Версия для слабовидящих
 

Курс внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность» 3 класс

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность» составлено на основе Программы курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы / Н.В. Матвеева, Е.Н.Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний 2008.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Содержание курса строилось на основе трех основных идей:

  1. 1.Элементарного изложения содержания школьной инфор­матики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о компьютере.
  2. 2.Разделение в представлении школьника реальной и вирту­альной действительности, если под виртуальной действительно­стью понимать, например, понятия, мышление и компьютер­ные модели.
  3. 3.Формирование и развитие умения целенаправленно и осоз­нанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы, схемы, двоичного кода и т. д., т. е. описы­вать объекты реальной и виртуальной действительности в раз­личных видах и формах на различных носителях информации.

Цель школы: создание условий для качественного образования, ориентированного на формирование ключевых компетентностей обучающихся.

Задача школы: освоение и реализация деятельностно–компетентностного подхода в образовании.

Цели обучения информатике в начальной школе:

  1. 1.Формирование общих представлений школьников об ин­формационной картине мира, об информации и информацион­ных процессах как элементах реальной действительности.
  2. 2.Знакомство с основными теоретическими понятиями ин­форматики.
  3. 3.Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем, в том числе с помощью компьютера.
  4. 4.Формирование умения строить простейшие информацион­ные модели и использовать их при решении учебных и практи­ческих задач, в том числе при изучении других школьных пред­метов.
  5. 5.Формирование системно-информационной картины мира (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
  6. 6.Формирование и развитие умений использовать электрон­ные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в учеб­ном процессе.
  7. 7.Формирование и развитие умений использовать компью­тер при тестировании, организации развивающих игр и эста­фет, поиске информации в электронных справочниках и энцик­лопедиях и т. д.

Задачи курса:

  • развиваются общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией в об­щении между собой и пр.);
  • формируется умение описывать объекты реальной действи­тельности, т. е. представлять информацию о них различны­ми способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • формируются начальные навыки использования компью­терной техники и современных информационных техноло­гий для решения учебных и практических задач.

Все это необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса информатики в средней и стар­шей школе.

В содержательном плане данный курс – основа любого курса информатики, подготовленного в соответствии с требованиями минимума содержания образовательной области «Информатика».

В результате изучения курса «Компьютерная грамотность»в 3 классе обучающиеся должны знать:

  • что такое информация (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельная, вкусовая);
  • что такое источник и приемник информации;
  • что такое обработка, передача и хранение информации с помощью технических устройств;
  • что такое носители информации;
  • роль человека в преобразовании и создании новой информации;
  • виды информации (текст, число, изображение, звук);
  • способы организации информации (текст, таблица, схема, рисунок)
  • основные устройства компьютера;
  • организацию информации в компьютере;
  • нравственно-этические нормы работы с информацией;
  • личная гигиена и техника безопасности при работе с компьютером.

должны уметь:

  • использовать компьютер как универсальный инструмент для создания информационных объектов (текстов, рисунков, таблиц);
  • представлять и преобразовывать информацию различными способами (текст, рисунок, таблица, число);
  • применять основные команды, понимаемые компьютером, для поиска, преобразования, хранения, использования и передачи информации;
  • запускать прикладные программы;
  • осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск);
  • набирать тексты десятипальцевым способом письма;
  • уметь строить информационные объекты по инструкции и собственному замыслу;
  • использовать начальные навыки работы на компьютере для создания проектов межпредметной направленности;
  • соблюдать правила личной гигиены и техники безопасности при работе на компьютере;
  • использовать начальные навыки работы с ПК для решения простейших учебных и практических задач.

Содержание курса

1) Виды информации. Человек и компьютер.

Человек и информация. Источники и приемники информации. Естественные и искусственные. Источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере. Тестирование.

2) Действия с информацией.

История действий с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка информации. Контрольное тестирование.

3) Объект и его характеристика.

Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами. Повторение, работа со словарем. Тестирование.

4) Информационный объект и компьютер.

Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы. Повторение. Итоговое тестирование

Учебный план

Тема

Часов

  1. 1.Виды информации. Человек и компьютер.

6

  1. 2.Действия с информацией

8

  1. 3.Объект и его характеристика

10

  1. 4.Информационный объект и компьютер

11

ИТОГО

35

Ведущие технологии обучения:

Ведущими технологиями при изучении курса является информационно-коммуникационная и здоровье-сберегающая. Технология является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется регулярно на всех этапах урока.

Цель применения информационно-коммуникационной технологии:

  • Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  • Выработка навыков применения средств информационно-коммуникационных технологий в повседневной жизни и в учебной деятельности.

Результат применения: достижение базовой информационно-коммуникационной компетентности учащегося.

Цель применения здоровье-сберегающей технологии:

  • Создание благоприятного психологического фона на уроках,
  • использование приемов, способов появления и сохранения интересов к учебному материалу,
  • создание условий для самовыражения учащихся.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: компьютерный практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, систематическая работа с терминами. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.

Программой предусмотрено проведение лабораторных и практических работ , направленных на отработку отдельных технологических приемов, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Часть практической работы (прежде всего, подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся или проектную деятельность; работа разбита на части и осуществляется в течение нескольких недель.

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся осуществляется путем фронтального опроса или оцениванием практических работ, выполненных на уроках.

Отметка «5» ставится, если:

                  ученик даёт полные, развёрнутые ответы на вопросы;

                  в логических рассуждениях нет пробелов и ошибок;

                  выполнил от 90% до 100% практической работы, запланированной на урок.

Отметка «4» ставится, если:

                  при ответе на вопросы допущена 1 ошибка или 2-3 недочёта;

                  логические обоснования недостаточны;

                  выполнено от 70 % до 90 % практической работы.

Отметка «3» ставится, если:

                  при ответе на вопросы допущено более 1 ошибки или более 2-3 недочётов;

                  логические обоснования ответов не даются;

                  выполнено от 40 % до 70 % практической работы или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

Неудовлетворительные отметки должны ставиться только в случае отказа ребёнка выполнять практические задания.


Календарно-тематическое планирование

курса внеурочной деятельности «Компьютерная грамотность»

для 3 класса

 

Урок

Содержание урока

ЦОР

Дата план

Дата факт

Знакомство с информатикой

 

 

 

1

§ 1. Человек и информация

1) электронный словарь

2)презентация «Человек и информация»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

2

§ 2. Источники и приемники информации

1) электронный словарь

2)презентация «Источники и приемники информации»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

3

§ 3. Искусственные и естественные источники информации

1) электронный словарь

2)презентация «Искусственные и естественные источники информации»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

4

§ 4. Носители информации

1) электронный словарь

2)презентация «Носители информации»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

5

§ 5. Что мы знаем о компьютере

1) электронный словарь

2)презентация «Компьютер»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

6

Работа со словарем, контрольная, тестирование

1) электронный словарь

2) контрольный тест

 

 

Действия с информацией

 

 

 

7

§ 6. Немного истории о действиях с информацией

1) электронный словарь

2)презентация «Действия с информацией»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

8

§ 7. Сбор информации

1) электронный словарь

2)презентация «Действия с информацией»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

9

§ 8. Представление информации

1) электронный словарь

2)презентация «Действия с информацией»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

10

§ 9. Кодирование информации

1) электронный словарь

2)презентация «Кодирование информации»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

11

§ 10. Декодирование информации

1) электронный словарь

2)презентация «Декодирование информации»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

12

§ 11. Хранение информации

1) электронный словарь

2)презентация «Действия с информацией»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

13

§ 12. Обработка информации

1) электронный словарь

2)презентация «Действия с информацией»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

14

Работа со словарем, контрольная, тестирование

1) электронный словарь

2)контрольный тест

 

 

Объект и его характеристика

 

 

 

15

§ 13. Объект

1) электронный словарь

2)презентация «Объект»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

16

§ 14. Имя объекта

1) электронный словарь

2)презентация «Имя объекта»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

17

§ 15. Свойства объекта

1) электронный словарь

2)презентация «Свойства объекта»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

18

§ 16. Общие и отличительные свойства

1) электронный словарь

2)презентация «Свойства объекта»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

19

§ 17. Существенные свойства и принятие решения

1) электронный словарь

2)презентация «Свойства объекта»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

20

§ 18. Элементный состав объекта

1) электронный словарь

2)презентация «Элементный состав объекта»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

21

§ 19. Действия объекта

1) электронный словарь

2)презентация «Действия объекта»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

22

§ 20. Отношения между объектами

1) электронный словарь

2)презентация «Отношения между объектами»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

23

Повторение, работа со словарем

1) электронный словарь

2)задания по теме

 

 

24

Контрольная, тестирование

1) электронный словарь

2)контрольный тест

 

 

Информационный объект и компьютер

 

 

 

25

§ 21. Информационный объект и смысл

1) электронный словарь

2)презентация «Информационный объект»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

26

§ 22. Документ как информационный объект

1) электронный словарь

2)презентация «Документ как информационный объект»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

27

§ 23. Электронный документ и файл

1) электронный словарь

2)презентация «Электронный документ и файл»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

28

§ 24. Текст и текстовый редактор

1) электронный словарь

2)презентация «Текст и текстовый редактор»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

29

§ 25. Изображение и графический редактор

1) электронный словарь

2)презентация «Изображение и графический редактор»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

30

§ 26. Схема и карта

1) электронный словарь

2)презентация «Схема и карта»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

31

§ 27. Число и программный калькулятор

1) электронный словарь

2)презентация «Число и программный калькулятор»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

32

§ 28. Таблица и электронные таблицы

1) электронный словарь

2)презентация «Таблица и электронные таблицы»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

33

Подготовительная контрольная и работа над ошибками

1) электронный словарь

2)задания по всему курсу

 

 

 

34

Годовая контрольная, тестирование

1) электронный словарь

2)контрольный тест информация»

3) задание по теме урока

4) тренажер клавиатуры

 

 

Литература:

  1. 1.«Информатика и ИКТ» Учебник для 3 класса Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  2. 2.Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.1 Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2007
  3. 3.Информатика: рабочая тетрадь для второго класса: Ч.2 Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова. М: БИНОМ. Лаборатория знаний,2008
  4. 4.Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие/ Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П Панкратова, М:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
  1. Программа курса информатики для общеобразовательных учреждений 2-11 классы. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Сайт обновлен 25 апреля 2024г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru