![]() |
Аннотация к курсу внеурочной деятельности«Юные исследователи»2 классРабочая программа курса внеурочной деятельности «Юные исследователи» составлена на основе программы, разработанной Павленко Еленой Николаевной, учителя начальных классов, с. Первомайское. Актуальность.Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. В связи с этим мы говорим о необходимости осуществления компетентностного подхода в образовании. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Значительное место в педагогической практике следует уделять организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и во внеурочное время. Маленький ребенок уже с момента своего рождения начинает заниматься исследовательской деятельностью, самостоятельно и с помощью взрослых изучая окружающий его мир. С большим интересом, сами того не осознавая, дети участвуют в самой разнообразной исследовательской работе. Постоянная жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, искать истину, ответы на самостоятельно или кем-то поставленные вопросы, самим задавать эти вопросы окружающим — важнейшие черты поведения ребенка как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Таким образом, исследовательская деятельность — естественное стремление любого ребенка. Надо лишь умело направить это стремление по нужному руслу, раскрыть двери в сложный, противоречивый, но такой привлекательный для младшего школьника окружающий мир. Проблемное обучение, которое организуется на уроках, способствует, но не может в полной мере помочь детям стать настоящими исследователями. Рамки традиционного урока, как правило, ограничивают детей в возможности использовать различные источники при работе с информацией. Значительно расширить поле исследовательской деятельности для детей позволят дополнительные занятия с учащимися начальных классов во внеурочное время. Новизна программы состоит в том, что данная программа в МАОУ «Тохтуевская СОШ» реализуется впервые, программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую, проектную. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. Цель программы: приобщить младших школьников к исследовательской деятельности и создать для них условия, способствующие развитию их исследовательских умений. Задачи: ● сформировать представление об исследовании; ● развивать умение самостоятельно добывать и использовать информацию; ● развивать у детей умение работать с различными источниками информации; ● развивать творческие способности, мышление, кругозор детей; ● вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс. Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы: программа «Юные исследователи» предназначена для детей 6-11 лет, посещающих ОУ Сроки реализации программы. Программа курса рассчитана на 4 года обучения (1 час в неделю). 1 год обучения – 34часа; Руководитель имеет возможность вносить коррективы в программу, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ. Формы и режим занятий. Занятия проводятся во внеучебное время 1 раз в неделю. Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация. Средства: • программное обеспечение; • посредством Интернет технологий; • посредством индивидуального обучения. Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция. Ожидаемые результаты. Личностные результаты и универсальные учебные действия
Исследовательская деятельность — это один из методов обучения, в ходе которого у учащихся: ● расширяется кругозор в предметных областях; ● повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации, — происходит непроизвольное запоминание учебного материала; ● наилучшим образом развиваются творческие способности; ● развивается речь и умение выступать перед аудиторией. Учебно-методическое обеспечение Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний. |