Версия для слабовидящих
 

Программа развития «Школа — Центр здоровья и безопасности»»

 

Управление образованием администрации Соликамского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение Тохтуевская средняя общеобразовательная школа.

«УТВЕРЖДЕНА»
решением НПЭС
№ _ от «__»_________  2008г.
Председатель НПЭС______________ Л.С. Антонова
Секретарь НПЭС______________ Л.А. Корнеева

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

«Школа – Центр здоровья и безопасности»

 Автор: Сойма Г.В., директор
муниципального общеобразовательного учреждения
Тохтуевской средней общеобразовательной школы

с. Тохтуева, 2008

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………3

Глава I.Теоретические   основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях.

1.1. Особенности влияния современной школы на здоровье учащихся……………………………………………………………………………………..5

1.2. Понятие физического, психического и социального   здоровья…………………………………………………………………………………………..…8

Глава II.  Анализ программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения Тохтуевской средней общеобразовательной школы «Сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья учащихся»………………………………………………….10

Глава III. Концепция развития школы
3.1. Основные концептуальные положения……………………………………………………………………………………………………………………………23
3.2.Разработка проекта программы «Школа – Центр здоровья и безопасности»…………………………………………………………………………….…24
Библиографический список…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..33
Приложения………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..………35

Введение

Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач – нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и определяет современное качество содержания образования.

Одним из условий достижения нового, современного качества общего образования является оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки, создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Сегодня проблемы здоровья стоят на повестке дня многих организаций и ведомств; планируются и осуществляются многочисленные программы, направленные на охрану и укрепление здоровья и снижение уровня заболеваемости; в мероприятиях принимает участие большое количество специалистов, вкладываются финансовые ресурсы. Но, к сожалению, разрозненная и нескоординированная деятельность ведомств (здравоохранения, образования, культуры, социального обеспечения) не приносит ощутимых результатов. Мы считаем, что в рамках отдельной отрасли невозможно обеспечить существенное и устойчивое улучшение здоровья.

Известно, что большую часть времени люди проводят на рабочем или учебном месте. Это обстоятельство должно побуждать любое учреждение использовать свою организационную структуру для реализации задач по охране здоровья и профилактике заболеваемости. Школа, как одна из организационных форм деятельности, кроме решения традиционных задач обучения и воспитания, также может быть структурой, где участники образовательного процесса получают возможность приобретать знания, умения и навыки по формированию здоровья и по защите от влияния негативных факторов.

В настоящее время всё настойчивее ведётся поиск и предпринимаются попытки создания такой системы образования, которая, наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребёнка, способствовала бы формированию у него потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивала бы практическое освоение навыков сохранения  и укрепления физического и психического здоровья. Особенно это актуально для общеобразовательной школы, которая нередко наносит ущерб здоровью детей. По статистике,  80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье, а к окончанию школы число здоровых детей уменьшается в четыре раза.

Образовательные учреждения стали полигоном для испытания различных инноваций в обучении, которые внедряются без комплексных медико-психологических обоснований, без учёта состояния здоровья основной массы учащихся. Усугубляет проблему совокупность воздействия ряда неблагоприятных факторов: ухудшение материального положения многих семей учащихся; неправильно организованное школьное питание и расписание уроков; эмоционально-стрессовые перегрузки; нарушение валеологических принципов в самом педагогическом процессе (учебные перегрузки и т.п.); гиподинамия; ограничение жизненного пространства в переполненных классах; нарушение внутришкольных санитарно-гигиенических условий и т.д.

Крайне высокий уровень патологии у школьников указывает на приоритетность проблемы здоровья подрастающего поколения. Здоровье школьников социально обусловлено и зависит от таких факторов, как: окружающая среда, наследственность, условия жизни и воспитания в семье, характер питания, режим двигательной активности и т.д.

Если учесть, что здоровье на 50 % определяется образом жизни, на 20 % — экологией, на 20 % — наследственностью (которая, в свою очередь, зависит от образа жизни и экологии) и только на 10 % медицинским обслуживанием, то можно понять, что основное внимание в политике государства и общества должны занимать те ключевые факторы, которые могут привести к сохранению, формированию и укреплению здоровья.

Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.

Здоровье населения является одним из интегральных показателей преобразования, происходящих в обществе, и определяется комплексом социально-психологических и медико-генетических характеристик физического здоровья, психо-физиологического уровня жизни. Формирование здорового образа жизни, развитие «индустрии» здоровья способствует росту здоровья нации.

Вряд ли сегодня можно говорить о том, что школа выработает определенную модель общеобразовательного учреждения и станет в полном смысле школой здоровья. Пожалуй, можно говорить лишь о том, что в ходе реализации Программы развития сложатся технологии и методики работы, наметятся подходы к созданию модели такой школы, при которой учащиеся смогут не только получить образование в полном соответствии с государственными образовательными стандартами, но и реализовать свои способности, сформировать ценностные ориентации на здоровый образ жизни.

Глава I. Теоретические   основы здоровьесбережения в образовательных учреждениях.

1.1. Особенности влияния современной школы на здоровье учащихся.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усва­ивать полученные знания и в будущем способны зани­маться производительно-полезным трудом. Профилакти­ка же детских заболеваний является хорошо окупаемым национальным вложением, более экономичным и резуль­тативным, чем дорогостоящее лечение.

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обу­чения в школе является фактором риска для здоровья уча­щихся.

Смирнов Н.К., рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы) в аспекте охраны здоровья, учащихся подразделяют на две большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными») и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.

Приведём перечень нескольких общепатогенных факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики:

1.Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремиться взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьёзные нарушения. Почувствовав болезни и облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечает И.И.Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени».

2.«Забалтывание» проблемы здоровья. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней.

3.Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны – зоны экологического неблагополучия. А это определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов, ягод, и патогенность воздушной сферы. И чем слабее, незащищённее организм человека, а именно таков организм ребенка, тем тяжелее последствия для его здоровья от воздействия вредных факторов окружающей среды.

4.Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:

  • · Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью
  • · Отсутствие интерактивности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем
  • · Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы
  • · Отсутствует мода на здоровье
  • · Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха

5.Несформированность культуры здоровья у учителей, неблагополучие их состояния здоровья. Учителя сами не здоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам.

На ряду с такими факторами как генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные, экологические условия развития   существенное воздействие на здоровье школьников оказывает другая группа факторов – «внутришкольные».  С негативным влиянием именно этих факторов, к которым относится интенсификация и нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников и т.п. специалисты связывают до 40% детско-подростковой патологии.

Опасность для здоровья школьников  состояния переутомления показал Г.Н.Сперанский. Согласно его исследованиям если у ребёнка сформировался синдром утомления, выражающийся в снижении работоспособности, повышенной отвлекаемости, раздражительности, вялости или, наоборот,  в двигательном и речевом возбуждении, головной боли, потере аппетита или его резком возрастании и многих других симптомах, то доже 9-ти часовой сон не снижает утомления.

Таким образом, учитывая все вышесказанное, можно выстроить цепь последовательности внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся:

1.Гигиенические условия, шум, освещенность, мебель (размеры, размещение в помещении), пищеблок (ассортимент, качество пищи, организация питания), экологическое состояние прилегающей к школе территории, состояние сантехнического оборудования, санитарное состояние школьного здания

2. Учебно-организационные факторы:

— объем учебной нагрузки, её соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьников;

— расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям;

— организационно- педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.);

— объем физической нагрузки (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время);

— особенности устава школы и норм школьной жизни;

— медицинское и психологическое обеспечение школы;

— участие родителей учащихся в жизни школы;

— интегрированность школы в окружающий социум, влияние других организаций на жизнь школы;

— наличие/ отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся;

— позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Психолого-педагогические факторы:

— психологический климат в классах, на уроке, наличие эмоциональных разрядок;

— стиль педагогического общения учителя с учащимися;

— характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок;

— степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам;

— соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным  возможностям школьников;

— степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе);

— личностные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений;

— состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;

— обремененность учителя своими проблемами, его способность психоэмоционального переключения;

—  степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя;

— профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.

Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, превратить «здоровьеразрушающую» систему общего образования в «здоровьесберегающую».

Детство период интенсивного и целенаправленного развития, процесс и путь формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального совершенствования человека.

Сложившаяся ситуация в сфере физического, психи­ческого, социального, нравственного и духовного здоро­вья детей диктует необходимость принятия неотложных мер на государственном уровне. В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится созда­ние оздоровительных программ, методических, учебных пособий, а также соответствующих подразделений (служб, центров, отделов, кафедр и даже факультетов) в структу­ре образовательных учреждений, включая средние и выс­шие учебные заведения, где может успешно проводиться работа по сохранению и укреплению здоровья молодого поколения. Подтверждением этому является приказ Минобразования РФ о центрах содействия укреп­лению здоровья детей в образовательных учреждениях от 5 мая 2000 г.

Оздоровление детей   должно идти параллельно с их обучением и воспитанием соответству­ющей культуры здоровья и здорового образа жизни, мотивационного поведения, направленного на «конструи­рование» собственного здоровья.

1.2. Понятие физического, психического, социального здоровья.

Концепция академика В.Г. Шетленко определяет «здоровье как состояние равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциала здоровья) и условиями среды, постоянно меняющимися». В соответствии с этой концепцией, здоровье — нормальное психосоматическое состояние и способность человека оптимально удовлетворять систему материальных, социальных и духовных потребностей.

А по утверждениям А.Г. Щедриной, здоровье человека в значительной степени зависит от него самого: образа жизни, морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, а также умения адаптироваться к социальной среде.

Существует более 300 оп­ределений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоро­вье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие бо­лезней или физических дефектов. В настоящее время в по­нятие здоровье включается нравственное и духовное бла­гополучие. В связи с этим модель здоровья может быть пред­ставлена в виде его составляющих.

Здоровье физическое

Медицинское определение — это состояние роста и раз­вития органов и систем организма, основу которого со­ставляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Педагогическое определение — это совершенство само­регуляции в организме, гармония физиологических про­цессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье психическое

Медицинское определение — это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душев­ного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

Педагогическое определение — это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье социальное

Медицинское определение — это оптимальные, адекват­ные условия социальной среды, препятствующие возник­новению социально обусловленных заболеваний, социаль­ной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социаль­ной структуре общества.

Педагогическое определение— это моральное самообла­дание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- ч макросреды (семье, школе, социальной группе).

Главное условие обучения и воспитания у детей моти­ваций на здоровье и здоровый образ жизни — это регу­лярное воспитание соответствующей культуры здоровья с раннего детского возраста:

физической — управление движением;

физиологической — управление процессами в теле:

психологической — управление своими ощущения­ми и внутренним состоянием;

—интеллектуальной — управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно-духовных ценностей.

Детство период интенсивного и целенаправленного развития, процесс и путь формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального совершенствования человека.

Образовательные учреждения должны стать социальными институтами, где происходит усвоение ценностей, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков, в том числе направленных на ответственное отношение к своему здо­ровью и овладение приемами сохранения здоровья.

Глава II. Анализ программы развития Муниципального общеобразовательного учреждения Тохтуевской средней общеобразовательной школы «Сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья учащихся»

С 2003 года Школа реализует программу развития «Сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья учащихся». Данная программа разработана под руководством Сойма Г.В., директора школы высшей квалификационной  категории и утверждена НПЭС управления образования Соликамского района (Протокол от 08.12.2003 №1). Программа получила положительную оценку   Г.В. Нарыковой, кандидата педагогических наук, доцента кафедры теории и истории педагогики СГПИ, декана педагогического факультета и   Б.М. Чарного, кандидата педагогических наук, доцента кафедры  НОУШ ПГПУ   Программа носит инновационный характер, социально обоснована, содержит четкое изложение целей и основных задач до 2008 года.

Программа развития разработана в соответствии с основными направлениями Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.

В программе развития четко обозначены цели и проработаны пути их достижения.

Цель программы: создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья учащихся, в независимости от  их психофизиологических особенностей, учебных возможностей.

Реализация программы осуществляется согласно комплексно-целевому плану по следующим направлениям: диагностическое, профилактическое и коррекционно-развивающее, информационно-просветительское, учебно-воспитательное, научно-методическое, координационное. В программе имеется календарный план проведения работ с указанием сроков их реализации по этапам, ответственных лиц и перечень конечных результатов.  В зависимости от полученных результатов ежегодно проводится корректировка календарного плана.

Программа развития направлена на переход к новому качеству общего образования и создание системы обучения, способствующей сохранению и укреплению здоровья учащихся в соответствии с их психофизиологическими особенностями, учебными возможностями, интересами. Для достижения этой цели используются возможности учебного плана (разработан на основе БУП – 98):

— с 2002 по 2004 год  — факультатив в 1-3 классах «Разговор о правильном питании»

— с 2002 года в учебный план школы введен 3-ий час физической культуры во 2-11 кассах.

— с 2003 года по 1-му часу ОБЖ во 2-9 классах

Программа ориентирована на сохранение здоровья детей, формирования у школьников  стремления к укреплению своего здоровья и навыков здорового образа жизни. В ходе реализации программы проводилась теоретическая и практическая подготовка классных руководителей по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования, разнообразные спортивные мероприятия, дни здоровья, тематические классные часы, беседы, родительские собрания, лектории, организация экскурсий, походов, прогулок; привлечение внимания родителей и всех общественных структур к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни учащегося. Разработан и реализуется педагогический лекторий «Как сберечь здоровье школьника»

Программа развития является реально действующим программным документом, на основании которого осуществляется целенаправленная работа по развитию системы образования учреждения. Программа стартовала в декабре 2003 года и уже в 2003 -2004 учебном году была разработана подпрограмма «Организация здоровьесберегающего учебного процесса», утвержденная  НПЭС (Протокол от 13.05.2004 г. № 6). В 2004 — 2005 учебном году разработаны подпрограммы «Воспитательная система школы, способствующая укреплению физического, психического и социального здоровья учащихся», утвержденная на НПЭС и подпрограмма «Социально-педагогическая деятельность с семьей» (Протокол от 27.01.2005 г.  № 2). С 01.09.2004 года на базе школы создана районная ОПП «Организация здоровьесберегательного процесса в ОУ» (Протокол НПЭС от 15.04.2004 г.    №5)

В соответствии с программой развития в школе создана воспитательная система, направленная на успешную адаптацию и социализацию учащихся, профилактику социально опасного поведения (СОП). Учащиеся своевременно ставятся на внутришкольный учет, осуществляется взаимодействие с семьей, своевременно оказывается социально-педагогическая и психологическая помощь. Социальными партнерами в данном направлении являются комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Соликамского муниципального района, Муниципальное учреждение дополнительного образования детей Центр внешкольной работы, Центр занятости населения, отдел социальной защиты, администрация Тохтуевского сельского поселения.

Успешной социализации учащихся способствует разработка и реализация социальных проектов, реализация предпрофильной подготовки в 5-7, 8 – 9х классах.

В результате реализации подпрограммы «Воспитательная система по сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья» и программы социальной службы «Социально-педагогическая деятельность с семьей»:

  • · Сократилось количество учащихся, совершающих правонарушения
  • · В 2006-07 учебном году нет учащихся, вновь поставленных на учет в ОДН
  • · Семьи снимаются с учета, но продолжается взаимодействие школы и семьи с целью предупреждения СОП учащихся
  • · Снизилось количество неблагополучных семей с 15 до 9, изменилось отношение учащихся из неблагополучных семей к школе (снизилось количество пропусков уроков без уважительных причин в 2,8 раза: с 470 до 170 , повысилась успеваемость с 97% до 99%, снизился уровень тревожности, количество конфликтных ситуаций)
  • · Увеличился процент семей, которым оказывается помощь в получении детских пособий с 32 % в 2003 году до 44% в 2006 году
  • · Уменьшилось количество детей, отправленных в приют с 7 человек (2003 год) до 0 человек (2006 год)
  • · В школе отсутствуют семьи, лишенные родительских прав; уменьшилось количество семей, ограниченных в родительских правах, с 2 (2003 год) до 1 (2006 год)
  • · Количество выпускников, вернувшихся в школу на работу — 16 (53%) человек.

С 2003 года методическая служба школы занимается вопросами использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

В результате проведенных в нутрии школы исследований были сделаны следующие выводы:

  • · 100% учителей владеют информацией о современных здоровьесберегающих технологиях;
  • · 70% учителей используют различные технологии полностью или частично;
  • · 24% учителей прошли курсы по здоровьесберегающим технологиям;
  • · 45,6% учителей прошли обучение по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Для улучшения результативности учебного процесса, оптимизации нагрузки на учащихся внедряются элементы здоровьесберегающих технологий:

  • · Технология разноуровневого обучения
  • · Педагогическая технология на основе личностной ориентации педагогического процесса — «Педагогика сотрудничества»
  • · Технология перспективно опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении
  • · Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе В.Н. Зайцева
  • · Личностно-ориентированное развивающее обучение
  • · Технология проблемного обучения Дж. Дьюи
  • · Технология проектного обучения
  • · Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: игровые, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
  • · Технология на основе эффективности управления и организации учебного процесса
  • · Коллективный способ обучения
  • · Компьютерные (новые информационные) технологии
  • · Технология индивидуализации обучения И.Э. Унт, А.С. Границкой, В.Д. Шадрикова
  • · Групповые технологии
  • · Реализуется система оценки «портфолио».

В результате использования современных образовательных технологий повысилось качество обучения с 36% — в 2003 году до 40% — в 2007 году.

Опыт использования СОТ был представлен через методические разработки педагогов, их участие в конференциях различных уровней, через серию мастер — классов в рамках районных семинаров для руководителей и различных категорий педагогов.

1.Конференции

2003 год

  • · Зональная конференция «Инновационные процессы в системе образования Усольского и Соликамского районов» (5 выступлений), г. Усолье.

2004 год

  • · II районная конференция «Инновационные процессы в образовании», секция «Обновление содержания естественно-математического образования» (Худякова В.А.), г. Усолье.
  • · II районная конференция «Инновационные процессы в образовании», секция «Обновление содержания гуманитарного образования», (Головинова М.П.) г. Усолье.
  • · Районная конференция «Проектная деятельность учащегося на уроках технологии», (Брезгина Н.Е.), Соликамский район.

2005 год

  • · Региональная научно-практическая конференция «Практическая психология в условиях реформирования образования»,  (Сойма Т.А.), г. Пермь
  • · Районная конференция «Обновление содержания дошкольного и начального общего образования»,  (Булычева Н.В.), Соликамский район.
  • · I районная конференция «Инновационные процессы в системе образования», (Худякова В.А.), Соликамский район.
  • · I районная конференция «Инновационные процессы в системе образования», (Мельникова Н.В.), Соликамский район.
  • · I районная конференция «Инновационные процессы в системе образования», (Лишеленко И.В.), Соликамский район.

2006 год

  • · IХ региональная научно-практическая конференция «Здоровье и образование. Современная школа — безопасная школа», (Сойма Г.В.), г. Пермь
  • · Районная конференция «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся», (Головинова М.П. «Из опыта реализации программы курса Практическое право»), Соликамский район
  • · Районная конференция «Развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста», Соликамский район, (Кокшарова Е.В. «Использование методики скороговорения для развития речи младших школьников»)
  • · Районная конференция «Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся начальной школы», Соликамский район, (Боровская Т.А. «Дифференцированное обучение учащихся на уроках математики»)

2. Публикации:

2005 год

  • · Н.В. Булычева «Особенности реализации программы «Гармония» в условиях сельской школы», Соликамский район
  • · Н.В. Мельникова «Социально-психологическая работа с семьей», Соликамский район
  • · И.В. Лишеленко «Создание воспитательной системы школы, способствующей укреплению и сохранению физического, психологического и социального здоровья учащихся», Соликамский район

2006 год

  • · Н.Е. Брезгина «Информационно-коммуникационные технологии на уроках технологии», г. Москва
  • · Г.В. Сойма «Программа развития школы, направленная на здоровьесбережение учащихся», г. Пермь
  • · Т.А. Сойма «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки школьников», г. Пермь

За период с 2003 года в рамках реализации программы развития были организованы следующие педагогические советы:

  • · Изучение здоровьесберегающий и здоровьеформирующих технологий в обучении и воспитании
  • · Влияние условий организации УВП, режима работы, обучения, традиций и содержание учебного материала на формирование личности учащегося
  • · Основы развития личности ученика и учителя в новых социокультурных условиях
  • · Системный и дифференцированный подход в процессе воспитания учащихся как один из основных факторов функционирования школы развития
  • · Эффективность и действенность педагогически технологий и влияние их на уровень развития ребенка
  • · Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика
  • · Педагогические условия ненасильственного взаимодействия педагога с учащимися в образовательном процессе
  • · Разнообразие форм взаимодействия с родителями как условие формирования и сохранения социального и психического здоровья учащихся

Методические совещания:

  • · Формирование познавательного интереса учащихся — путь повышения качества УВП
  • · Нетрадиционные приемы обучения и их здоровьесберегающая направленность
  • · Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к обучению
  • · Развитие у учащихся самостоятельности мышления и способности к самообразованию и саморазвитию
  • · Технология реабилитации умственной и физической работоспособности учащихся
  • · Гигиенические требования к режиму дня школьникам. Причины возникновения и признаки переутомляемости
  • · Современные подходы к анализу и самоанализу урока
  • · Валеопедагогичесий и психологопедагогический анализ урока
  • · Управление развития индивидуальности личности в УВП
  • · Обучение в сотрудничестве (презентация работы учителей начальных классов по методической теме ШМО)
  • · Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечение условий для развития образовательных способностей.

Педагогические чтения:

  • · Валеологизация процесса обучения
  • · Психопрофилактическая система обучения
  • · Формирование культуры здоровья учащихся и здорового образа жизни
  • · Здоровьесберегающая педагогика

Педагогические консилиумы

  • · Адаптация учащихся 1, 5, 10 классов. Задачи и специфика.
  • · Обучение детей с недостатком умственного развития по программе СКОУ VIII вида
  • · Обучение детей с недостатком умственного развития по программе СКОУ VII вида
  • · Особенности обучения детей с низкими учебными способностями
  • · Преемственность обучения на разных степенях школы

Ведется мониторинг социального здоровья школьников в системе межличностных отношений: «ученик-ученик», «ученик-класс», «ученик-родитель»

На сегодня в результате реализации программы:

  • · Увеличилось количество здоровьесберегающих технологий, используемых в образовательном процессе, (2003 г. – педагогами использовались 6 педагогических технологий, 2006 г. — 16)
  • · Прошли курсовую подготовку по вопросам здоровьесбережения 24% педагогов. Создана «Профессиональная студия» для учителей школы с целью повышения их профессионального уровня по вопросам здоровьесбережения.
  • · 45% педагогов прошли курсы  «Базовая ИКТ компетентность» в МОУ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Ресурсный центр новых информационных технологий»
  • · В рамках реализации программы на оснащение и ремонт спортивного зала израсходовано 120 тысяч рублей.
  • · Создан тренажерный зал с 8 тренажерами различного типа.
  • · В рамках  деятельности опытной педагогической площадки проведено для педагогов и руководителей школ района две конференции, три «круглых стола», пять  семинаров, три тренинга; заседания ОПП посетили более 100 учителей района.
  • · Приобретены кейс-технологии для диагностирования: тесты Люшера, универсальный интеллектуальный тест СПЧ-М, цветовой тест отношений.
  • · Оснащен кабинет психолога, социального педагога. В 2003 году открыт логопедический пункт.
  • · За время реализации программы охват учащихся горячим питанием вырос с 60% до 85%.
  • · В учебный план школы с 2003 года введен курс основ безопасности жизнедеятельности (2 — 9 классы). С 2002 – 2003 учебного года реализуется трехчасовая программа по физической культуре (2 – 11 классы). С 2003 по 2006 год действовали факультативы и спецкурсы по формированию здорового образа жизни.
  • · Создан кабинет ОБЖ. На его оснащение только в 2006 году  использовано 11 тысяч рублей, полученных от реализации социального проекта.

Школа имеет необходимую нормативную базу по общественному управлению. Успешно действуют совет старшеклассников «Инициатива» (1999 г.), Совет школы (2000 г.), Попечительский совет школы (2003 г.), классные родительские комитеты.

Попечительский совет играет важную роль в учебно-воспитательном процессе и активно поддерживает все начинания школы. Попечительский совет совместно с Советом школы участвует в разработке основных направлений развития школы. На совместных заседаниях обсуждаются вопросы: об организации учебно-воспитательной работы; о перспективах развития школы

Попечительский Совет учреждения организует:

  • · Сбор средств на нужды ОУ
  • · Проведение праздников, спортивных соревнований и других мероприятий
  • · Поощрение лучших педагогов
  • · Проведение конкурсов профессионального мастерства среди педагогов
  • · Проведение смотра-конкурса учащихся «Одаренные дети»
  • · Поощрение и награждение выпускников школы

Участвует в:

  • · Организации летнего труда и отдыха учащихся
  • · В оформлении документов малоимущим и многодетным семьям
  • · Организации бесплатного питания отдельных категорий учащихся
  • · Создании спортивно-тренажерного зала (приобретение оборудования)
  • · В разработке локальных актов ОУ
  • · Создании школьного музея (ремонт помещения, приобретение стендового материала, оформление)

Предоставляет:

  • · Льготы и скидки на товары и услуги для ОУ
  • · Технику для вспашки и культивирования школьного огорода, семена и удобрения
  • · Транспорт для экскурсий, подвоза хозяйственных товаров

Оказывает помощь:

  • · В косметическом ремонте школьных помещений
  • · Малоимущим учащимся

Инициирует:

Выдвижение школы и лучших педагогов для участия в конкурсах в рамках ПНПО

В школе действует Центр, содействующий укреплению здоровья обучающихся, воспитанников, созданный в марте 2004 года. Имеется соответствующая нормативная база. К работе привлечены медики сельской врачебной амбулатории Тохтуевского сельского поселения, преподаватели СГПИ, специалисты Центра планирования семьи и др.

В соответствии с реализацией  Программы развития проводится постоянный мониторинг обучающихся.

За последние три года наблюдается положительная динамика здоровья учащихся.

  • · Увеличилось число учащихся, имеющих 1 и 2 группу здоровья с 70% (2004 год) до 76,7% (2007 год):
  • · Школа в течение 6 лет не закрывалась на карантин в период эпидемии гриппа в связи с невысоким уровнем заболеваемости
  • · Уменьшился процент педагогов, находящихся на больничных листах с 50% (2004 год) до 25% (2007 год)
  • · Учащиеся школы добиваются высоких результатов в соревнованиях по всем видам спорта. За последние три года приняли участие в 33 муниципальных, в 40 окружных, в 23 региональных и в 14 всероссийских соревнованиях;
  • · 6 учащихся школы стали стипендиатами главы местного самоуправления Соликамского района по программе «Одаренные дети» в номинации «Спорт»
  • · За 2005-2006 годы 2 учащихся сдали нормативы кандидатов в мастера спорта;
  • · В школе ежегодно проводятся медицинские осмотры учащихся. Медицинским осмотрам подлежат 100% обучающихся школы. С 15 возраста проводится 100% флюорографическое обследование. Ежемесячно дети осматриваются на педикулез и кожные заболевания. Проводится туберкулинодиагностика, консультирование детей у фтизиатра, санация полости рта, профилактическое лечение диспансерных больных. Ежегодно дети оздоравливаются в санаториях, профилакториях, лагерях.

Имеется комплексная программа оздоровления учащихся.

Цель подпрограммы: формирование у учащихся стремления к укреплению своего здоровья, развитие навыков здорового образа жизни.

Задачи: — создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

— содействие раскрытию спортивных способностей учащихся

— привлечение к соревнованиям и конкурсам не только здоровых детей, но и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками

— пропаганда педагогических знаний и индивидуальную педагогическую помощь родителям, направленную на сохранение здоровья детей

— воспитание негативного отношения к вредным привычкам, активная и широкая пропаганда здорового образа жизни

— установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам профилактики заболеваний

Основные формы реализации подпрограммы:

  • · Мониторинг состояния здоровья детей (анализ медицинских кат, определение групп здоровья, учет посещаемости занятий, контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов)
  • · Физическая и психологическая разгрузка учащихся (организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры, разработка программ учителей начальных классов «Подвижные игры» (за счет третьего часа физической культуры), введение в учебную программу уроков ритмики, ОФП, ЛФК, динамические паузы, организация спортивных перемен, дни здоровья, организация посещения бассейна, физкультминутки).
  • · Оптимизация образовательного процесса через теоретическую и практическую подготовку учителей по вопросам здоровьесбережения и здоровьеформирования, оснащение УВП необходимыми образовательными программами, пособиями, дидактическими и методическими материалами.
  • · Внеурочная работа (открытые классные и общественные мероприятия физультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции)
  • · Соревнования и спортивные праздники, дни здоровья
  • · Профилактика заболеваний учащихся (организация медицинского всеобуча, медицинского обследования, соблюдение гигиенических норм и правил для учащихся, соблюдение норм освещения и отопления в классах и  школе, осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний среди учащихся, беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, фильмов и т.д.)
  • · Пропаганда здорового образа жизни (совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма, обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи, пропаганда здорового образа жизни через уроки, пропаганда БДД, пропаганда безопасности жизнедеятельности, пропаганда здорового питания, тематические классные часы).
  • · Просвещение родителей по вопросам здоровьесбережения (программа педагогического просвещения родителей, тематические классные часы, беседы, родительские собрания, лектории).

Питание (обеспечение 100% охвата учащихся горячим питанием, обязательное наличие в меню овощных  салатов, соков и пр.)

Развитие школы формирует стойкое позитивное отношение к деятельности педагогического коллектива.

За время своего существования школа завоевала авторитет среди жителей Соликамского района и г. Соликамска. Регулярно информация о деятельности школы появляется в СМИ.

Советом старшеклассников «Инициатива» ведется каталог публикаций о школе. Начиная с 2003 года, в газете «Соликамский рабочий» было опубликовано 48 заметок и статей о Тохтуевской школе.

2003 год — 11 публикаций

2004 год — 11 публикаций

2005 год — 6 публикаций

2006 год — 10 публикаций

2007 год — 14 публикации

Родители совместно с педагогами разрабатывают социально-культурные проекты и принимают участие в их реализации. 2004 году был реализован проект «Семейный туристический лагерь «Ковчег», в 2006 году – проект «Муравей».  Участвуют в традиционных весенних сплавах по р. Боровица, посвященных Дню Победы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение Тохтуевская средняя общеобразовательная школа является социокультурным центром для жителей Тохтуевского сельского поселения. Согласно программе развития, учащиеся ежегодно участвуют в проведении общественно значимых мероприятий с. Тохтуева:

  • · Благоустройство территории поселения
  • · Экологические рейды
  • · Выпуск экологических листовок с информацией для жителей о санитарном состоянии села с целью повышения экологической культуры населения
  • · Сбор вторсырья
  • · Участие в реализации социальных проектов, в результате которых  в селе созданы детские площадки, проведено озеленение
  • · Оказание помощи МДОУ «Тохтуевский детский сад» в благоустройстве территории
  • · Проведение митингов, концертов, посвященных праздничным датам
  • · Оказание помощи Дому-интернату для престарелых и инвалидов Соликамского района (благоустройство и озеленение территории, шефские концерты к праздничным датам: к 23 февраля, 8 марта, Дню победы, Дню пожилых людей, сбор книг для библиотеки, оформление коридоров)
  • · Подготовка и проведение праздничных мероприятий, проводимых районными учреждениями культуры: «Альянс», центральной районной библиотекой, детской школой искусств «Фантазия»
  • · Учащиеся школы входят в сборную команду и представляют Тохтуевское поселение на районных, зональных, региональных соревнованиях по лыжам, легкой атлетике, волейболу, баскетболу
  • · На базе школы организуются все поселенческие и районные соревнования по всем видам спорта.

Школа ежегодно принимает участие в конкурсах различных уровней.

В 2004 году участвовала в региональном конкурсе проектов по формированию здорового образа жизни участников образовательного процесса и отмечена дипломом.

В 2005 году школа стала лауреатом регионального этапа всероссийского конкурса «Лучшие школы России 2005».

В 2006 году Попечительский совет МОУ Тохтуевской СОШ стал победителем конкурса «Попечитель образования 2006» в номинации «Попечитель образования — Попечительский совет образовательного учреждения».

С 2001 года школа является победителем и призером муниципального конкурса «Школа года».

За последние три года 22  учителя стали участниками районных конкурсов профессионального мастерства, 5 из них — победителями в различных номинациях, 7 — призерами. В 2004 году учитель истории Головинова М.П. заняла 2 место в областном конкурсе «Учитель года»

С 2000 года школа принимает активное участие в областных и корпоративных конкурсах социально-культурных проектов. Школа стала обладателем следующих грантов:

  • · Грант благотворительных фондов «Губерния» и «Верхнекамье» за проект «По зеленым тропам Урала», 2000 год
  • · Грант областного фонда окружающей природы за проект «Экологический лагерь «Рюкзачок», 2001 год
  • · Грант ОАО «Соликамскбумпром» за проект «Родник у мельницы», 2003 год
  • · Грант ООО «ЛУКОЙЛ — Пермь» за проект «Семейный туристический лагерь «Ковчег», 2004 год
  • · Грант ООО «ЛУКОЙЛ — Пермь» за проект «К истокам первой российской нефти», 2004 год
  • · Грант департамента образования Пермской области за проект «Здоровая семья — здоровые дети», 2004 год
  • · Грант департамента образования Пермской области за проект «Образовательная программа с учетом регионального содержания образования», 2005 год
  • · Грант ООО «ЛУКОЙЛ — Пермь» за проект «Физкультура и спорт», 2005 год
  • · Грант ОАО «Соликамскбумпром» за проект «Здоровые дети — здоровая семья», 2005
  • · Грант ОАО «Соликамскбумпром» за проект «Муравей», 2006 год
  • · Грант Администрации Соликамского района за проект «Спеши творить добро», 2005
  • · Грант ООО «ЛУКОЙЛ — Пермь» за проект « Я гражданин России», 2006 год
  • · Грант ООО «ЛУКОЙЛ — Пермь» за проект «Спортивной школе быть!», 2007 г.

На реализацию проектов школой получено 1млн.50 тысяч рублей.

К настоящему времени в школе создана целостная система дополнительного образования. Созданы условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися:

  • · Дополнительным образованием охвачено 155% обучающихся школы.
  • · В системе дополнительного образования работает 15 объединений по 8 направлениям.
  • · Укомплектована материально техническая база дополнительного образования. В школе имеется необходимое материально-техническое оснащение: 2 спортивных зала с душевыми, спортивно-тренажерный зал, футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки, актовый зал, слесарно-столярная и швейная мастерские, 2 компьютерных класса, туристическое снаряжение (палатки, катамараны, спальные мешки, карабины и пр.), 4 теннисных стола, лыжи, транспортное средство «Буран». Для музыкальных занятий оборудован музыкальный зал, имеется 2 фортепиано, 1 музыкальный центр, 1 домашний кинотеатр.
  • · Школа осуществляет совместную работу с районной детской школой искусств «Фантазия» при ДМЦ «Альянс».  Более 50 учащихся занимаются на художественном, хореографическом, музыкальном отделениях школы.
  • · К работе в системе дополнительного образования привлекаются квалифицированные педагоги, мастера спорта, писатели, преподаватели СГПИ. Из 14 педагогов дополнительного образования 10 имеют квалификационную категорию: высшую — 3 человека, первую — 5, вторую — 2 человека. Каждый педагог имеет образовательную программу, утвержденную руководством МДОД ЦВР.

Глава III. Концепция развития школы

3.1. Основные концептуальные положения.

В условиях новой социально – экономической ситуации, которая характеризуется сменой системы ценностей и приоритетов, специфическими проблемами переходного периода к демократическому обществу школе предъявляются новые духовно – нравственные и социально – экономические требования.  Образование становится важным фактором развития не только личности, но и общества, всего  государства, условием повышения качества жизни человека. Реализовать эти требования сегодня сложно. Увеличивается количество детей с низкой способностью к обучению, психосоматическими и социально обусловленными заболеваниями, подросткам трудно найти место в окружающем социуме, родители не имеют возможности уделять достаточно внимания воспитанию и развитию детей. В этих условиях возрастает роль школы как социального института, где сохраняются и поддерживаются нормальные условия для обучения ребёнка, его общения со сверстниками, приобретения позитивного социального и деятельностного опыта.

Концепция новой школы должна соответствовать требованиям социального заказа, который формируют государство через государственный образовательный стандарт, общество, непосредственные участники образовательного процесса (учащиеся, их родители, педагоги).

Государству нужны образованные, здоровые, нравственно зрелые, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности, имеющие опыт творческой деятельности.

Общество хочет иметь школу, которая сможет вырастить такого человека, где образовательный процесс организован на основе сохранения и поддержания нравственных ценностей. В такой школе отношения учащихся и учителей характеризует сотрудничество, сотворчество, соучастие и взаимное уважение,  созданы нормальные санитарно – гигиенические условия, благоприятный психологический микроклимат и эстетически оформленная среда, работают высококвалифицированные учителя.

Родители хотят, чтобы ребёнок получал качественное образование в школе, содействующей сохранению и укреплению здоровья. Они желают, чтобы их ребёнок был защищён в образовательном процессе от негативного воздействия среды, а после окончания школы смог успешно продолжить образование.

Ученики хотят, чтобы их учили понимающие, доброжелательные  педагоги, а уроки были интересными, досуг разнообразным. Каждый хочет быть здоровым, успешным, уважаемым. Дети желают получить хорошее образование.

3.2.Разработка проекта программы «Школа – Центр здоровья и безопасности»

Данный социальный заказ создаёт образ идеальной школы. Школы, в которой ученики хотят учиться, учителя работать, родители обучать своих детей. Чтобы приблизиться к данному идеалу, педагогическому коллективу необходимо предпринять целенаправленные усилия по разработке программы развития, в которой будет создана модель желаемой школы. С этой целью   коллектив учителей МОУ Тохтуевской СОШ  разработал проект программы «Школа – Центр здоровья и безопасности», который является логическим продолжением Программы развития «Сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся». В его основе – идея построения системы работы по здоровьесберегающему сопровождению образовательного процесса в условиях массовой общеобразовательной школы.  Важно рассматривать школу не только как школу здоровья, содействующую сохранению и укреплению здоровья детей, но и как центр здоровья и безопасности. Наш  проект направлен на создание такой модели образовательного учреждения, при которой учащиеся могли бы получить качественное образование в полном соответствии с государственными образовательными стандартами в безопасной среде, сохраняя здоровье и успешно адаптируясь в обществе после окончания школы.

Модель школы – центра здоровья и безопасности

  

Данная модель предполагает превращение образовательного учреждения в социальный институт, заканчивая который выпускник готов нести личную ответственность не только за собственную успешную жизнедеятельность, но и устойчивое развитие общества.

Прогнозируемая модель выпускника школы

умеет творчески относиться к деятельности;

готов к самообразованию и самосовершенствованию;

имеет активную жизненную позицию;

заботится о своем здоровье;

умеет принимать самостоятельное решение, делать выбор и нести ответственность;

умеет выстраивать отношения с другими людьми, коммуникабелен;

имеет хорошее образование и ключевые компетенции.

Это идеал здоровой личности, который в реальной действительности недостижим, но к которому необходимо стремиться.

Принципы построения  программы развития

гуманизация, предполагающая, что основным содержанием образовательного процесса является развитие ребенка;

дифференциация и индивидуализация, обеспечивающие развитие детей в соответствии с их склонностями, интересами и возможностями. Данный принцип реализуется через внешнюю (уровневую) и внутреннюю дифференциацию, через осуществление индивидуального подхода к ребёнку в образовательном процессе;

преемственность,  требующая связи всех этапов, ступеней и направлений программы;

системность,  реализующаяся во взаимосвязи и взаимозависимости всех блоков программы;

управляемость, предполагающая постоянный контроль, регулирование, коррекцию работы по программе;

проектно – деятельностный подход, предполагающий создание и включение локальных проектов по направлениям работы, реализация которых осуществляется поэтапно.

Основные цели программы развития «Школа – Центр здоровья и безопасности»

  •  создание условий, способствующих укреплению здоровья учащихся, улучшению динамики показателей уровня здоровья учеников и работников школы
  •  развитие  системы работы по формированию культуры здорового образа жизни
  •  совершенствование образовательного процесса, способствующего духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребёнка

Задачи программы развития: 

  • создать в ОУ комфортные и безопасные условия для участников образовательного процесса
  •  организовать системную работу со всеми участниками образовательного процесса по формированию и развитию культуры ЗОЖ
  •  обновить структуру и содержание образования на всех ступенях обучения с позиции здоровьесбережения
  •  создать систему мониторинга и оценки уровня физического, психического и социального здоровья,  развития проекта
  •  создать многопрофильную управленческую команду,  используя сетевой принцип организации  работы, развивая систему социального партнерства,  межотраслевого сотрудничества, повышая роль общественного управления школой
  •  сохранять лучшие традиции школы по здоровьесбережению

Реализация модели школы – центра здоровья и безопасности предполагается через приоритетные направления деятельности:

Организационно – управленческий блок

  •  Создание нормативной базы: разработка положения о Центре, сетевой модели взаимодействия Центра, структуры Центра
  •  Разработка проектов взаимодействия
  •  Утверждение программы НПЭС Управления образования Соликамского района
  •  Координация работы по формированию культуры здоровья с социальными институтами
  •  Проведение мониторинга эффективности работы по здоровьесбережению
  •  Контроль учебной нагрузки учащихся и рациональной организации расписания и режима учебных занятий в условиях уровневой  дифференциации, введение предпрофильной подготовки
  •  Контроль соблюдения санитарно – гигиенического режима, состояния освещения, качества уборки кабинетов и мест общего пользования и проведения мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся и педагогов
  •  Включение вопросов формирования культуры здоровья в систему внутришкольного контроля

Диагностика состояния здоровья и оздоровительной работы

  •  Комплексная оценка состояния здоровья учащихся
  •  Анализ сезонной заболеваемости
  •  Проведение психолого — социальной диагностики в соответствии  с     планом работы

Система непрерывного образования и просвещения по вопросам формирования культуры здоровья

  •  Продолжение обучения педагогов школы работы по формированию культуры здоровья через организацию тематических курсов (ПОИПКРО), обучающихся семинаров и консультаций специалистов
  •  Просвещение родителей по здоровьесбережению через организацию тематических родительских собраний в классе, параллели классов, родительские конференции и занятия университета для родителей
  •  Включение занятий по программе профилактики социально – значимых заболеваний в программу нравственного воспитания учащихся

Научно – методическая работа

  •  Создание библиотеки методической литературы и накопление методических материалов по проблеме здоровьесбережения
  •  Продолжение работы по оптимизации урока в соответствии с требованиями здоровьесберегающего обучения
  •  Организация научно – исследовательской деятельности учащихся по проблемам сохранения здоровья в составе исследовательских групп НОУ школы
  •  Разработка системы мониторинга эффективности работы по формированию культуры здоровья
  •  Изучение передового педагогического опыта по формированию культуры здоровья и его распространение

Коррекционно – профилактическая работа

  •  Организация индивидуального консультирования педагогов- психологов, социальных педагогов,  учащихся, их родителей
  •  Своевременное выявление детей с отклонениями в развитии и поведении
  •  Определение «групп риска» и проведение с детьми данных групп коррекционно – реабилитационных мероприятий

Развитие воспитательной системы, дополнительного образования.

Формирование ценностного отношения к здоровью

  •  Работа волонтерского клуба, привлечение волонтеров к работе с детьми по формированию культуры здоровья
  •  Организация оздоровительных групп в детском лагере отдыха в школе
  •  Продолжение конкурса «Лидер здоровья» среди учащихся и классов
  •  Организация кружков, секций, клубов, детских объединений. Привлечение к занятиям в них детей группы риска
  •  Проведение Дней здоровья, других спортивно – оздоровительных мероприятий по плану работы школы
  •  Организация совместных мероприятий (дети и родители), способствующих формированию культуры здоровья
  •  Организация внеурочной деятельности, системы мероприятий по формированию у ребенка осознанного отношения к своему здоровью

Оздоровление среды. Улучшение санитарно – гигиенических условий образовательного процесса

  •  Работа по сохранению 100% количества детей, питающихся в школьной столовой
  •  Продолжение работы по улучшению освещения учебных кабинетов
  •  Обновление интерьеров классных комнат Проведение текущего ремонта в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями
  •  Приобретение новой мебели в учебные кабинеты
  •  Создание эколого-биологического комплекса «Зеленый остров» (за счет средств социального проектирования)

Консалтинговое  направление.

  • Изучение запросов образовательных учреждений района по организации здоровьесберегающего УВП.
  • Разработка и внедрение в практику работы критериев здоровьесбережения: уроков (занятий), различного рода рекомендаций.
  • Разработка рекомендаций по организации предпрофильной подготовки учащихся с учетом физического и психического здоровья.
  • Трансляция и распространение опыта для формирования единой здоровьесберегающей образовательной среды. Оказание научно-методической и практической помощи через консультации, собеседования, семинары, коррекцию.

Планируется разработать следующие проекты :

«Спорт и здоровье», «Здоровье ребенка — общая забота», «Здоровье и ЗОЖ» (система классных часов, родительских собраний, индивидуальных консультаций), «Грани познания» (курсы по выбору, исследовательская работа), «Семья и школа», «Мир, в котором ты живешь» (экологический паспорт школы, села), социальный проект по созданию школьного эколого-биологического комплекса «Зеленый остров», «Здоровье педагога – залог здоровья ученика» (психологические тренинги, семинары, встречи, работа «Профессиональной педагогической студии»)

Для реализации  программы развития необходима организационная поддержка на разных уровнях управления.

На уровне образовательного учреждения:

  • · внесение соответствующих изменений в учебные планы и программы;
  • · введение здоровьесберегающего подхода в преподавании учебных предметов и дисциплин;
  • · организация целенаправленной внеклассной работы;
  • · внесение новых элементов в структуру образовательного процесса;
  • · вовлечение родителей в школьную жизнь;
  • · налаживание сотрудничества между школой, родителями и общественностью;

На муниципальном уровне:

  • · определение статуса школы как экспериментальной площадки;
  • · введение соответствующих штатных единиц (научный руководитель, заместитель директора по безопасности образовательного учреждения);
  • · формальный и неформальный обмен опытом работы школ Соликамского района, работающих по укреплению здоровья.   Консультации по вопросам здоровьесбережения;
  • · Информирование органов власти о содержании и целях проекта, его социальной значимости и прогнозе возможных изменений в состоянии здоровья подрастающего поколения. Получение поддержки органов власти (выход на Земское собрание Соликамского муниципального района).

На межведомственном уровне (расширение межведомственного сотрудничества):

  • · проведение обучающих мероприятий с учениками, педагогами, родителями силами Центра планирования семьи, Центра профилактики  СПИДа, Центра медицины катастроф, сотрудников ГБДД, сотрудниками пожарного надзора, медицинских учреждений;
  • · проведение обучающих семинаров с участием квалифицированных специалистов районных и городских медицинских учреждений;
  • · сотрудничество с ПКИПКРО, Соликамским государственным педагогическим институтом и Соликамским педагогическим колледжем по вопросам научно-методического сопровождения реализации проекта;
  • · открытие районной спортивной школы «Синергия»

На региональном и федеральном уровнях.

  • · Строительство спортивно-оздоровительного комплекса в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 года»

Сроки и этапы реализации  программы развития:

2007-2013 годы

Наименование этапа

Продолжительность

Содержание деятельности

1 этап – подготовительный

2007 – 2008 г.г.

-Создание нормативной базы: разработка положения о Центре, сетевой модели взаимодействия Центра, структуры Центра

-Проведение проблемно-ориентированного анализа реализации программы развития.

-Разработка проектов взаимодействия.

2 этап – практический

2009-2011 г.г.

-Реализация основных направлений программы

3 этап – итогово-аналитический

2012 – 2013 г.г.

-Анализ результатов деятельности по программе, их соотношение с целями и задачами программы, внесение корректив в её содержание и определение перспектив дальнейшего развития школы.

-Коррекция модели школы.

-Собственная и экспертная оценка результатов реализации программы развития школы.

-Оформление результатов

— Обобщение опыта

— Итоговая конференция

-Выявление новых задач, проблем

-Перевод наработанного на режим функционирования

Библиографический список

  1. Заруба Н.А. Психологическое и физиологическое развитие личности как индивидуальности // Здоровье, личность, образование. – Кемерево, 1996. 
  2.  Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М.: Владос, 2000. 
  3. Казин Э.М., Панина Т.С., Федоров А.И. Психолого-валеологические подходы к здоровью и развитию личности в системе образования // Валеология, 1997. —  №3. 
  4. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. 
  5. Куинджи Н.Н., Степанов М.И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье. – Гигиена и санитария, 2000, №1. 
  6. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – М.: Педагогика, 1991. 
  7. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. – Волгоград: Перемена, 1995. 
  8.  Никитин И.Г., Чарный Б.М. «Здоровая школа» — Пермь, 2001 
  9. Общеобразовательные учреждения (школы)/ сборник законодательных и нормативных документов — Пермь, 2004 
  10. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 
  11. Поташник М.Н., Лазарева В.С. – Управление развитием школы. – М.: Новая школа, 1995. 
  12. Психология социальной работы / под редакцией М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. 
  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998. 
  14. Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.1995, №223 — ФЗ). 
  15. Совместный приказ Министерства здравоохранения России и Министерства образования России «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» от 30.06.1992, №186/272 
  16. Сократова Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М., 2005г. 
  17. Содействие здоровью и обучение здоровому образу жизни в школах Российской федерации. – составитель В.Н. Касаткин. – М.: Подкова, 2000. 
  18. Указ Президента РФ «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» от 20.04.1993, №468. 
  19. Федеральные законы об образовании и правах ребенка / Составитель Е.П. Педчак. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

Сайт обновлен 21 сентября 2020г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru