Версия для слабовидящих
 

Программа работы семейного клуба «Школа любящих родителей»

 

Рассмотрено

на заседании

Протокол

от «20». №

Согласовано

заместитель директора по УВР

 

Утверждаю

Директор

Приказ от «  » №

 

 

Программа

работы семейного клуба

«Школа любящих родителей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Сойма Татьяна Александровна, педагог-психолог

МАОУ «Тохтуевская СОШ»

 

 

  

Тохтуева, 2014

 

Пояснительная записка

 

       «Прийти вместе – это начало,

Остаться вместе – это развитие,

Работать вместе – это успех»

Г. Форд

            Актуальность.        В обществе произошла переориентация ценностных установок и  отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.

            Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).

            Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

            В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

            Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.

            Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников.

            Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

            Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью  ответственности (Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.

            Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

         потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

         инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

         открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

            Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

        с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

        со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

        с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

            Проблема заключается   в  поиске путей вывода семьи на более  продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

            Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда семейных ценностей повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

            Принципы:

        первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

        достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

        практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

        взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

        развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

        гуманизации отношений и общения;

        системности воспитательных воздействий на ребёнка;

        преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

        сотрудничества по созданию Образа Человека.

            В предлагаемой программе родительского образования на теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.

            Содержание нашей работы с родителями определили  пять функций:

         ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия);

         психолого-педагогическое просвещение родителей (тренинги эффективного поведения, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации специалистов);

         вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);

         корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

         организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки и  информационные буклеты для родителей). 

            Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся:

        Объединение усилий семьи и школы, координация их действий в формировании единого воспитательного процесса «Семья-школа».

        Обучение родителей навыкам эффективного поведения в системе «родитель-ребенок».

        Подготовка родительского коллектива к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене.

        Укрепление партнерских отношений между родителями и классным руководителем.

            Цели конкретизированы в задачи:

             1.     Просветительская — научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; познакомить с основными правилами общения, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами развития детского коллектива.

            2.     Консультативная — совместный поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.

            3.     Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей; максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности.

            Сроки реализации Программы. Программа ориентирована на 2014-2015 год

            Основные формы работы с родителями

  1. 1.Анкетирование, опрос, тестирование.
  2. 2.Индивидуальные беседы — по необходимости.
  3. 3.Консультации для родителей
  4. 4.Активные формы работы «Тренинги»
  5. 5.Дни творчества.
  6. 6.Дни открытых дверей.
  7. 7.Совместные дела с родителями и детьми
  8. 8.Презентации семейных проектов

            Оценка  результатов

  1. 1.Анкетирование родителей.
  2. 2.Анкетирование педагогов.
  3. 3.Диагностика детско-родительских взаимоотношений.
  4. 4.Анализ работы «Школы любящих родителей».
  5. 5.Обсуждение результатов работы «Школы любящих родителей» на педагогическом совете МАОУ «Тохтуевская СОШ» в конце учебного года.
  6. 6.Рефлексия

            Внешние специалисты и эксперты

  1. 1.Логопед.
  2. 2.Врач- педиатр.
  3. 3.Администрация МАОУ Тохтуевская СОШ.  
  4. 4.Социальный педагог.
  5. 5.Специалисты библиотеки
  6. 6.Священник

            Привлечение участников

  1. 7.Электронная презентация «Школы любящих родителей» на первом общем родительском собрании.
  2. 8.Объявление о начале работы «Школы любящих родителей» в ДОУ.

Планирование работы с родителями

Виды деятельности

Дата

Ответственные

 

Презентация МАОУ Тохтуевская СОШ «Мы вам очень рады!»

 

Тренинг «Давайте знакомиться!»

04.10.

Директор МАОУ Тохтуевская СОШ

Заместитель директора по воспитательной работе МАОУ Тохтуевская СОШ

Психолог

 

Консультация для родителей: «Как беречь здоровье детей»

Тренинг «Учимся правильно требовать»

18.10

Врач-педиатр

 

Психолог

 

Обучение технологии «Портфолио семьи и родовая книга»

Презентация опыта семьи Журавлевых

Тренинг «Взрослые и дети»

01.11

Классный руководитель

 

Психолог

 

Консультация «Трудности адаптации к школе»

Тренинг «Игры на развитие памяти, внимания, мышления».

Консультация «Читаем вместе: интересно, полезно, модно»

15. 11

Психолог

 

 

Специалист библиотеки

 

Тренинг «Технологии семейного счастья»

Обучение технологии «Тетрадь любящих родителей»

Презентация опыта семьи Денисенко

29.11

Психолог

Магель Л.В., учитель начальных классов

 

Консультация «Гиперактивные дети»

Тренинг «Обучение приемам регуляции поведения гиперактивных детей»

«Наши права и обязанности»

13.12

Психолог

 

 

Социальный педагог

 

Консультация «Типология родительских отношений. Типы воспитания детей в семье».

Тренинг «Понять. Простить. Принять»

Обучение технологии «Толковый словарь»

27.12

Психолог

 

Головинова М.П., учитель истории

 

Консультация «Дисграфия: пути решения проблемы»

Творческая мастерская «Волшебное превращение»

07.02

Логопед

 

Классный руководитель

 

Спортивно-оздоровительный праздник

21.02

Классный руководитель

Психолог

 

Консультации по теме: «Успешность обучения младших школьников».

Тренинг «Покажи мне любовь»

Презентация опыта семьи Кузнецовых

07.03

Психолог

 

Консультация «Профилактика и предупреждение детской агрессивности»

Творческая мастерская «Кукла своими руками»

Презентация опыта семьи Сойма

21.03

Психолог

 

День открытых дверей.

04.04

Психолог

Классный руководитель

 

Праздник «Мир начинается дома»

18.04

Психолог

Классный руководитель

 

 

Литература

  1. 1.Бачева Е.В. Любовь в нашем доме. Пермь, 2008
  2. 2.Бачева Е.В. Сборник ситуаций для родительского образования. Пермь, 2011
  3. 3.Бачева Е.В. Союзники и деловые партнеры. Пермь, 2006
  4. 4.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. Сост.Л.В.Ковинько, М.- 2000.
  5. 5.Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-11 классы. М.: Вербум-2000.
  6. 6.Коробкова В.В. Подсказка для родителей: практ. Руководство/В.В. Коробкова Перм. Гос. Пед. Ун-т.-2-е изд., испр. И доп.-Пермь, 2009.-205 стр.
  7. 7.Работа с родителями: Сборник статей. Под общ.Ред Осиповой М.П., Бутрим Г.А.Минск: УП «Экоперспектива».
  8. 8.Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001

Сайт обновлен 21 сентября 2020г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru