Цель: Через литературные произведения пермских писателей познакомить детей и родителей с культурными, историческими, экологическими и социальными особенностями Пермского края. Задачи:
1.Воспитание нравственных качеств и норм поведения с учётом культурных традиций Пермского края.
2.Привитие интереса к творчеству пермских писателей.
3.Возрождение традиций семейного чтения.
Оформление: на фоне старинных домов, замков, башен -книжная выставка « В одном прекрасном царстве», где представлены сказки Л.И. Кузьмина, отдельно портрет писателя .
Чтец:
Что Родина, что милый край?
Пускай красой он не блистает,
Но он приятен так, как рай;
Он нашу душу восхищает…
Всё лучшее – в стране родной:
В ней солнце ясное светлее,
В ней краше месяц молодой.
Лазурь небесная яснее,
Прохладой дует ветерок,
Шумит приятней ручеёк…
Павел Размахнин.
Вед.2
Прикамье – это большой, богатый край, часть страны, которая называется Россией. Чтобы любить свой край, надо его узнать, изучить.
Вед.3
Изучать можно по – разному. Историки – изучают историю Прикамья, ботаники изучают растения, растущие на ее земле, исследуют и описывают их, геологи – полезные ископаемые, залегающие в недрах земли Пермской. А мы познакомимся с творчеством пермских писателей, любящих свой край и выразивших эту любовь в своём творчестве.
Вед.2
Хочется напомнить вам их имена. ( Презентация «Пермские писатели»)
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в одно прекрасное царство и познакомимся с волшебником, который это царство придумал. Итак, начинаем! (Звучит легкая музыка)
В одной деревне русской
Шагал один чудак,
Придумывал он сказки
Ребятам просто так.
Он зёрна голубые руками собирал
И урожай богатый
Рассказов получал.
Он сыпал детям сказки,
Как звёзды звездочёт,
Он знал, что каждый в детстве
Их всё равно прочтёт.
Он пирогом огромным
Соседей накормил,
И мальчикам, и взрослым
Радость подарил.
Он в сундуке старинном
Летал через моря
И испытанья эти терпел совсем не зря:
Чтоб взрослые и дети помнили всегда, что в Детство возвращаться им нужно иногда,
Чтоб вспоминать почаще Друзей, подруг, родных,
И доброту и дружбу хранить в сердцах своих.
И кто же этот добрый Сказочник-чудак? Лев Кузьмин, наверно?
Конечно, это так!
Так пусть живёт он вечно
В сердцах, умах людей,
Рассказами и сказками радует детей!
Ведущая.1
К сожалению, Лев Иванович уже ушел из жизни, но он оставил нам в наследство свое прекрасное царство — свои произведения, населенные самыми разными персонажами. Это и веселый звездочет, и гном-маляр, и капитан Коко, и девочки Ягобабочки, и многие другие.
Чтец! (Берет с выставки книгу, зачитывает отрывок из стихотворения Л. Кузьмина «Звездочет»)
В своем домишке древнем,
С трубою набочок
Жил в сказочное время
Веселый звездочет.
И был он, между прочим,
Не очень-то богат:
Носил зимой и летом
Единственный халат.
Но дело не в богатстве,
Не тем он дорожил!
В одном прекрасном царстве,
В старинном государстве
Он звезды сторожил.
Лишь звездочка случайно
Сорвется с неба в пруд,
Проворный караульщик
Немедля тут как тут.
Он звездочку достанет
Коротеньким сачком,
На печке обогреет
Под старым пиджачком,
И напоит малиной,
И мокрый нос утрет,
И бережно проводит
Опять на небосвод.
Подкинет ввысь и скажет:
-Лети!
Сияй смелей!
Чем больше звезд на небе,
Тем на земле светлей!
Учитель:
Ребята, давайте пригласим к нам в гости звездочета! (Выходит звездочет)
Звездочёт
А я уже здесь! Я всегда появляюсь в нужный момент (обращаясь к аудитории): Здравствуйте, ребята!
Ведущая 2: Расскажите нам, пожалуйста, о Льве Ивановиче
Звездочет:
Что ж, извольте. (Музыка)
Над Волгой — лентой длинной –
Сверкают купола,
Там город есть старинный с названьем — Кострома, Вокруг леса густые, шум елок да сосен …
В поселке средь России
Был сказочник рожден.
Ведущая 1:
Действительно, Кузьмин родился в селе Задорино Костромской области. А своим земляком мы считаем его потому, что в Перми Лев Иванович прожил более 40 лет. Именно здесь он написал свои замечательные стихи, сказки, повести и рассказы.
Ведущая 2 :
Интересно, а родители нашего сказочника тоже были писателями?
Звездочет:
Совсем нет.
Родителей средь прочих
Я поспешу назвать: Отец — простой рабочий,
Учительница — мать.
Но с книгами дружили
В семье у Кузьминых,
Хотя моменты были,
Что не хватало их.
Ведущая 3:
Детство писателя прошло на станции Николо-Полома и в маленькой лесной деревушке под названием Городище. Места эти были глухие, и хорошую книгу в то время, действительно, достать было трудно. Несмотря на это, мальчик рано пристрастился к чтению.
Ведущая 2:
В 6 лет Лев Иванович, а тогда просто Левушка, по картинкам выучился читать и читал все, что попадалось под руку.
Звездочет:
А после забирался
На чердак тайком
И сочинять пытался
Свой первый книжный том.
Ведущая 1:
Это был даже не том, а толстая амбарная книга с красным обрезом и обложкой под мрамор. Сюда Кузьмин записал свое первое детское произведение «Бармалей в Ленинграде». Это было продолжение знаменитой сказки Корнея Чуковского. Как вы думаете, какой?
Звездочет:
Я с вашего позволения продолжу.
Когда началась Великая Отечественная война, Леве Кузьмину было 13 лет. Почти все мужчины поселка ушли на фронт. Некому стало обрабатывать колхозные поля. И, бросив школу, будущий писатель со своими юными сверстниками пошел на курсы сельских механизаторов.
Ведущая 2: О нелегкой военной поре, о ребятах, чье детство выпало на годы Великой Отечественной, Лев Иванович написал в рассказах и повестях: «Чистый след горностая», «Косохлест», «Привет тебе, Митя Кукин!» и других (можно показать эти книги).
Ведущая 3:
Но как же все-таки простой деревенский паренек стал писателем?
Где его этому научили? В специальной писательской школе?
Звездочет:
Нет, в литературном институте Льву Ивановичу учиться не довелось. Вникать в литературу ему пришлось только самоучкой. После войны Кузьмин поступил в строительный техникум, который находился в городе Ленинграде.
Ведущая 2:
В 1949 году в местной газете города Пушкина, и были впервые опубликованы стихи Льва Ивановича Кузьмина. «Помню, как встал ранним утром вместе с воробьями, — вспоминал писатель, — и толокся у газетного киоска в ожидании местной газеты. Редким прохожим я сам, должно быть, казался полунормальным, настолько я чего-то боялся. От перепуга даже не решился купить второй экземпляр, чтобы послать маме».
Ведущая 3:
Тогда Лев Иванович и начал писать свои замечательные книжки?
Ведущая 1:
Нет, окончив техникум, он несколько лет проработал на стройках Сибири, Украины, Казахстана. И вот, в 1956 году судьба занесла его в уральский город Пермь.
Звездочет:
Ну а в Перми литературной,
Писательский сложился круг,
Здесь обсуждались книги бурно,
Здесь каждый автор — брат и друг.
И в обстановке плодотворной Кузьмин талантом заблистал,
Свой первый сборник стихотворный
У нас, в Прикамье, он издал.
Ведущая 3:
Это было целых сорок лет назад, в 1963 году! Первая книжечка стихов Льва Ивановича называлась «Апрель» и была написана для взрослых.
Ведущая 2: Но когда же он начал писать детские стихи и сказки?
Ведущая 1: Среди пермских писателей была целая группа, увлеченно работающая для детей, и при местном издательстве — настоящая детская редакция. Возможно, это обстоятельство и повлияло на выбор писателя. Он показал пермским коллегам свое небольшое, в четырнадцать строк, стихотворение «Как до небес добраться». С него, с этого стихотворения, все и началось.
Звучит Легкая Музыка, на ее фоне звездочет читает стихотворение «Как до небес добраться». Стихотворения в исполнении учащихся.
Ведущая 2: А что было потом?
Ведущая 1:
А потом появились на свет замечательные детские книжки: «Кто что умеет?», «Башмаки-простаки», «Дом с колокольчиком» и многие другие.
Ведущая 3 Ребята, а что такое «крылатые фразы»? в произведениях Л.И. Кузьмина нередко они встречаются. Давайте их вспомним:
1. Чем больше звёзд на небе,
Тем на земле светлей! («Звездочёты»)
2. Важнее было мир спасти
А хвостик может отрасти! («Как был весь мир спасён»)
3. Славу нам делить не нужно
Ведь всего важнее – дружба.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится. («Ветер и Туча»)
1. А что поведаешь другу,
То тут же пойдёт по кругу. («Пчёлка»)
2. Кто волка боится, того и мышка съест! («Конь-беглец»)
Ведущая 3:
Лев Иванович писал не только стихи, но и замечательные сказки. Такие, как — «Баба Яга и ее внучки Яго-бабочки» (показывает книгу).
Ведущая 1:
Совершенно верно. Кузьмин является автором волшебных сказок. Одни из них он полностью придумал сам, другие пересказал, используя сказки разных народов.. Сейчас мы с вами посмотрим одну из сказок.
презентация