Версия для слабовидящих
 

Программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних»

Паспорт программы

Наименование программы Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди  несовершеннолетних
Разработчики программы Служба психолого-педагогического сопровождения
МАОУ «Тохтуевская СОШ»
Правовая основа программы  · Международная Конвенция ООН о правах ребёнка
· Конституция Российской Федерации;
· Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· Указы Президента РФ;
· Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
· принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъекта РФ.
Цели программы
  1. Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;
  2. Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Сроки реализации программы 2019-2020 годы
Исполнители программы Педагогический коллектив МАОУ «Тохтуевская СОШ»
Ожидаемые конечные результаты реализации программы § создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;

§ преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность — следствие современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

· рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;
· массовые нарушение прав детей;
· рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;
· омоложение преступности;
· увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции, имеющие место и в семьях несовершеннолетних, обучающихся в МАОУ «Тохтуевская СОШ»,  свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в МАОУ «Тохтуевская СОШ».

Цели программы:

обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

— создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Задачи программы:

повышение уровня воспитательной – профилактической работы с подростками в образовательном учреждении;

защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

— раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

— создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

— осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

— осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.

— развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Содержание программы

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска» Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути.

Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап Содержание
Изучение подростка и окружающей его среды Диагностика подростка
Обеспечение психологической готовности подростка к изменению Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности
Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа
Самовоспитание Поддержка подростка в процессе самовоспитания

Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог,  активные родители.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа: 
Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ОДН ОВД.
Организация работы школьного Совета профилактики.
Проведение тематических педагогических советов.
Педагогический всеобуч для родителей
Социально-педагогическая работа с детьми «группы риска»
Составление социального паспорта классов, школы.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.
Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей обучающихся школы, выявление обучающихся, пропускающих занятия).
Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.
Диагностическая работа: 
Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
Заполнение карты сопровождения учащихся группы «риска».
Профилактическая работа со школьниками:
1 направление:Предупредительно-профилактическая деятельность: реализация системы воспитательной работы школы;
проведение мероприятий совместно с ОДН ОВД;
организация правового всеобуча;
профориентационная работа;
психологические тренинги;
проведение бесед по профилактике употребления ПАВ.
Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»: Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
Вовлечение учащихся в КТД школы;
Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период на предприятиях города и посёлка;
Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.
2 направление:Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением. выявление причин отклонений в поведении;
беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя, администрации школы с подростком;
приглашение на школьный Совет по профилактике правонарушений;
беседы инспектора ОДН;
вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
направление ходатайств в КДН;
проведение тренинговых занятий с данной категорией  обучающихся.
Профилактическая работа с родителями выбор родительского комитета в классах;
проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий;
привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий;
выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный учет;
посещение по месту жительства семей, в которых проживают дети, находящиеся в социально-опасном положении, направление ходатайств в социально-реабилитационный  центр, Управление по социальной политике и защите прав несовершеннолетних, КДН, ОДН.

Примерные темы родительского лектория:

Тема Содержание
Профориентация школьников 1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике употребления ПАВ 1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты — причина употребления подростком ПАВ

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

По профилактике правонарушений и преступлений 1) Права и обязанности семьи и ответственность родителей.

2) Нравственные уроки семьи.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме.

5) Причины детских правонарушение, суицидов.

6) Свободное время и досуг ребенка.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские лектории, семинары-практикумы и др.

Планируемые результаты

1 блок -разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» правонарушений,
-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»
2 блок -получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи;
— получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи;
— получение информации о состоянии здоровья учащихся
3 блок -сформировать жизненную позицию ребёнка
4 блок -организация педагогического просвещения родителей,
-построение демократической системы отношений детей и взрослых

План мероприятий направленных на реализацию направлений программы

№п\п Содержание работы классы Сроки Ответственные
Организационные мероприятия
1 Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы. 1-11 сент. Кл. рук. 1-11 кл.
Соц. педагог
2 Выявление детей «группы риска», детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей 1-11 сент. Кл. рук.1-11 кл.
Соц. педагог
3 Организация заполнения социальных паспортов 1-11 сент Кл. рук.1-11 кл.
Соц. педагог
4 Составление банка данных и социального паспорта школы 1-11 До 01.10 Соц. педагог школы
5 Анализ состояния  безнадзор­ности и правонарушений среди обучающихся школы

( по информации ОДН ОВД)

1-11 окт. Соц. педагог школы
6 Планирование и корректировка работы попрофилактике правонарушений обучающихсяшколы совместно с КДН и ОДН ОВД 1-11 сент.-окт. Соц. педагог
7 Организация работы Совета профилактики школы
(по отдельному плану)
1-11 1-2 р. в четверть Зам.дир.школы по ВР
8 Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям, бродяжничеству 5-11 сент. Кл. рук.
9 Вовлечение обучающихся в работу кружков, клубов и секций. 2-11 сент. окт. Кл. рук.
10 Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:а) индивидуальные беседы; б)посещение семьи; в)приглашение на Совет профилактики. 1-11 По меренеобхо­димости Соц. педагог

школы

11 Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся «группы риска», в не­благополучные семьи. 1-11 1 раз в четверть Администрация школы
12 Участие в районных рейдах по семьям обучающихся, стоящих на учете в ОДН ОВД и учете в школе. 5-11 По плану КДНр-на Администрация школы
13 Сверка документации школы и ОДН ОВД по уч-ся, стоящим на учете в ОДН. 1-11 сент. Соц. педагог
Работа с учащимися
1 Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов:  работа лектория правовых знаний ( по отд.плану) 1-11 кл. раз в
мес-ц
Соц. педагог
ЗВРпо ВР
2 Оказание помощи вновь прибывшим учащимся в адаптации в новом классном коллективе 1-11 По меренеобхо­димос­ти. Соц. педагог школы
3 Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода 1,5,10кл. кл сент.

окт.

Кл. рук. Соц.педагог

 

4 Организация досуга учащихся (по плану воспитательной  работы школы) 1-11 Пост. ЗВР, кл. рук.
5 Изучение федеральных, региональных и ло­кальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонару­шений несовершеннолетних. 8-9 Втеч. уч. года Соц. педагог,учителя обществознания

I

6 Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а)тренинговые занятия;б)педконсилиумы;

в) «круглые столы»

7-11 Втеч.года Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.
7 Охват организованным отдыхом и трудом учащихся » группы риска» в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года. 1-11 В теч. года Педколлектив школы
8 Контроль за посещаемостью уроков, поведением детей «группы риска». 1-11 Ежедн. Администрация школы, соц. педагог, кл. рук.
9 Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посе­щаемости, поведению, занятости в свободное время. 2-11

|

По меренеобхо­димости Кл. рук,

Совет проф-ки школы

Работа с семьей
1 Изучение социальной структуры семей уча­щихся школы, определение их социальных категорий. 1-11 сент. кл. рук. соц. педагог школы
2 Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей. 1-11 сент. кл. рук., соц.педагог
1 Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану ) 1-11 1 раз в четв. Администрация кл. рук.
4 Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися, участию в работе совета «Согласие» 1-11 пост. кл. рук.
5 Консультирование родителей : а) педагогами школы;б)соц. педагогом; в) медработником, психологом, логопедом. 1-11 по меренеобхо­димости СППС
6 Организация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения. род. 7-11 кл. дек., февр. Администрация школы
7 Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми «группы риска»:
а) на «круглых столах»; б) на малых педсоветах.
1-11 1 раз в четв. Администрация школы
Правовой всеобуч учащихся
1 Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся. 1-11 по планам кл.рук. Кл. рук.
2 Лекторий по правовым вопросам с привлече­нием специалистов по праву ( по отдельному плану) 8-9 кл. 1 раз в мес-ц Соц. педагог школы
3 Изучение государственных и международ­ных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка. 5-11 По общешк.плану Кл. рук.
4 Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков,сквернословие 1-11 В дека­ду «За здоровый,образ жизни» Администрация школы, соц.педагог
Профилактика алкоголизма и наркомании. Работа школьного наркопоста
1 Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам. 5-11 сент. ЗВР, соц. педагог
2 Привлечение узких специалистов для профилактики вредных привычек. 7-11 1 раз в четв. ЗВР,

соц. педагог

3 Проведение акции «За здоровый образ жизни»
( по отдельному плану)
1-11 Январь, апрель ЗВР, соц. педагог
4 Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях лектория правовых знаний для учащихся. 8-9 кл. По плану лекто­рия соц. педагог школы

Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы — появление у подростков устойчивых интересов;

— положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ОДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

— уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
МАОУ «Тохтуевская СОШ» 

1.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

N п/п Мероприятия Исполнители Срок исполнения
1 2 3 4
1.1. Выявление семьи и детей
группы социального риска
Социальный педагог, психолог, инспектор ОДН, классные руководители Рейды (ежемесячно)
1.2. Выявление детей, занимающихся
бродяжничеством, попрошайничеством и другой противоправной деятельностьюСоставление и корректировка списка детей
Социальный педагог, психолог, инспектор ОДН Сентябрь, май (рейды)
1.3 Выявление учащихся, не посещающих занятия, принятие мер по возвращению их в школу Социальный педагог, классные руководители По факту пропуска занятий (ежедневно)
1.4. Проведение заседаний Совета «Согласие» Социальный педагог По отдельному плану
(4 раза в год)
1.5. Провести семинары для кл.руководителями с приглашением специалистов учреждений и служб системы профилактики по вопросам: система работы с подростками, склонными к правонарушениям; организация занятости и летнего отдыха подростков «группы риска» и др. ЗВР, Социальный педагог По отдельному плану (2 раза в год)
1.6. Проведение семинаров с классными руководителями по проблемам безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ОДН По отдельному плану (2 раза в год)
1.7. Активизация работы по пропаганде правовых знаний среди несовершеннолетних (разработка тематики лекций, бесед по пропаганде правовых знаний, проведение месячников, иные мероприятия по пропаганде правовых знаний и т.д.) Заместитель директора по ВР, Социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители В течение года (ежемесячно)

2.МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСУГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1. Информирование о  деятельности досуговых объединений Заместитель директора по ВР, педагоги дополнительного образования Сентябрь
2.2. Организация и проведение в каникулярное время мероприятий с несовершеннолетними, состоящими на ВШУ, учете в ПДН, КДН Заместитель директора по ВР, классные руководители Октябрь, декабрь, март, июнь-август
2.4. Организация работы (тематической, информационной и др.), способствующей профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на базе библиотеки Заместитель директора по ВР,
библиотекарь, классные руководители
В течение года

(4 раза в год)

2.5. Организация отдыха и оздоровления несовершеннолетних с девиантным поведением в профильных лагерях Заместитель директора по ВР, социальный педагог Май — август
2.6. Проведение рейдов по проверке места нахождения несовершеннолетних в вечернее время Директор, заместитель директора по ВР, социальный педагог, кл. руководители, родителей Октябрь, апрель

3.ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

3.1. Организация работ для подростков по благоустройству, ремонту школы в каникулярное время. Содействие в трудоустройстве подросткам, склонным к правонарушениям. Заместитель директора по ВР, комендант Октябрь, декабрь, март, июнь-август
3.2. Содействие участию подростков в ярмарках вакансий, проводимых Центром занятости Социальный педагог, классные руководители Март — апрель

4. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА, НАРКОМАНИИ, ТОКСИКОМАНИИ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

4.1. Внедрение в практику работы долгосрочных программ, инновационных технологий по профилактике потребления ПАВ Директор, заместитель директора по ВР В течение года (по отдельному плану)
4.2. Проведение конкурса агитбригад, конкурс плакатов и рисунков «Здорово быть здоровым». Заместитель директора по ВР, классные руководители октябрь
4.3 Провести совместный конкурс с социальными партнерами, посвященный акции «Мы — за здоровый образ жизни» Директор, ЗВР, социальные партнеры, родители Февраль-май (по плану работы)

5.ПРОФИЛАКТИКА СЕМЕЙНОГО «НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ» И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ

5.1. Выявление и постановка на учет неблагополучных семей, в которых родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности по воспитанию, содержанию, обучению детей, жестоко с ними обращающихся Социальный педагог, инспектор ОДН, классные руководители По мере необходимости
5.2. Проведение совместных рейдов по неблагополучным семьям с целью оказания практической помощи Социальный педагог, инспектор ОДН В течение года (два раза в месяц)
5.3. Организация мероприятий по воспитанию родительской ответственности, пропаганде семейных ценностей, подготовки молодежи к семейной жизни:
Дней семьи, клубов семейного общения, фестивалей спортивных семей, лекториев для родителей, родительских клубов и т.д.
Заместитель диктора по ВР, классные руководители В течение года
(по отдельному плану)
5.4. Индивидуальная помощь родителям, испытывающим затруднения в воспитании детей Заместитель диктора по ВР, социальный педагог, классные руководители По мере необходимости
5.5. Организация правового просвещения родителей Заместитель диктора по ВР Обновление стенда в течение года
5.6. Использование в воспитательной работе опыта семейной жизни социально благополучных семей. Заместитель диктора по ВР Обновление информации в течение года
5.7. Оказание методической помощи педагогам в разработке личностно- ориентированных и социально значимых методик по предупреждению асоциального поведения детей. Заместитель диктора по ВР, Социальный педагог Обновление информации в течение года

 

Сайт обновлен 30 сентября 2020г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru