Курс внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность» 3 класс
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность» составлено на основе Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы / Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний 2008.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.
Содержание курса строилось на основе трех основных идей:
- 1.Элементарного изложения содержания школьной информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
- 2.Разделение в представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и компьютерные модели.
- 3.Формирование и развитие умения целенаправленно и осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описывать объекты реальной и виртуальной действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Цель школы: создание условий для качественного образования, ориентированного на формирование ключевых компетентностей обучающихся.
Задача школы: освоение и реализация деятельностно–компетентностного подхода в образовании.
Цели обучения информатике в начальной школе:
- 1.Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
- 2.Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
- 3.Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем, в том числе с помощью компьютера.
- 4.Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
- 5.Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
- 6.Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учебном процессе.
- 7.Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
Задачи курса:
- развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и старшей школе.
В содержательном плане данный курс – основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика».
В результате изучения курса «Компьютерная грамотность»в 3 классе обучающиеся должны знать:
- что такое информация (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельная, вкусовая);
- что такое источник и приемник информации;
- что такое обработка, передача и хранение информации с помощью технических устройств;
- что такое носители информации;
- роль человека в преобразовании и создании новой информации;
- виды информации (текст, число, изображение, звук);
- способы организации информации (текст, таблица, схема, рисунок)
- основные устройства компьютера;
- организацию информации в компьютере;
- нравственно-этические нормы работы с информацией;
- личная гигиена и техника безопасности при работе с компьютером.
должны уметь:
- использовать компьютер как универсальный инструмент для создания информационных объектов (текстов, рисунков, таблиц);
- представлять и преобразовывать информацию различными способами (текст, рисунок, таблица, число);
- применять основные команды, понимаемые компьютером, для поиска, преобразования, хранения, использования и передачи информации;
- запускать прикладные программы;
- осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск);
- набирать тексты десятипальцевым способом письма;
- уметь строить информационные объекты по инструкции и собственному замыслу;
- использовать начальные навыки работы на компьютере для создания проектов межпредметной направленности;
- соблюдать правила личной гигиены и техники безопасности при работе на компьютере;
- использовать начальные навыки работы с ПК для решения простейших учебных и практических задач.
Содержание курса
1) Виды информации. Человек и компьютер.
Человек и информация. Источники и приемники информации. Естественные и искусственные. Источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере. Тестирование.
2) Действия с информацией.
История действий с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации. Контрольное тестирование.
3) Объект и его характеристика.
Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами. Повторение, работа со словарем. Тестирование.
4) Информационный объект и компьютер.
Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы. Повторение. Итоговое тестирование
Учебный план
Тема
|
Часов
|
- 1.Виды информации. Человек и компьютер.
|
6
|
- 2.Действия с информацией
|
8
|
- 3.Объект и его характеристика
|
10
|
- 4.Информационный объект и компьютер
|
11
|
ИТОГО
|
35
|
Ведущие технологии обучения:
Ведущими технологиями при изучении курса является информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.
Цель применения информационно-коммуникационной технологии:
- Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.
Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.
Цель применения здоровье-сберегающей технологии:
- Создание благоприятного психологического фона на уроках,
- использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,
- создание условий для самовыражения учащихся.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.
Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ , направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется путем фронтального опроса или оцениванием практических работ, выполненных на уроках.
Отметка «5» ставится, если:
— ученик даёт полные, развёрнутые ответы на вопросы;
— в логических рассуждениях нет пробелов и ошибок;
— выполнил от 90% до 100% практической работы, запланированной на урок.
Отметка «4» ставится, если:
— при ответе на вопросы допущена 1 ошибка или 2-3 недочёта;
— логические обоснования недостаточны;
— выполнено от 70 % до 90 % практической работы.
Отметка «3» ставится, если:
— при ответе на вопросы допущено более 1 ошибки или более 2-3 недочётов;
— логические обоснования ответов не даются;
— выполнено от 40 % до 70 % практической работы или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Неудовлетворительные отметки должны ставиться только в случае отказа ребёнка выполнять практические задания.
Календарно-тематическое планирование
курса внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность»
для 3 класса
Урок
|
Содержание урока
|
ЦОР
|
Дата план
|
Дата факт
|
Знакомство с информатикой
|
|
|
|
1
|
§ 1. Человек и информация
|
1) электронный словарь
2)презентация «Человек и информация»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
2
|
§ 2. Источники и приемники информации
|
1) электронный словарь
2)презентация «Источники и приемники информации»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
3
|
§ 3. Искусственные и естественные источники информации
|
1) электронный словарь
2)презентация «Искусственные и естественные источники информации»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
4
|
§ 4. Носители информации
|
1) электронный словарь
2)презентация «Носители информации»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
5
|
§ 5. Что мы знаем о компьютере
|
1) электронный словарь
2)презентация «Компьютер»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
6
|
Работа со словарем, контрольная, тестирование
|
1) электронный словарь
2) контрольный тест
|
|
|
Действия с информацией
|
|
|
|
7
|
§ 6. Немного истории о действиях с информацией
|
1) электронный словарь
2)презентация «Действия с информацией»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
8
|
§ 7. Сбор информации
|
1) электронный словарь
2)презентация «Действия с информацией»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
9
|
§ 8. Представление информации
|
1) электронный словарь
2)презентация «Действия с информацией»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
10
|
§ 9. Кодирование информации
|
1) электронный словарь
2)презентация «Кодирование информации»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
11
|
§ 10. Декодирование информации
|
1) электронный словарь
2)презентация «Декодирование информации»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
12
|
§ 11. Хранение информации
|
1) электронный словарь
2)презентация «Действия с информацией»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
13
|
§ 12. Обработка информации
|
1) электронный словарь
2)презентация «Действия с информацией»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
14
|
Работа со словарем, контрольная, тестирование
|
1) электронный словарь
2)контрольный тест
|
|
|
Объект и его характеристика
|
|
|
|
15
|
§ 13. Объект
|
1) электронный словарь
2)презентация «Объект»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
16
|
§ 14. Имя объекта
|
1) электронный словарь
2)презентация «Имя объекта»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
17
|
§ 15. Свойства объекта
|
1) электронный словарь
2)презентация «Свойства объекта»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
18
|
§ 16. Общие и отличительные свойства
|
1) электронный словарь
2)презентация «Свойства объекта»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
19
|
§ 17. Существенные свойства и принятие решения
|
1) электронный словарь
2)презентация «Свойства объекта»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
20
|
§ 18. Элементный состав объекта
|
1) электронный словарь
2)презентация «Элементный состав объекта»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
21
|
§ 19. Действия объекта
|
1) электронный словарь
2)презентация «Действия объекта»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
22
|
§ 20. Отношения между объектами
|
1) электронный словарь
2)презентация «Отношения между объектами»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
23
|
Повторение, работа со словарем
|
1) электронный словарь
2)задания по теме
|
|
|
24
|
Контрольная, тестирование
|
1) электронный словарь
2)контрольный тест
|
|
|
Информационный объект и компьютер
|
|
|
|
25
|
§ 21. Информационный объект и смысл
|
1) электронный словарь
2)презентация «Информационный объект»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
26
|
§ 22. Документ как информационный объект
|
1) электронный словарь
2)презентация «Документ как информационный объект»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
27
|
§ 23. Электронный документ и файл
|
1) электронный словарь
2)презентация «Электронный документ и файл»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
28
|
§ 24. Текст и текстовый редактор
|
1) электронный словарь
2)презентация «Текст и текстовый редактор»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
29
|
§ 25. Изображение и графический редактор
|
1) электронный словарь
2)презентация «Изображение и графический редактор»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
30
|
§ 26. Схема и карта
|
1) электронный словарь
2)презентация «Схема и карта»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
31
|
§ 27. Число и программный калькулятор
|
1) электронный словарь
2)презентация «Число и программный калькулятор»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
32
|
§ 28. Таблица и электронные таблицы
|
1) электронный словарь
2)презентация «Таблица и электронные таблицы»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
33
|
Подготовительная контрольная и работа над ошибками
|
1) электронный словарь
2)задания по всему курсу
|
|
|
34
|
Годовая контрольная, тестирование
|
1) электронный словарь
2)контрольный тест информация»
3) задание по теме урока
4) тренажер клавиатуры
|
|
|
Литература:
- 1.«Информатика и ИКТ» Учебник для 3 класса Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
- 2.Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.1 Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2007
- 3.Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.2 Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008
- 4.Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
- Программа курса информатики для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.