Программа работы семейного клуба «Школа любящих родителей»
Рассмотрено
на заседании
Протокол
от «20». №
|
Согласовано
заместитель директора по УВР
|
Утверждаю
Директор
Приказ от « » №
|
Программа
работы семейного клуба
«Школа любящих родителей»
Составитель:
Сойма Татьяна Александровна, педагог-психолог
МАОУ «Тохтуевская СОШ»
Тохтуева, 2014
Пояснительная записка
«Прийти вместе – это начало,
Остаться вместе – это развитие,
Работать вместе – это успех»
Г. Форд
Актуальность. В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.
Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников.
Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
— потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
— инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
— открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной
— с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
— со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
— с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками:
1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда семейных ценностей повышение стрессоустойчивости личности.
2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.
3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.
Принципы:
— первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
— достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
— практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
— взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
— развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
— гуманизации отношений и общения;
— системности воспитательных воздействий на ребёнка;
— преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
— сотрудничества по созданию Образа Человека.
В предлагаемой программе родительского образования на теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.
Содержание нашей работы с родителями определили пять функций:
— ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия);
— психолого-педагогическое просвещение родителей (тренинги эффективного поведения, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации специалистов);
— вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
— корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
— организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки и информационные буклеты для родителей).
Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся:
— Объединение усилий семьи и школы, координация их действий в формировании единого воспитательного процесса «Семья-школа».
— Обучение родителей навыкам эффективного поведения в системе «родитель-ребенок».
— Подготовка родительского коллектива к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене.
— Укрепление партнерских отношений между родителями и классным руководителем.
Цели конкретизированы в задачи:
1. Просветительская — научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; познакомить с основными правилами общения, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами развития детского коллектива.
2. Консультативная — совместный поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу.
3. Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей; максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности.
Сроки реализации Программы. Программа ориентирована на 2014-2015 год
Основные формы работы с родителями
- 1.Анкетирование, опрос, тестирование.
- 2.Индивидуальные беседы — по необходимости.
- 3.Консультации для родителей
- 4.Активные формы работы «Тренинги»
- 5.Дни творчества.
- 6.Дни открытых дверей.
- 7.Совместные дела с родителями и детьми
- 8.Презентации семейных проектов
Оценка результатов
- 1.Анкетирование родителей.
- 2.Анкетирование педагогов.
- 3.Диагностика детско-родительских взаимоотношений.
- 4.Анализ работы «Школы любящих родителей».
- 5.Обсуждение результатов работы «Школы любящих родителей» на педагогическом совете МАОУ «Тохтуевская СОШ» в конце учебного года.
- 6.Рефлексия
Внешние специалисты и эксперты
- 1.Логопед.
- 2.Врач- педиатр.
- 3.Администрация МАОУ Тохтуевская СОШ.
- 4.Социальный педагог.
- 5.Специалисты библиотеки
- 6.Священник
Привлечение участников
- 7.Электронная презентация «Школы любящих родителей» на первом общем родительском собрании.
- 8.Объявление о начале работы «Школы любящих родителей» в ДОУ.
Планирование работы с родителями
№
|
Виды деятельности
|
Дата
|
Ответственные
|
|
Презентация МАОУ Тохтуевская СОШ «Мы вам очень рады!»
Тренинг «Давайте знакомиться!»
|
04.10.
|
Директор МАОУ Тохтуевская СОШ
Заместитель директора по воспитательной работе МАОУ Тохтуевская СОШ
Психолог
|
|
Консультация для родителей: «Как беречь здоровье детей»
Тренинг «Учимся правильно требовать»
|
18.10
|
Врач-педиатр
Психолог
|
|
Обучение технологии «Портфолио семьи и родовая книга»
Презентация опыта семьи Журавлевых
Тренинг «Взрослые и дети»
|
01.11
|
Классный руководитель
Психолог
|
|
Консультация «Трудности адаптации к школе»
Тренинг «Игры на развитие памяти, внимания, мышления».
Консультация «Читаем вместе: интересно, полезно, модно»
|
15. 11
|
Психолог
Специалист библиотеки
|
|
Тренинг «Технологии семейного счастья»
Обучение технологии «Тетрадь любящих родителей»
Презентация опыта семьи Денисенко
|
29.11
|
Психолог
Магель Л.В., учитель начальных классов
|
|
Консультация «Гиперактивные дети»
Тренинг «Обучение приемам регуляции поведения гиперактивных детей»
«Наши права и обязанности»
|
13.12
|
Психолог
Социальный педагог
|
|
Консультация «Типология родительских отношений. Типы воспитания детей в семье».
Тренинг «Понять. Простить. Принять»
Обучение технологии «Толковый словарь»
|
27.12
|
Психолог
Головинова М.П., учитель истории
|
|
Консультация «Дисграфия: пути решения проблемы»
Творческая мастерская «Волшебное превращение»
|
07.02
|
Логопед
Классный руководитель
|
|
Спортивно-оздоровительный праздник
|
21.02
|
Классный руководитель
Психолог
|
|
Консультации по теме: «Успешность обучения младших школьников».
Тренинг «Покажи мне любовь»
Презентация опыта семьи Кузнецовых
|
07.03
|
Психолог
|
|
Консультация «Профилактика и предупреждение детской агрессивности»
Творческая мастерская «Кукла своими руками»
Презентация опыта семьи Сойма
|
21.03
|
Психолог
|
|
День открытых дверей.
|
04.04
|
Психолог
Классный руководитель
|
|
Праздник «Мир начинается дома»
|
18.04
|
Психолог
Классный руководитель
|
Литература
- 1.Бачева Е.В. Любовь в нашем доме. Пермь, 2008
- 2.Бачева Е.В. Сборник ситуаций для родительского образования. Пермь, 2011
- 3.Бачева Е.В. Союзники и деловые партнеры. Пермь, 2006
- 4.Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей. Сост.Л.В.Ковинько, М.- 2000.
- 5.Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-11 классы. М.: Вербум-2000.
- 6.Коробкова В.В. Подсказка для родителей: практ. Руководство/В.В. Коробкова Перм. Гос. Пед. Ун-т.-2-е изд., испр. И доп.-Пермь, 2009.-205 стр.
- 7.Работа с родителями: Сборник статей. Под общ.Ред Осиповой М.П., Бутрим Г.А.Минск: УП «Экоперспектива».
- 8.Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: ГИЦ Владос, 2001