Мудрые цитаты великого педагога Константина Ушинского о воспитании
24.05.2020
Великий педагог посвятил всю жизнь общественно-педагогической работе, изучению проблем воспитания, самовоспитания, обучения, нравственности и других. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского, выражено в его научных трудах, афоризмах, цитатах, высказываниях о воспитании детей и педагогике.
🌱 О методах и средствах воспитания
— Страх телесного наказания не сделает злого сердца добрым, а смешение страха со злостью — самое отвратительное явление в человеке.
— Любовь — единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим.
— Посредством любви можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло безусловно повиноваться воспитателю без наказаний и наград.
— Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.
— Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение.
— Детским чувством, точно так же, как и детской мыслью, должно руководить, не насилуя его.
— Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
— Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
— Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его.
— Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения.
— Страх — это самое угнетающее из человеческих чувствований.
🌱 О целях и задачах воспитания
— Основной целью воспитания человека может быть только сам человек … а в человеке цель воспитания составляет душа.
— Главное в современной педагогике — это воспитание духовной стороны человека.
— Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества, возвышать дух над телом, выдвигать вперед духовные потребности.
— Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания.
🌱 О воспитании и педагогике
— Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель.
— Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
— Ученье само по себе становится воспитанием только тогда, когда достигает высшей области науки, входит в мир идеи и вносит эту идею через разум в сердце человека. Только на этой ученой, а не учебной ступени наука приобретает нравственную силу.
— Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения в привычки.
— Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека.
— Дело воспитания такое важное и такое святое, именно святое дело. Здесь сеются семена благоденствия или несчастья миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей родины.
— Воспитание, скромное по наружности дело, в то же время является одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения.
🌱 О самовоспитании
— Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения.
— Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания.
— Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.
— Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний.