![]() |
Программа работы семейного клуба «Школа любящих родителей»
Программа работы семейного клуба «Школа любящих родителей»
Составитель: Сойма Татьяна Александровна, педагог-психолог МАОУ «Тохтуевская СОШ»
Тохтуева, 2014
Пояснительная записка
«Прийти вместе – это начало, Остаться вместе – это развитие, Работать вместе – это успех» Г. Форд Актуальность. В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе. Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ). Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания. В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка. Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом. Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский. Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность. Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин: — потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения); — инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия; — открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям. Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной — с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка); — со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения; — с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения. Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением. Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками: 1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни. Пропаганда семейных ценностей повышение стрессоустойчивости личности. 2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи. 3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи. Принципы: — первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей); — достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты); — практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни); — взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей); — развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности); — гуманизации отношений и общения; — системности воспитательных воздействий на ребёнка; — преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка; — сотрудничества по созданию Образа Человека. В предлагаемой программе родительского образования на теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение. Содержание нашей работы с родителями определили пять функций: — ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия); — психолого-педагогическое просвещение родителей (тренинги эффективного поведения, лектории, беседы на родительских собраниях, индивидуальные консультации специалистов); — вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности); — корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся; — организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки и информационные буклеты для родителей). Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся: — Объединение усилий семьи и школы, координация их действий в формировании единого воспитательного процесса «Семья-школа». — Обучение родителей навыкам эффективного поведения в системе «родитель-ребенок». — Подготовка родительского коллектива к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене. — Укрепление партнерских отношений между родителями и классным руководителем. Цели конкретизированы в задачи: 1. Просветительская — научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; познакомить с основными правилами общения, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами развития детского коллектива. 2. Консультативная — совместный поиск методов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, формировать у родителей культуру принадлежности к школьному образовательно-воспитательному процессу. 3. Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей; максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности. Сроки реализации Программы. Программа ориентирована на 2014-2015 год Основные формы работы с родителями
Оценка результатов
Внешние специалисты и эксперты
Привлечение участников
Планирование работы с родителями
Литература
|