Версия для слабовидящих
 

Программа Апробация межведомственной модели родительского образования в МАОУ «Тохтуевская СОШ»

Управление образования Соликамского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Тохтуевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

                                      УТВЕРЖДЕНО
                                         решением НПЭС
                                                                 № ___ от «___»________2014 г.
                                              Председатель НПЭС
                                                               ______________Л.А.Корнеева
                                        Секретарь НПЭС
                                                              _____________Е.И.Старикова

 

Программа

 Апробация межведомственной модели родительского образования в МАОУ «Тохтуевская СОШ»  

 

                                    

 

                                   УТВЕРЖДЕНО
                                                                    решением педагогического совета
                                                                    № ___от «____» _________ 2014г.
                                                                            Директор МАОУ «Тохтуевская СОШ»
                                                                           ______________________ Г.В.Сойма       

 

 

  

 

с. Тохтуева, 2014

 

                                                              


 

Содержание

Введение. 3

О системном подходе к проблемам семейного воспитания и родительского образования………………………………………………………………………………..4

Анализ воспитательного пространства МАОУ «Тохтуевская СОШ» проблемы и достижения. 5

Концепция проекта. 9

Цели и задачи проекта. 13

Этапы реализации  проекта. 13

Комплексный план реализации проекта   Содержание работы.. 14

Оценка эффективности реализации Проекта. 19

 План работы краевой экспериментальной площадки на 2014-2017гг. 21

 


 

Введение

 На основании решения ректората НОУ ДО «Академия родительского образования» об определении учреждений, районов по открытию экспериментальных площадок по апробированию межведомственной модели системы родительского образования – «Родительский университет» МАОУ «Тохтуевская средняя общеобразовательная школа»  присвоен статус «краевая экспериментальная площадка» по теме: «Апробирование межведомственной модели системы родительского образования – «Родительский университет». Площадка работает на основе Устава НОУ ДО  «Академия родительского образования», Положения об экспериментальной площадке НОУ ДО «Академия родительского образования», соглашения о деловом сотрудничестве между ректоратом НОУ ДО «Академия родительского образования» и   МАОУ «Тохтуевская средняя общеобразовательная школа».

Проект краевой эксперементальной площадки  «Апробирование межведомственной модели системы родительского образования – «Родительский университет» разработан в соответствии с  Федеральным Законом от 24 июня 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,  Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, концепцией родительского образования, разработанной НОУ ДО «Академия родительского образования».  

В мае 2013 года  в целях повышения координации деятельности общественных про-семейных организаций, их консолидации вокруг ключевых вопросов укрепления института семьи в России, качественного улучшения представительства про-семейных сил в  российском   обществе и власти, как на федеральном, так и на региональных уровнях, по предложению Заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Комитета Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественной палаты РФ, Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, Синодального отдела по социальному служению и церковной благотворительности Русской Православной Церкви, в России создана  Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».  Реализуется Государственная программа   «Семья и дети Пермского края». Главным инициатором и организатором родительского образования в Пермском крае является некоммерческая организация «Негосударственное образовательное учреждение «Академия родительского образования». В последние два года реализованы  совместные проекты с Министерством социального развития и Министерством образования и науки Пермского края.

 

 

О системном подходе к проблемам семейного воспитания и родительского образования

 Россия начинается с российской семьи.  Защита семьи и ее ценностей  — это основа  государства.  Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.

         Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов, произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института, даже во внешне вполне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.

Динамичная и порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи, школы, образовательных учреждений.

         Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи, образовательными учреждениями, социальными институтами и гражданским обществом.  Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим, родительским, гражданским сообществом. Для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры.

 

        

        

Анализ воспитательного пространства МАОУ «Тохтуевская СОШ»:  проблемы и достижения

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Демографический и ценностный кризис общества – одно из последствий ослабления института семьи.

Состояние современной семьи, в том числе в  Соликамском районе, обусловлено рядом негативных факторов:

 -Продолжает снижаться  привлекательность браков: около четверти детей рождаются вне брака, более половины браков распадаются. В Соликамском районе за  2013 год заключён 81 брак, расторгнуто браков -59  (72,8%);  родилось детей 191, из них вне брака 80  ( 41,8%)  ( средние статистические данные по России- 25% детей ).

  — Сохраняется высокий  уровень социального сиротства и лишения родительских прав.
 — В России один из самых высоких уровней суицидов среди подростков, потребления несовершеннолетними алкоголя, наркотиков, табака.
 

  — Сохраняется высокий  уровень преступности: на учёте в ОДН ОУУП и ПДН МО МВД РФ «Соликамский» состоит 58 несовершеннолетних, 56 родителей, отрицательно влияющих на детей. За 2013 год несовершеннолетними совершено 49 преступлений  ( рост количества преступлений на 100%).

  — Из года в год число выявленных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не уменьшается, а непрерывно растет. За 2013 год по Соликамскому району выявлен 21 ребёнок (в 2012 году – 19детей)
 —  Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка.

Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института,  отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания, самоустраняются от участия в образовательном процессе, не посещают родительских собраний.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

В условиях кризисного положения современной семьи решить проблемы семейного воспитания невозможно за счет разрозненных и эпизодических мер. Результат состоится только тогда, когда работа по формированию ответственного и позитивного родительства будет проводиться в системе. Возможный выход из сложившейся кризисной ситуации — содействовать укреплению семьи посредством:

 — возрождения культуры российской семьи и семейного воспитания в духе любви, уважения к Родине — основы цивилизованного гражданского общества;

 — повышение родительской грамотности в вопросах гендерного воспитания полов: воспитания девочек в соответствии с их традиционной ролью в обществе как матери и жены, мальчиков — как будущих защитников, отцов семейства;

— восстановления связей старшего и младшего поколений, уважения и обращения к опыту и мудрости бабушек и дедушек;

— оказания  квалифицированной помощи семьям с привлечением ведущих специалистов различных структур, организация взаимопомощи в решении различных проблем, стоящих перед родителями; 
— проведения анализа  положения семей в поселении, районе и  отстаивание интересов родительского сообщества перед властями всех уровней, осуществление общественного контроля. 

Решение выдвинутых задач в большой степени зависит от согласованности и объединения усилий всего общества, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Подобная работа возможна при условии социального партнёрства общественных организаций, органов муниципального и государственного управления. Формирование ответственного и позитивного родительства – основное направление социальной политики Российской Федерации,  средство профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства.

Сегодня в МАОУ «Тохтуевская СОШ» уже имеется некоторый задел и готова стать площадкой для апробирования межведомственной модели системы родительского образования.

Результаты проведённой диагностики в нашем учреждении показали, что основная доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно – нравственные корни. Педагогические традиции семьи, передаваемые из поколения к поколению, утрачены. Большинство родителей (87%)   считают, что образования детей в духовном просвещении и воспитании —  задача  школы. Но работа по духовно-нравственному воспитанию детей, невозможна без привлечения к ней родителей. 50% из опрошенных  родителей  готовы  к сотрудничеству. Родительская общественность заинтересована в повышении духовно-нравственной культуры  детей и  родителей.

         Педагоги  применяют в работе с родителями разнообразные формы:
-индивидуальные беседы 57,9%;
-выступления на родительских собраниях – 55,3%;
-совместные праздники – 34,2%;
-анкетирование – 30,3%;
-открытые уроки – 54,4%;
-привлечение к выполнению совместных заданий – 15,8%;
-привлечение к участию во внеклассных мероприятиях – 14,5%;
— совместные экскурсии – 7,9%.

В основном используются разовые консультации, выступления. 

         Родители совместно с педагогами разрабатывают социально-культурные проекты и принимают участие в их реализации (гранты ОАО «Соликамскбумпром», ООО «ЛУКОЙЛ — Пермь», департамента образования Пермского края, администрации Соликамского муниципального района). Участвуют в традиционных весенних сплавах.

         К настоящему времени в школе создана целостная система дополнительного образования. Созданы условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися:

-Дополнительным образованием охвачено 100% обучающихся школы.

-Учащиеся совместно с родителями ежегодно участвуют в проведении общественно значимых мероприятий с. Тохтуева: благоустройство территории поселения, проведение митингов, концертов. В школе ежегодно проходят День пожилого человека, День Матери, концерты для ветеранов Великой Отечественной войны.

-Плодотворное сотрудничество организованно с краеведческим музеем и музеем изобразительных искусств г.Соликамска, г.Чердыни.

-Школа отводит большую роль  экскурсионной работе краеведческого плана, по территории Верхнекамья, посещению городов России.

-Эффективно используется положительный потенциал старшеклассников: проводятся мероприятия, например: Новогодние сказки, Масленица, интеллектуальные игры. Традицией школы является проведение конференции, викторины по  предметам.

-В школе ведется совместная работа с отделом по делам несовершеннолетних, отделом ГИБДД, пожарной инспекцией, службой МЧС.

Большое внимание в школе уделяется сохранению здоровья, охране труда и безопасности обучающихся и сотрудников школы.  

Педагоги школы систематически повышают квалификацию по вопросам семейного воспитания и родительского образования.

Курсовая  подготовка:

2011-2012 учебный год —  5 человека

2012-2013 учебный год – 7 человек

2013-2014 учебный год – 4 человека

2014-2015 учебный год – 10 человек

С 2012 года школа является Инновационной площадкой НОУ «Академия родительского образования. По результатам работы вошла в тройку лучших образовательных учреждений Пермского края 2012 года и стала победителем в конкурсе «Образовательное учреждение года», проводимым НОУ «Академия родительского образования».  Присвоен статус «Отличники детства-2012».

С  2013г. школа является   стажёрской площадкой НОУ «Академия родительского образования».

Педагоги школы выступают с обобщением и распространением опыта работы по организации родительского образования взрослых и детей на различных уровнях: — 2011 год —  распространении педагогического опыта по технологиям  духовно – нравственного воспитания (Сойма Т. А.)

-VI  Всероссийские родительские чтения по теме «Формирование ответственного и позитивного родительства – основное направление социальной политики РФ» — сертификаты участников – 4 человека.

-Июнь 2013г. —  III открытая  межмуниципальная научно-практическая  конференция «Воспитание духовности средствами музыки»,  выступление по теме «Воспитание патриотизма и гражданственности средствами музыки», 
г. Соликамск (Кочергина Т.В.)

-Июнь 2013г. —  Краевая научно-практическая конференция «Формирование гражданских качеств учащихся в системе школьного образования: новые перспективы при переходе в ФГОС»,  г. Пермь,  представлен опыт работы 5 педагогов.

-Межрегиональная научно-практическая конференция «Родительское образование как механизм духовно-нравственного возрождения человека, семьи и общества», проводимая НОУ «Академия родительского образования (опыт работы Сойма Г.В. по данной теме был распространён на территории Российской Федерации).

— Декабрь 2013 г. — VI  Всероссийские родительские чтения по теме «Формирование ответственного и позитивного родительства – основное направление социальной политики РФ». Выступили с докладами 4 педагога (Кочергина Т.В., Кузнецова А.М., Чернявина Н.Л., Шамина Е.В.) Их опыт работы по организации родительского образования взрослых и детей был распространён на территории Российской Федерации.

— Март 2014г. –  Магель Л.В. – член рабочей группы по разработке пособия  «Тетрадь для любящих родителей»

— Май 2014г. – Участие во Всероссийском конкурсе семейных генеалогических исследований «Моя родословная» организованного  Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация»  (5 конкурсных работ) г.Москва.

Школа организует и проводит краевые  научно-практические конференции по духовно- нравственному образованию детей и родителей. В 2012 году – научно- практическая конференции «О содержании и формах духовно-нравственного воспитания в школе», в 2013 году — краевая научно — практическая конференция «Семья в контексте истории, культуры и образования». В работе конференций приняли  участие представители  большинства территорий Пермского края. По итогам  конференций школой   изданы два сборника материалов.

В  июне 2014г. проведён  установочный семинар по организации университетародительского образования.

В данном Проекте мы постарались учесть концепцию родительского образования, разработанную НОУ ДО «Академия родительского образования»,  имеющийся практический опыт внедрения программы  «Духовно-нравственное воспитание детей и педагогическое образование родителей» МАОУ «Тохтуевская средняя общеобразовательная школа», а также культурно-исторические, социально-исторические особенности регионального и муниципального развития.

В течение ряда лет в учебном заведении отрабатывались отдельные компоненты модели Университета родительского образования. Педагогический коллектив обладает достаточным уровнем готовности к работе в данном направлении.

Таким образом, в школе созданы объективные предпосылки для организации родительского Университета   как механизма межведомственной координации  для решения всех вопросов, касающихся благополучия семьи,  родительского образования взрослых и детей.

 

Концепция проекта

Главной идеей Концепции проекта «Апробация межведомственной модели родительского образования в МАОУ «Тохтуевская СОШ»  является развитие школы, действующей в режиме реализации одного из главных направлений социальной политики Российской Федерации – формирование ответственного и позитивного родительства.

         Проект основывается на использовании накопленного интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциалов школы, предполагает стабильное функционирование образовательного учреждения и возможность создания условий для его инновационного развития.

Данный проект интегрирует все направления работы школы по духовно-нравственному развитию, воспитанию семейному, родительскому образовнию  и социализации обучающихся. Значительное место в проекте отведено развитию инновационной педагогической деятельности по данным вопросам.

         Проект является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка проекта осуществляется ежегодно в соответствии с решениями Управляющего Совета школы, Совета  родителей., по результатам ежегодного отчета об итогах реализации проекта.

         Семья – это главная ценность в жизни человека. Сегодня важно укреплять институт семьи. Развитие этого института — это, прежде всего, курс на улучшение демографической ситуации – повышение рождаемости. Без детей нет будущего  у государства. Сегодня необходимо создавать условия, формирующие современную благополучную семью. Благополучие семей должно стать главной заботой государства, а семья с детьми должна стать ключевым объектом государственной политики и общественной поддержки.

Президент России Владимир Путин на открытии форума Общероссийского Народного Фронта  в Пензе  отметил, что причины глобальных проблем, с которыми столкнулись и еще столкнутся в будущем многие страны,  лежат в сфере воспитания подрастающего поколения.  Важно укрепление института семьи, возрождение традиционных семейных ценностей, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и высоких духовно-нравственных идеалов

Преемственность семейных традиций очень нужна и современной России. Ведь чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильнее они скреплены общими целями, ценностями, нравственными началами, тем гуманнее все наше общество. А когда мы говорим о престиже и достоинстве страны, то в огромной степени имеем в виду моральные ориентиры и достоинство каждой личности, включая наших самых маленьких граждан. Все эти качества берут свои истоки в семье

         Сегодня благополучие семей должно стать главной заботой государства, а семья с детьми должна стать ключевым объектом государственной политики и общественной поддержки. Включение всех здоровых про-семейных сил гражданского общества в процесс выработки государственных решений в сфере семейной и социально-демографической политики, поддержка общественных инициатив, направленных на укрепление института семьи, повышение престижа брака, ответственного родительства и многодетности, является задачей первостепенной государственной важности. Для ее решения требуются новые принципы управления и взаимодействия гражданского общества и государства в интересах семей, родителей и детей, основанные на возможности непосредственного влияния семейных и родительских сообществ на принятие решений на всех уровнях власти.

Принципы работы по педагогическому образованию родителей:

-первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

-достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

-практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

-взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

-развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

-гуманизации отношений и общения;

-системности воспитательных воздействий на ребёнка;

-преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

-сотрудничества по созданию Образа Человека.

Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

Родительское образование рассматривается как дополнительное образование взрослых и детей, основным содержанием которого являются основы родительской и семейной культуры.

Цель родительского образования – формирование и самокорректировка родительской позиции. Согласно концепции родительского образования родительская позиция – это совокупность отношений родителя к себе, к своему ребенку, к семье и к своему роду, к школе, к учителю, к образованию в целом, к малой и большой Родине. Образование родителей имеет свою историю. В России она связана с деятельностью таких педагогов, ученых, выдающихся людей, как Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, В.Ф. Одоевский, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.

В концепции родительского образования, разработанной НОУ ДО «Академия родительского образования», определено содержание родительского образования взрослых и детей:

—  основы мужской и женской культуры;

— основы семейного уклада;

— основы семейного воспитания,

— содержательный досуг и здоровый образ жизни;

— история семьи и история рода;

-права детей и права родителей;

— взаимодействие семьи и образовательного учреждения.

Механизмом достижения цели родительского образования являются авторские технологии Бачевой Е.В.:

— уроки семейной любви – технология развития личности;

— родительские чтения – технология самообразования и самовоспитания родителей;

— портфолио семьи и родовая книга – технологии возрождения чувства самоуважения и гордости за свой род, малую и большую Родину;

— письма – технология отлаживания внутрисемейных отношений, отношений с социумом и самим собой;

— ситуации – технология формирования и самокорректировки родительской позиции;

— толковые словари – технология согласования семейных ценностей.

Разработана нормативно-правовая  база родительского образования, апробирован мониторинг образовательного процесса, основанный на самооценке и на  личностной и социальной рефлексии.

           Поддержка общественных инициатив, направленных на укрепление института семьи, повышение  ответственного и позитивного родительства,  родительского образования  является задачей первостепенной государственной важности.  Для решения этой задачи необходимо   выходить на совершенно новый уровень государственно – общественного управления.

 

Таким образом, Родительский университет — это новое управленческое решение, которое позволит выйти на качественно новый уровень взаимодействия граждан, общественных организаций, работающих с семьями, и государства.

 

 

 

Цели и задачи проекта

         Цель: организация полноценной работы Родительского университета МАОУ «Тохтуевская СОШ».

Задачи:

  1. 1.Разработать локальную нормативно-правовую базу эксперимента и обеспечить правовые механизмы взаимодействия субъектов Родительского университета, их сетевое взаимодействие.
  2. 2.Освоить и применять эффективные технологии экспериментальной работы, обучать им индивидуально и командно.
  3. 3.Разработать актуальное содержание работы Родительского университета и соответствующие ему инновационные формы как ведущего компонента воспитательной системы школы.
  4. 4.Разными способами транслировать передовой опыт педагогических работников МАОУ «Тохтуевская СОШ».
  5. 5.Оказывать квалифицированную помощь проблемным семьям.
  6. 6.Организовать педагогическое сопровождение семей в аспекте духовно-нравственного развития и воспитания детей в формате требований ФГОС-2.
  7. 7.Разработать и проводить системный мониторинг реализации проекта.

                            Этапы реализации  проекта

 I этап. 2014 -2015 учебный год

  • дополнение нормативно-правовой базы локального уровня в вопросах семейного воспитания и родительского образования;
  • создание условий для реализации педагогами возможностей непрерывного образования  через семинары,  встречи, курсы и т.д;      
  • формирование мониторинга семейного воспитания и родительского образования;
  • формирование  системы  сотрудничества с родителями в вопросах духовно-нравственного и семейного воспитания; информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;
  • организация малой творческой лаборатории по формированию  системы  взаимодействия  школы и родителей в формировании духовно-нравственного мировоззрения  подрастающего поколения.


II этап. 2015- 2016 учебный год.

  • организация совместной деятельности  школы и семей;
  • информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;
  • педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
  • мониторинг результатов реализации проекта и формирование перспектив дальнейшего развития системы духовно-нравственного образования и воспитания;
  • совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров   по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, духовно-нравственного просвещения населения;
  • трансляция  опыта работы по взаимодействию с родителями  в образовательные учреждения Соликамского муниципального района.

III этап. 2016 — 2017учебный год

  • мониторинг результатов реализации проекта и формирование перспектив дальнейшего развития системы духовно-нравственного образования и воспитания;

трансляция  опыта работы.

Комплексный план реализации проекта 
Содержание работы


1. Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение

-Разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи субъектов родительского образования.

-Мероприятия Проекта реализуются МАОУ «Тохтуевская СОШ», социальными, культурно-просветительскими организациями Соликамского муниципального района на основании договора о сотрудничестве.

    -Координацию работы по выполнению Проекта осуществляет  Координационный совет, в который входят представители Администрации МАОУ «Тохтуевская СОШ», НОУ ДО «Академия родительского образования.   Силами Координационного совета и разработчиками Проекта осуществляется аналитическая работа, уточнение и доработка содержания, а также управление Проектом.


 2. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

    Проект  предполагает систему мер по пропаганде традиционных духовно-нравственных ценностей  семейного воспитания. В числе просветительских мероприятий могут быть:

— организация постоянно действующих рубрик на родительском стенде школы, школьном сайте.

 — Организация семинаров, конференций, мастер- классов с целью обучения технологиям работы по родительскому образованию. сопровождения и внедрения этих технологий в практику.

         — Разработка  памяток, буклетов, дайджестов с целью формирования у населения нового мощного информационного пласта знаний и, как следствие, цельного мировоззрения, создающего твердую опору для сохранения семьи и будущего наших детей.

3.Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей


Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия с семьей : на уровне школы, района, края.

Данное направление предполагает:

—  проведение  курсов, занятий,   лекций для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей и родительского образования с привлечением в качестве лекторов педагогов, священнослужителей, медиков, психологов. Базой для проведения этих занятий могут стать дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные школы,  воскресные школы, психологические консультации.

Тематика занятий выстраивается в соответствии с насущными проблемами семьи. Для семей, имеющих детей подросткового и более старшего возраста, целесообразно проведение бесед о проблемах духовно-нравственного становления в отрочестве и юности, о возможности тактичного и компетентного оказания родительской помощи детям в преодолении искушений современной жизни. Для родителей младших школьников актуальны вопросы создания стабилизирующего жизнь семьи уклада, устроения семейного досуга, возрождения традиций совместной деятельности взрослых и детей.

 — организация выставок, обсуждение книг о семейном воспитании.

 -создание клубов  для родителей на базе школы;

  -организация  общественно полезного труда;

  -проведение семейных праздников с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении;

-обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.

               4. Духовно-нравственное воспитание и образование в учреждениях дополнительного образования.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания детей и подростков в сфере дополнительного образования является содействие развитию активного нравственного и культурного сознания воспитанников средствами  традиционной культуры.

Предполагается реализация программ дополнительного образования детей, направленная на родительское образование взрослых и детей.

  Разработка цикла досуговых мероприятий духовно-нравственной направленности, содействие организации творческих объединений, конкурсов, трудовых и социально-благотворительных молодежных акций. 

5.Научно-методическое обеспечение реализации программы

В ходе реализации Проекта предполагается  разработать систему методических рекомендаций  духовно-нравственного сопровождения семей.

 Составление методических рекомендаций по родительскому образованию  для различных категорий специалистов.

         Разработка  памяток, буклетов, дайджестов с целью формирования у населения нового мощного информационного пласта знаний и, как следствие, цельного мировоззрения, создающего твердую опору для сохранения семьи и будущего наших детей

6. Мониторинг работы  по родительскому образованию взрослых и детей.

Изучение (информация школы о семье) с целью:

-полноценной и комплексной педагогической поддержки развития ребенка средствами школьного обучения и совместного воспитания;

— привлечения родителей к взаимодействию, формированию новых образовательных ресурсов семьи и школы;

-осуществления внутришкольного мониторинга качества образования с помощью семьи

— востребованной информационно-просветительской работы с родителями

— развития новых образовательных услуг — новых типов, видов и уровней образовательных программ (включая образование для взрослых)

Изучение:

— Культурный потенциал семьи

— Уклад и традиции семьи, внутрисемейные отношения; семейный образ жизни;

— Воспитательная позиция: преобладающие методы и формы воспитания, уровень педагогической культуры, самообразование родителей

. Участие семьи в регулировании и коррекции развития, в обучении ребенка

. Участие семьи в жизни школы.

. Потребности семьи в информационной, просвещенческой поддержке в вопросах развития ребенка

. Потребности семьи ребенка в образовательных услугах: в обучении, психолого-медико-педагогической поддержке ребенка, в самообразовании родителей и семьи

. Готовность к взаимодействию в вопросах развития ребенка, самоорганизации сообщества родителей

7. Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросу духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, духовно-нравственного просвещения населения.

— Проведение научно-практических педагогических конференций, семинаров, «круглых столов» по вопросам духовно-нравственного воспитания с привлечением ученых, деятелей культуры, представителей духовенства.

  — Проведение курсов повышения квалификации, открытых мероприятий на базе школы.

-Стажировка педагогических работников Соликамского муниципального района и г. Соликамск на базе школы.

8. Взаимодействие с  различными структурами города и района.

 

Администрация Соликамского муниципального района;

 Управление образования Соликамского муниципального района

 Отдел ЗАГС Соликамского муниципального района

 ММБУ «Соликамская центральная районная больница»;

СГПИ  филиал ПГНИУ;

Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Соликамск и Соликамскому  району;

 Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району;  Соликамская  городская прокуратура Пермского края

 КДН и ЗП Соликамского муниципального района;

Управление культуры, спорта, туризма и  молодёжной  политики

Исполняющий обязанности благочинного храмов Северного округа настоятель храма в честь Преображения Господня священник Максим Пашков;

 

Предполагается организация  деятельности с различными структурами и в различных формах.

         Администрация Соликамского муниципального района, Управление образования Соликамского муниципального района  выступают инициатором и организатором проведения региональных и муниципальных мероприятий, направленных на родительское образование (научно-практических конференций, семинаров, «круглых столов», фестивалей и пр.).

 Взаимодействие с отделом ЗАГС Соликамского муниципального района и органами здравоохранения ( сельские амбулатории, фельдшерско – акушерские пункты, родильный дом, детские консультации, женские консультации) предполагает консультации специалистов, анкетирование, самодиагностику через тестирование, стенды  памятки, буклеты, дайджесты, видео релаксация, ритуал имя наречения, консультации специалистов, семейные курсы, игровые уголки.

         Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Соликамск и Соликамскому  району  организует работу призывных комиссий, содействует организации и проведению допризывной подготовки юношей старших классов, в том числе пятидневных сборов юношей 10-х классов, участвует в профессиональной ориентации учащихся, в военно – патриотическом воспитании.

         Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району;   содействует организации социальной помощи детям через работу служб социальной защиты органов местного самоуправления, через организацию социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организацию профильной работы с малоимущими семьями. Проводит конкурсы многодетных семей, курсы, постоянно действующие семинары для опекунов и  замещающих семей.       

Соликамская  городская прокуратура Пермского края  не только осуществляет надзор за исполнением основных законодательных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в области защиты прав детства, но и оперативные сотрудники выступают  с лекциями для родителей по правоохранительной практике, пропаганде правовых знаний. Проводят иную работу по правовому просвещению родителей и учащихся.

 Управление внутренних дел взаимодействует с образовательными учреждениями через отделы профилактики правонарушений, преступлений несовершеннолетних, территориальные отделы милиции, КДН и ЗП.
 Управление культуры, спорта, туризма и  молодёжной  политики  организует конкурсы «Молодая семья», клубы молодоженов, фестивали семейных пар, ритуал посвящения в отцы, матери, стенды, папки материалов по родительской культуре, семейные гостиные, клубы бабушек и дедушек, чествование семейных пар-юбиляров.
  
        

Оценка эффективности реализации Проекта

В результате осуществления Проекта

— создание на муниципальном уровне механизма межведомственной координации для решения всех вопросов, касающихся благополучия семьи, родительского образования взрослых и детей;

 -участие в формировании и реализации эффективной семейной и демографической политики на  местном уровне;

-улучшение качества жизни семей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

-организация  обучающих  семинаров ,конференций, мастер – классов; разработка и реализация программы «Школа будущего первоклассника»;

-разработка и реализация программы семейного клуба «Школа любящих родителей»;

-участие в совместных акциях, мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, смотрах, посещениях культурных объектов (театров, музеев,  библиотек и т.п.);

-повышение педагогической культуры родителей, развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей

— разработка памяток, буклетов, дайджестов  ( 23 образовательных учреждения, 14 сельских врачебных амбулатории и фельдшерско – акушерских пунктов, 8 учреждений культуры );

-помощь партнёрам ( участникам проекта)  в  подборке и размещении  материала для работы с семьями.  


План работы краевой экспериментальной площадки на 2014-2017гг.

Тема: Организация родительского Университета   как механизма межведомственной координации  для решения всех вопросов, касающихся благополучия семьи,  родительского образования взрослых и детей

 

Направление деятельности

Содержание мероприятия

Ответственный

Предполагаемый результат

2014 — 2015 год

1

Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по вопросу родительского образования взрослых и детей

Прохождение курсов повышения квалификации при НОУ «Академия родительского образования»

Сойма Г.В. – директор школы
Лишеленко И.В. — ЗВР

Углубление знаний по вопросу родительского образования взрослых и детей

2

Нормативно-правовое и организационно-методическое обеспечение

 

Разработка проекта краевой эксперементальной площадки « Организация родительского Университета   как механизма межведомственной координации  для решения всех вопросов, касающихся благополучия семьи,  родительского образования взрослых и детей»

Заключение Соглашений с партнёрами о совместной работе

СоймаГ.В.  Лишеленко И.В.

Сойма Т.А.

Чернявина Н.Л.

Сойма Г.В.

Проект

3

Научно-методическое обеспечение реализации программы

 

1. Педсовет О разработке проекта краевой эксперементальной площадки « Организация родительского Университета   как механизма межведомственной координации  для решения всех вопросов, касающихся благополучия семьи,  родительского образования взрослых и детей»

 

 

Сойма Г.В. – директор школы

Решение О создании проекта краевой эксперементальной площадки « Организация родительского Университета   как механизма межведомственной координации  для решения всех вопросов, касающихся благополучия семьи,  родительского образования взрослых и детей»

 

4

Обмен опытом по вопросам родительского образования

Презентация технологий НОУ «Академия родительского образования
 

Лишеленко И.В.,
Сойма.Т.А. Чернявина Н.Л.,

Головинова М.П.

Кочергина Т.В.

Магель Л.В.

Шамина Е.В. Брезгина Н.Е.

 

Распространение

 и обобщенин опыта

5

Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность

 

Семейный клуб «Школа любящих родителей»

. «Школа на колесах» (программа творческих поездок учащихся)
. «Бабушкина мастерская» (программа творческих конкурсов и проектов)

—Акции (акция на транспорте – «Семейное счастье», акция «Мамины уроки», акция «Мир семейных увлечений» и др)

— Организация экскурсий, знакомств с историческими и памятными местами страны, края, города, поселения.

-Участие в военно-патриотических акциях, вахтах памяти, посвященных юбилею Победы, 90-летию Соликамского муниципального района

Сойма Т.А.

Матвеева И.Н.,
                      Брезгина Н.Е.,

 

Лишеленко И.В.

Распространение опыта

6

Мониторинг работы по родительскому образованию

 

Проведение опросов, диагностирования, анкетирования

Лишеленко И.В. Сойма Т.А.

Координация деятельности ОУ по родительскому образованию

Корректировка планов мероприятий по дальнейшей реализации проекта.  

7

Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

 

Проведение  курсов, занятий,   лекций для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей и родительского образования

Сойма Г.В.

Лишеленко И.В.

 

8

Взаимодействие с  различными структурами города и района.

Организация и проведение  совместных мероприятий   на территории Тохтуевского сельского поселения и Соликамского района

 Сойма Г.В.

Партнёры проекта

Проведение  совместных мероприятий   .


 

Паспорт проекта

краевой экспериментальной площадки

«Апробация межведомственной модели родительского образования в МАОУ «Тохтуевская СОШ»

 

 

Наименование проекта

 «Апробация межведомственной модели родительского образования в МАОУ «Тохтуевская СОШ»

Научный консультант

Доцент, кандидат исторических наук, преподаватель НКО «НОУ «Академия родительского образования»                                                                                 Л. А. Бруцкая

Основные разработчики

Сойма Галина Владимировна

Лишеленко Ирина Владимировна

Сойма Татьяна Александровна

Чернявина Наталия Леонидовна

Исполнители

Педагоги МАОУ «Тохтуевская СОШ»

Партнёры:

 Администрация Соликамского муниципального района; Управление образования;

 Отдел ЗАГС;

СГПИ  филиал ПГНИУ;

 ММБУ «Соликамская центральная районная больница»; Отдел военного комиссариата Пермского края по г. Соликамск и Соликамскому  району;

 Территориальное управление министерства социального развития Пермского края по Соликамскому городскому округу и Соликамскому муниципальному району;  Соликамская  городская прокуратура Пермского края;  МБМУ «Центр медицинской профилактики»;

 Управление культуры, спорта, туризма и  молодёжной  политики;

 КДН и ЗП Соликамского муниципального района;

Цель проекта

Организация полноценной работы Родительского университета МАОУ «Тохтуевская СОШ».

Задачи проекта

  1. 1.Разработать локальную нормативно-правовую базу эксперимента и обеспечить правовые механизмы взаимодействия субъектов Родительского университета, их сетевое взаимодействие.
  2. 2.Освоить и применять эффективные технологии экспериментальной работы, обучать им индивидуально и командно.
  3. 3.Разработать актуальное содержание работы Родительского университета и соответствующие ему инновационные формы как ведущего компонента воспитательной системы школы.
  4. 4.Разными способами транслировать передовой опыт педагогических работников МАОУ «Тохтуевская СОШ».
  5. 5.Оказывать квалифицированную помощь проблемным семьям.
  6. 6.Организовать педагогическое сопровождение семей в аспекте духовно-нравственного развития и воспитания детей в формате требований ФГОС-2.
  7. 7.Разработать и проводить системный мониторинг реализации проекта.

Сроки реализации проекта

2014г. -.2017г.

Этапы реализации проекта

I этап. 2014 -2015 учебный год

— формирование нормативно-правовой базы локального уровня в вопросах семейного воспитания и родительского образования;

 -создание условий для реализации педагогами возможностей непрерывного образования  через семинары,  встречи, курсы и т.д;  

— формирование мониторинга семейного воспитания и родительского образования;

— изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области семейного воспитания и родительского образования;

-формирование  системы  сотрудничества с родителями в вопросах духовно-нравственного и семейного воспитания; информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;


II этап. 2015- 2016 учебный год.

— организация совместной деятельности  школы, семьи, государственных, муниципальных и общественных структур;

-информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;

-педагогическое сопровождение семьи в вопросах родительского образования детей и взрослых;

-мониторинг результатов реализации проекта и формирование перспектив дальнейшего развития системы родительского  образования и воспитания;

-совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров   по вопросам родительского образования и духовно-нравственного воспитания детей и взрослых, духовно-нравственного просвещения населения;

-трансляция  опыта работы по взаимодействию с родителями  в образовательных учреждениях Соликамского муниципального района.

III этап. 2016 — 2017учебный год

-мониторинг результатов реализации проекта и формирование перспектив дальнейшего развития системы родительского образования;

 -трансляция  опыта работы по взаимодействию с родителями  в образовательных учреждениях Соликамского муниципального района.

Ожидаемые конечные результаты

— создание на муниципальном уровне механизма межведомственной координации для решения всех вопросов, касающихся благополучия семьи, родительского образования взрослых и детей;

 -участие в формировании и реализации эффективной семейной и демографической политики на  местном уровне;

-улучшение качества жизни семей;

укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

-организация  обучающих  семинаров ,конференций, мастер – классов; разработка и реализация программы «Школа будущего первоклассника»;

-разработка и реализация программы семейного клуба «Школа любящих родителей»;

-участие в совместных акциях, мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, смотрах, посещениях культурных объектов (театров, музеев,  библиотек и т.п.);

-повышение педагогической культуры родителей, развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье; учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей

— разработка памяток, буклетов, дайджестов  ( 23 образовательных учреждения, 14 сельских врачебных амбулатории и фельдшерско – акушерских пунктов, 8 учреждений культуры );

-помощь партнёрам ( участникам проекта)  в  подборке и размещении  материала для работы с семьями;

   

Система контроля  выполнения программы

Текущее управление программой и контроль   её реализации осуществляет администрация МАОУ «Тохтуевская СОШ»,  НОУ «Академия родительского образования».

 

Сайт обновлен 18 сентября 2020г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru