Литературная гостиная « Мир авторской песни»
Цель:
Раскрыть причины возникновения и популярности авторской песни.
Стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся.
Задачи:
1.На основе эмоционального восприятия воспитывать любовь к музыке, потребность в общении с искусством.
2.Прививать любовь к Родине, музыкальной культуре страны.
3.Использовать силу воздействия авторской песни на формирование личности учащихся, их нравственных убеждений.
Оборудование:
Компьютер, проектор с экраном, электронная презентация.
Ход мероприятия:
Все песни звучат в исполнении учителя музыки Кочергиной Т.В. и учителя истории Головиновой М.П.
(Исполняется песня А.Безуглова « Гитара и песня по кругу»)
Чтец
Как тетива, гитарная струна,
И если прикоснутся к струнам руки –
Как стрелы, зазвенят аккордов звуки,
И прочь уйдёт немая тишина.
Пусть в песню слова сольются,
И струны словам отзовутся,
И станем мы все чуть ближе друг другу –
Гитара и песня – по кругу!
Ведущий
Незатейливая мелодия, отсутствие аранжировки, слова, наполненные глубоким смыслом, рождающие отклик в сердцах и душах слушателей…
Вот, пожалуй, главная особенность авторского текста.
Ведущая
« Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять весь вечер перед вами один человек с гитарой, глаза в глаза. И расчёт в авторской песне только на одно – на то, что беспокоят вас точно так же, как и меня, те же проблемы, судьбы человеческие, одни и те же мысли. И точно так же вам, как и мне, рвут и скребут по нервам несправедливости и горе людское. Короче говоря, всё рассчитано на доверии. Вот что нужно для авторской песни: ваши глаза и уши и моё желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать», — так сказал об авторской песне В.Высоцкий.
Учитель
Авторскую песню ещё называют бардовской.
Кто же такие барды?
Расскажу вам одну притчу. Давным-давно, ещё до Рождества Христова, жили люди, которые своих мудрых учителей называли друидами. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение, избранный назывался – Бард. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, нести Свет и Истину.
Значит, для того, чтобы стать бардом, надо иметь большой житейский опыт, мудрость, знания. Бардовская песня требует большой работы – работы ума, души, чувств и сердца.
Ведущий
Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего – это песня для души. Этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни.
Чтец
У поэта соперника нету
Ни на улице и ни в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас – о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и славу по капле губя,
Догорает, прощения просит…
Это он не за вас – за себя.
Но когда достигает предела,
И душа отлетает во тьму –
Поле пройдено, сделано дело…
Вам решать: для чего и кому.
То ли мёд, то ли горькая чаша,
То ли адский огонь, то ли храм…
Всё, что было его – нынче ваше.
Всё для вас. Посвящается вам.
Ведущая
Это стихотворение Булата Окуджавы можно посвятить многим поэтам, композиторам, актёрам, отдававшим свой талант, свои силы, свою жизнь людям. В.Высоцкий, М.Анчаров, А.Дольский… Все авторы абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим.
Мажорный, солнечный, всегда с юморком, Юлий Ким поёт совсем иначе, чем нервный, звучащий подчас трагически Евгений Клячкин, Юрий Визбор – это распахнутые ветра, простор равнин, вечность гор, Ада Якушева – сама женственность, Александр Городницкий – сама мужественность, Виктор Берковский – темперамент и экспрессия, Сергей Никитин – мелодичность, задушевность и затаённость.
Ведущий
Семь основных нот в музыке, семь цветов радуги. И каждому цвету радужного спектра найдётся соответствие в многоголосии и многозвучии авторских песен.
Ведущая
Вот цвет красный. Цвет крови, пролитой на фронтах Великой Отечественной войны. Сильна нота памяти минувшей войны. Немало песен о войне, созданных уже в мирное время, написанных её участниками, известными поэтами М.Анчаровым и Б.Окуджавой и др.
( « Облака» В.Егорова )
Ведущий
Оранжевый и жёлтый цвета сливаются в один – золотой: цвет фантазии, романтики. Романтическая традиция в авторской песне отражает святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться крылатой мыслью туда, где он нее был, где можно узнать что-то новое, неизвестное.
( С.Никитин « Брич-Мулла», Ю.Визбор « Домбайский вальс»).
Ведущая
Зелёный цвет необычайно интенсивен в палитре красок авторских песен. Только из песен о природе можно составить большой тематический сборник, ведь раздумья о природе – повод для размышления о любви и разлуке, о трудностях и превратностях, свойственных жизни.
( Е.Бачурин « Дерева»)
Ведущий
Два последующих цвета невольно напоминают о прогулках влюблённых под луной, о мягком свете звёзд. В этих песнях все оттенки любовного чувства, которые доступы человеку. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей, о предчувствии любви. Существует много песен о любви неразделённой, о любви бесшабашной. Поют и в шутку и всерьёз.
( Ю.Визбор « Ты у меня одна», С.Никитин « Под музыку Вивальди», А.Городницкий « Перекаты»)
Ведущая
Но не всегда жизнь воспринимается человеком лишь в мажоре. Как нет радуги без фиолетового цвета, так нет жизни без огорчений. Походы, путешествия, длительные экспедиции непременно сопровождаются разлукой и ожиданием. А значит, всегда жива тоска по дому, грусть от разлуки с любимыми и друзьями. ( Ю.Визбор « Солнышко лесное»).
Ведущий
Замечательны слова М.Анчарова:
« Бардовская песня – продукт витаминный, но чтобы он принёс пользу, его нужно пережевать и переварить. Это не супчик какой-то протёртый, который проглотил, и довольно. Тут нужно потрудиться, но зато польза от него – ощутимая».
Ведущая
Говоря о бардовской песне, нельзя не сказать о спутнице поэта – гитаре.
Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, в туристическом походе у костра и в камерном зале любителей классической музыки. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создаёт. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.
Ведущий
В заключение сегодняшней встречи хочется вспомнить слова Эйдельмана:
« Пройдут десятилетия, нас не будет, историю нашего времени напишут по мемуарам, по газетам, по архивам. Если захочется потомку… познать не только факты и логику, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда точно знаю, включит правнук магнитофон… и услышит « Не оставляйте надежду, маэстро…» (Исполнение песни)
Презентация.