Версия для слабовидящих
 

Литературная гостиная « Добрые волшебники детства»

Цель: Через литературные произведения пермских писателей познакомить детей и родителей с культурными, историческими, экологическими и социальными особенностями Пермского края.

 Задачи:

1.Воспитание нравственных качеств и норм поведения с учётом культурных традиций Пермского края.
2.Привитие интереса к творчеству пермских писателей.
3.Возрождение традиций семейного чтения.

Оформление: на фоне старинных домов, замков, башен —книжная выставка « В одном прекрасном царстве», где пред­ставлены сказки Л.И. Кузьмина, отдельно портрет писателя .

Чтец:

Что Родина, что милый край?

Пускай красой он не блистает,

Но он приятен так, как рай;

Он нашу душу восхищает…         

Всё лучшее – в стране родной:

В ней солнце ясное светлее, 

В ней краше месяц молодой.

Лазурь небесная яснее,

Прохладой дует ветерок,

Шумит приятней ручеёк…

                            Павел Размахнин.

 Вед.2

Прикамье – это большой, богатый край, часть страны, которая называется Россией. Чтобы любить свой край, надо его узнать, изучить.

Вед.3

Изучать можно по – разному. Историки – изучают историю Прикамья, ботаники изучают растения, растущие на ее земле, исследуют и описывают их, геологи – полезные ископаемые, залегающие в недрах земли Пермской. А мы познакомимся с творчеством пермских писателей, любящих свой край и выразивших эту любовь в своём творчестве.

Вед.2

Хочется напомнить вам их имена. ( Презентация «Пермские писатели»)

 Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одно прекрасное царство и познакомим­ся с волшебником, который это царство придумал. Итак, начинаем! (Звучит легкая музыка)

В одной деревне русской

Шагал один чудак,

Придумывал он сказки

Ребятам просто так.

Он зёрна голубые руками собирал

И урожай богатый

Рассказов получал.

Он сыпал детям сказки,

Как звёзды звездочёт,

Он знал, что каждый в детстве

Их всё равно прочтёт.

Он пирогом огромным

Соседей накормил,

И мальчикам, и взрослым

Радость подарил.

Он в сундуке старинном

Летал через моря

И испытанья эти терпел совсем не зря:

Чтоб взрослые и дети помнили всегда, что в Детство возвращаться им нужно иногда,

Чтоб вспоминать почаще Друзей, подруг, родных,

И доброту и дружбу хранить в сердцах своих.

И кто же этот добрый Сказочник-чудак? Лев Кузьмин, наверно?

Конечно, это так!

Так пусть живёт он вечно

В сердцах, умах людей,

Рассказами и сказками радует детей!

 

Ведущая.1

К сожалению, Лев Иванович уже ушел из жизни, но он оставил нам в наследство свое прекрасное царство — свои произведе­ния, населенные самыми разными персонажами. Это и веселый звез­дочет, и гном-маляр, и капитан Коко, и девочки Ягобабочки, и многие другие.

 Чтец! (Берет с выставки книгу, зачитывает отрывок из стихотворения Л. Кузьмина «Звездочет»)

В своем домишке древнем,

С трубою набочок

Жил в сказочное время

Веселый звездочет.

И был он, между прочим,

Не очень-то богат:

Носил зимой и летом

Единственный халат.

Но дело не в богатстве,

Не тем он дорожил!

В одном прекрасном царстве,

В старинном государстве

Он звезды сторожил.

Лишь звездочка случайно

Сорвется с неба в пруд,

Проворный караульщик

Немедля тут как тут.

Он звездочку достанет

Коротеньким сачком,

На печке обогреет

Под старым пиджачком,

И напоит малиной,

И мокрый нос утрет,

 И бережно проводит

Опять на небосвод.

Подкинет ввысь и скажет:

-Лети!

Сияй смелей!

Чем больше звезд на небе,

Тем на земле светлей!

 Учитель:

Ребята, давайте пригласим к нам в гости звездочета! (Выходит звездочет)

 

Звездочёт

А я уже здесь! Я всегда появляюсь в нуж­ный момент (обращаясь к аудитории): Здравствуйте, ребята!

 

Ведущая 2: Расскажите нам, пожалуйста, о Льве Ивановиче

 

Звездочет:

Что ж, извольте. (Музыка)

Над Волгой — лентой длинной –

Сверкают купола,

Там город есть старинный с названьем — Кострома, Вокруг леса густые, шум елок да сосен …

В поселке средь России

Был сказочник рожден.

 

Ведущая 1:

Действительно, Кузьмин родился в селе Задорино Костромской области. А своим земляком мы считаем его потому, что в Перми Лев Иванович прожил более 40 лет. Именно здесь он написал свои замечательные стихи, сказки, повести и рассказы.

 

Ведущая 2 :

Интересно, а родители нашего сказочника тоже бы­ли писателями?

 

Звездочет:

Совсем нет.

Родителей средь прочих

Я поспешу назвать: Отец — простой рабочий,

Учительница — мать.

Но с книгами дружили

В семье у Кузьминых,

Хотя моменты были,

Что не хватало их.

Ведущая 3:

Детство писателя прошло на станции Николо-Полома и в маленькой лесной деревушке под названием Городище. Места эти были глухие, и хорошую книгу в то время, действительно, достать было трудно. Несмотря на это, мальчик рано пристрастился к чтению.

Ведущая 2:

В 6 лет Лев Иванович, а тогда просто Левушка, по картинкам выучил­ся читать и читал все, что попадалось под руку.

Звездочет:

А после забирался

На чердак тайком

И сочинять пытался

Свой первый книжный том.

Ведущая 1:

Это был даже не том, а толстая амбарная книга с красным обрезом и обложкой под мрамор. Сюда Кузьмин записал свое первое детское произведение «Бармалей в Ленинграде». Это бы­ло продолжение знаменитой сказки Корнея Чуковского. Как вы ду­маете, какой?

Звездочет:

Я с вашего позволения продолжу.

Когда началась Великая Отечественная война, Леве Кузьмину было 13 лет. Почти все мужчины поселка ушли на фронт. Некому ста­ло обрабатывать колхозные поля. И, бросив школу, будущий писатель со своими юными сверстниками пошел на курсы сельских механиза­торов.

 

Ведущая 2: О нелегкой военной поре, о ребятах, чье детство вы­пало на годы Великой Отечественной, Лев Иванович написал в рас­сказах и повестях: «Чистый след горностая», «Косохлест», «Привет тебе, Митя Кукин!» и других (можно показать эти книги).

Ведущая 3:

Но как же все-таки простой деревенский паренек стал писателем?

Где его этому научили? В специальной писатель­ской школе?

Звездочет:

Нет, в литературном институте Льву Ивановичу учиться не довелось. Вникать в литературу ему пришлось только самоучкой. После войны Кузьмин поступил в строительный техникум, который находился в городе Ленинграде.

 

Ведущая 2:

В 1949 году в местной газете города Пушкина, и были впервые опубликованы стихи Льва Ивановича Кузьмина. «Помню, как встал ранним утром вместе с воробьями, — вспоминал писатель, — и толокся у газетного киоска в ожидании местной газеты. Редким прохожим я сам, должно быть, ка­зался полунормальным, настолько я чего-то боялся. От перепуга даже не решился купить второй экземпляр, чтобы послать маме».

Ведущая 3:

Тогда Лев Иванович и начал писать свои замеча­тельные книжки?

Ведущая 1:

Нет, окончив техникум, он несколько лет проработал на стройках Сибири, Украины, Казахстана. И вот, в 1956 году судьба занесла его в уральский город Пермь.

 

Звездочет:

Ну а в Перми литературной,

Писательский сложился круг,

Здесь обсуждались книги бурно,

Здесь каждый автор — брат и друг.

И в обстановке плодотворной Кузьмин талантом заблистал,

Свой первый сборник стихотворный

У нас, в Прикамье, он издал.

 

Ведущая 3:

Это было целых сорок лет назад, в 1963 году! Первая книжечка стихов Льва Ивановича называлась «Апрель» и была напи­сана для взрослых.

Ведущая 2: Но когда же он начал писать детские стихи и сказ­ки?

Ведущая 1: Среди пермских писателей была целая группа, увле­ченно работающая для детей, и при местном издательстве — настоящая детская редакция. Возможно, это обстоятельство и повлияло на выбор писателя. Он показал пермским коллегам свое небольшое, в четырна­дцать строк, стихотворение «Как до небес добраться». С него, с этого стихотворения, все и началось.

 

Звучит Легкая Музыка, на ее фоне звездочет читает стихотво­рение «Как до небес добраться». Стихотворения в исполнении учащихся.

 

Ведущая 2: А что было потом?

 

Ведущая 1:

А потом появились на свет замечательные детские книжки: «Кто что умеет?», «Башмаки-простаки», «Дом с колокольчи­ком» и многие другие.

Ведущая 3 Ребята, а что такое «крылатые фразы»? в произведениях Л.И. Кузьмина нередко они встречаются. Давайте их вспомним:

1. Чем больше звёзд на небе,

Тем на земле светлей! («Звездочёты»)

 2. Важнее было мир спасти

А хвостик может отрасти! («Как был весь мир спасён»)

 3. Славу нам делить не нужно

Ведь всего важнее – дружба.

Где никто не ссорится,

Там и дело спорится. («Ветер и Туча»)

1. А что поведаешь другу,

То тут же пойдёт по кругу. («Пчёлка»)

2. Кто волка боится, того и мышка съест! («Конь-беглец»)

Ведущая 3:

Лев Иванович писал не только стихи, но и замечательные сказки. Такие, как — «Баба Яга и ее внучки Яго-бабочки» (показывает книгу).

 Ведущая 1:

Совершенно верно. Кузьмин является автором вол­шебных сказок. Одни из них он полностью придумал сам, другие пе­ресказал, используя сказки разных народов.. Сейчас мы с вами посмотрим одну из сказок.

Презентация.

Сайт обновлен 01 января 2025г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru