Напомним, открытые направления известны. Всего их пять: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения», «Время перемен», «Разговор с собой». Но это — только общие «указатели». А конкретные темы ученики узнают за 15 минут до начала сочинения в каждом регионе.
— Насколько хорошо выпускник может рассуждать? Предлагать свои ответы на философские вопросы? Высказывать и аргументировать свою точку зрения? Все это проверяет сочинение, — рассказал Алексей Федоров. — Важно не просто написать свои мысли по заданной теме, а подтвердить их, опираясь на литературный источник. Это может быть художественное произведение, дневники, мемуары, публицистика, философские и научно-популярные трактаты… В общем, выпускник может использовать все, что есть у него в «читательском активе». Правда, опыт показывает: в 90% случаев ребята обращаются к произведениям школьной программы.
Формальные требования? Их несколько. Минимальный объем не менее 250 слов (в зачет идут и предлоги и другие «служебные» слова — прим. ред.). Рекомендуемый — от 350 слов. Подсказка: сначала можно написать черновик, потом перечитать и пересчитать слова, и только потом переписывать текст начисто. Не забывать следить за временем: на все про все — 3 часа 55 минут.
Работу нужно писать самому, без плагиата, шпаргалок, заученных текстов и схем.
— Если вам нравится какая-то чужая мысль, можно спокойно на нее сослаться, указав источник. Развернутые цитаты — это отлично, только старайтесь не делать в них ошибок. Вы можете подтвердить чужую мысль или, допустим, показать, что все сложнее, чем кажется на первый взгляд. А можно оспорить ее, чтобы выстроить свое высказывание. При этом объем цитирования не должен превышать объем вашего текста — то есть половины всего сочинения, — советует эксперт.
Важно: сочинение должно соответствовать теме. Часто школьники раскрывают не конкретную тему, а более общее тематическое направление, известное заранее. Искусственный подгон темы — большой риск получить незачет. Внимательнее нужно быть и с аргументами, с опорой на литературу.
— Часто сочинения выглядят так: первый абзац — короткое мнение, тезис по теме, основная часть — подробный пересказ какого-то произведения. В конце повторяется тезис из вступления. Но так делать не надо! Не нужно подменять собственное рассуждение пересказом, — говорит Алексей Федоров. — Другая крайность: школьник не помнит, о чем произведение, и начинает импровизировать, искажает его до неузнаваемости. За такое тоже незачет.
Правильная композиция и логика — без них никуда. А вот без речевых и лексических ошибок лучше обойтись.
— Фактические ошибки тоже могут повлиять на итоговую оценку. Но чтобы был незачет, их количество должно быть критическим, — говорит Алексей Федоров. — А вот за грамотность, точнее — ее отсутствие, довольно много ребят получают незачет. Допустимое количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Источник: https://rg.ru/2020/10/28/kak-ne-nadelat-liapov-v-itog..