дизайн презентации. Практическая работа «Дизайн презентации»

1

47-48

 

Использование анимации. Практическая работа «Использование анимации в мультимедийных презентациях»

2

49-50

 

Смена слайдрв, настройка перехода слайдов. Практическая работа Создание мультимедийных эффектов при появлении объектов на слайдах»

2

51

 

Анимация «Подводный мир»

1

52

 

Разработка презентации «Зоопарк»

1

53

 

Демонстрация презентаций.

1

54

 

Практическая презентация «Времена года»

1

55-56

 

Электронные таблицы

Основные параметры электронных таблиц

2

57

 

Основные типы и форматы данных

1

58-59

 

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки

2

60

 

Встроенные функции

1

61-62

 

Построение диаграмм и графиков

2

63

 

Базы данных в электронных таблицах

Представление базы данных в виде таблицы и формы

1

64

 

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

1

65

Коммуникационные технологии

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Состав Интернета

Адресация в Интернете

1

66

 

Информационные ресурсы Интернета

1

67

 

Всемирная паутина

1

68

 

Работа с электронной почтой.

1

   

ИТОГО:

68

 


3.Методическая часть

3.1Формы организации учебного процесса

Курс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

-урочная форма, в которой учитель объясняет материал и консультирует в процессе выполнения учащимися практических заданий;

-внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков могут самостоятельно выполнять задания на компьютере.

Единицей учебного процесса является урок. Каждый урок включает теоретическую и практическую часть. Теоретическая и практическая часть курса изучается параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

3.2 Состав     учебно-методического комплекта.

Программ курса обеспечивается:

  • Курсом лекций по основам информатики, составленных учителем;
  • Пакетом программ MS Office;
  • Практическим компьютерным курсом по информационным технологиям на CD-дисках;
  • Комплектом заданий по практической части курса; (учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения)
  • Комплектом обучающих презентаций и опорными конспектами;
    • Комплектом заданий разного уровня сложности, что позволяет выстроить индивидуальную траекторию учащегося;

В качестве дополнительных источников информации по курсу рекомендуется:

  • Учебник для 7, 8, 9 классов по информатике Н. Д. Угринович, Москва, Бином.

Лаборатория знаний 2008 год.

3.3 Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  • требования безопасности труда на рабочем месте;
  • правила посадки при печати, исходную позицию пальцев;
  • устройство клавиатуры, назначение управляющих клавиш и правила работы с ними;
  • понятия: информация, сообщения, источник/приёмник информации, текст, символ, компьютер, презентация, модель, программа, пользователь;
    • виды программных продуктов для организации работы на компьютере;
    • понятие текста его основных элементов и их характеристики;
    • правила создания, редактирования, форматирование простых текстов;
    • правила представления числовой информации графическими средствами табличных процессов;
    • назначение и основные возможности текстового процессора;
    • назначение и возможности графического редактора Paint;
    • правила создания простых презентаций и умения с ними работать;
    • понятие и технологию внедрения объектов (рисунков, диаграмм);
      • способы и средства работы с файлами (программа Проводник, меню, мышь);
      • действия, выполняемые над папками и файлами, алгоритмы этих действий;
      • характеристики файлов;

Учащиеся должны уметь:

ü запускать текстовый редактор;

ü открывать, создавать и сохранять документ в файле;

ü форматировать текст;

ü выделять фрагменты и выполнять действия над ними;

ü копировать, вырезать в буфер и вставлять из буфера;

ü создавать таблицы;

ü создавать рисунки в графическом редакторе Paint;

ü вставлять в документ графические изображения и применять обтекание их текстом;

ü создавать списки разных типов;

ü настраивать параметры страницы;

ü создавать, сохранять и открывать презентацию;

ü вставлять, дублировать и удалять слайды;

ü вводить текст на слайд, форматировать и редактировать его;

ü вставлять и редактировать графические объекты;

ü уметь работать со стандартными программами;

 

3.4 Контроль знаний и умений

Текущий контроль усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий разного уровня сложности, исходя из возможностей каждого учащегося, что позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию. Итоговый контроль осуществляется в форме итоговой практической контрольной работы.

3.5 Литература

  1. 1.УгриновичН.Д., Информатика, Учебник для 7-9 классов, — Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний, 2008
  2. 2.Угринович Н.Д. программа по информатике к комплекту учебников по информатике 7-11 класс, Москва, БИНОМ, Лаборатория знаний,2008г
  3. 3.СемакинИ.Г.,ШеинаТ.Ю.Преподавание курса информатики в средней школе, Москва, АСТ-ПРЕСС, Информком-Пресс,2006
  4. 4.СимоновичС.В.,Компьютер в вашей школе, Москва, АСТ-ПРЕСС, Информком-Пресс,2006
  5. 5.СимоновичС.В.,ЕвсеевГ.А.,Занимательный компьютер, книга для детей, учителей, родителей, Москва, БИНОМ,2006

Сайт обновлен 26 апреля 2024г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru