Версия для слабовидящих
 

Программа «Современный русский рассказ»

сканирование0012

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………..3-6

Содержательная часть

10 класс………………………………………………………………………..7-10

11 класс………………………………………………………………………10-11

Календарно-тематическое планирование

10 класс………………………………………………………………………12-14

11 класс………………………………………………………………………15-17

Методическая часть…………………………………………………………….18

Диагностическая часть…………………………………………………….19-23

Требования к уровню подготовки учащихся…………………………….24-29

Библиографический список……………………………………………….28-29

Приложение…………………………………………………………………….30

I.Пояснительная записка.

Элективный курс  «Современный русский рассказ» ориентирован на учащихся 10-11 классов, изучающих литературу на базовом уровне.

         Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа учебного заведения МАОУ «Тохтуевская СОШ», образовательных потребностей и запросов обучающихся. Главная особенность программы заключается в том, что она обеспечивает духовно-нравственное развитие старшеклассников. Кроме того, программа призвана помочь учащимся 10-11 классов подготовиться к письменному экзамену по литературе в форме сочинения.

Курс построен таким образом, чтобы постараться выявить главные особенности современного литературного процесса путем анализа отдельных произведений, объединенных определенной тематикой. В программу изучения были включены произведения, опубликованные не позднее 90-х годов прошлого века. Знание и понимание произведений рубежа XX-XXI веков делает более близкими и понятными для школьников проблемы современной действительности. Это определяет основную идею программы. Еще одной важнейшей особенностью спецкурса является то, что достаточно многие произведения взяты из литературы нашего Пермского края.

Актуальность элективного курса заключается в том, что читательский интерес старшеклассников находится на крайне низком уровне, и поэтому спецкурс призван, во-первых, помочь вызвать интерес учащихся старших классов к современной литературе; во-вторых, делает более доступной для старшеклассников произведения современной литературы малого жанра, в-третьих, помогает сформировать правильный читательский интерес. В современном обществе сложилась такая ситуация, что в школьных библиотеках отсутствуют «толстые» журналы и литературоведческая периодика. Это привело к тому, что у учащихся старших классов общеобразовательных учебных заведений отсутствуют знания в области современной русской литературы. Учителям достаточно сложно найти конкретные примеры литературы последних двух десятилетий. Это произведения, написанные о современности и современным языком. Это определяет значимость программы спецкурса «Современный русский рассказ». Таким образом, данный спецкурс не просто привлекает интерес молодежи к современной литературе, но и формирует читательский вкус.         Современные произведения затрагивают проблемы, близкие и понятные старшеклассникам. Новизна программы определяется тем, что в нее включены для изучения произведения последних двадцати лет. Подборка осуществлена автором программы.

В современном российском образовании на первое место выходят воспитательные задачи. Формирование активной гражданской позиции старшеклассников  — главная цель уроков литературы. Но при трех часах в неделю, отведенных на эти уроки, нет возможности уделить должное внимание современной литературе. Для того чтобы восполнить пробел, был введен спецкурс «Современный русский рассказ». Именно рассказ, так как малая жанровая форма максимально подходит для прочтения и анализа литературных произведений на уроках в старшей школе.

Целью элективного курса «Современный русский рассказ» является следующее:                                          

  —  овладение возможными способами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

— использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

— выработка путем анализа современных российских произведений у старшеклассников чувства гуманности, патриотизма, толерантности, активной  гражданской позиции.

Таким образом, данный курс призван  формировать у выпускников важнейшие компетенции, необходимые для жизни в современном многокультурном обществе. Это и является главным ожидаемым результатом.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. 1.Познакомить учащихся и с широко известными авторами, и молодыми писателями.
  2. 2.Представить творчество последних двух  десятилетий, чтобы яснее высветился круг проблем, тем, направлений, возникших в последние годы в русской прозе, чтобы проблемы были близки жизненному опыту обучающихся.
  3. 3.Формировать умение производить литературоведческий анализ текстов.
  4. 4.Формировать умение высказывать и отстаивать собственную точку зрения по важнейшим проблемам путем написания сочинений разных жанров (рассуждение, рецензия или эссе).

Элективный курс «Современный русский рассказ» позволяет представить литературный процесс последних двух десятков лет в некоей целостности, поможет учащимся научиться разбираться в сложных жизненных ситуациях.

В основу программы положены следующие принципы: воспитание чувств  гуманности, толерантности, формирование активной гражданской позиции. Приоритетным в области образования в настоящее время является гражданское образование, воспитание патриотических чувств у учащихся. Воспитание любви к Родине немыслимо без воспитания интереса и любви к родному краю, обращение к теме «малой родины».

Курс рассчитан на 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе.

Данная программа является авторизованной. Составлена на основе текстов, представленных в хрестоматии «Современный русский рассказ», Пермь, 2005 (составители Н.А. Петрова, В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева), а также пособия «Современная русская литература на уроках: Книга для учителя / Под общей редакцией В.Е. Кайгородовой — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2000. Кроме того, в программу для изучения включены тексты, рекомендованные на курсах «Новое содержание филологического образования», 2001 г., а также материал семинаров  «Новое в ЕГЭ» от 26 августа и от 29 октября 2014 г., проводимых АНО ДО «Екатеринбургский Региональный Учебный центр «Формула Роста». Данный материал дополнен самостоятельной подборкой произведений, составленной автором программы.

.II. Содержательная часть

 10 класс (35 часов)

Программа элективного курса составлена в соответствии с направлениями, определенными для проведения итогового экзамена по литературе. В основе курса можно выделить следующие разделы:

— вопросы, заданные человечеству войной;

— человек и природа в современной отечественной литературе;

— спор поколений: вместе и врозь;

— чем люди живы?

В программе представлены авторы, чье творчество уже в течение многих лет находится в поле зрения разных поколений читателей и связано с поиском новых форм и отличается интерпретацией классических тем (категории «Живые классики» и «Метры», «Премиальные авторы»),  а также писатели «нового реализма», ратующие за возвращение к классическим традициям русской литературы, формам православной морали. Познакомятся учащиеся и с творчеством авторов, вызывающих много споров (так называемые, «Культовые авторы» и «Модные авторы»).

Тематически произведения, включенные в программу спецкурса, можно поделить следующим образом:

  1. 1.Тема нравственного  идеала современной литературе.
  2. 2.Тема детства. Отражение проблем подросткового возраста в современной литературе.
  3. 3.Переосмысление жанра сказки в современной литературе.
  4. 4.Философско-библейские мотивы.
  5. 5.Переосмысление литературных традиций.
  6. 6.Женская проза.
  7. 7.Тема гуманизма и милосердия.
  8. 8.Проза о войне.

Занятия организуются и как изучение нового материала (лекции и беседы), и как практические занятия по анализу текстов. По некоторым произведениям (см. далее) проводятся письменные (ответ на вопрос) и творческие работы (сочинение), организуются устные диспуты, учащиеся выполняют презентации. По итогам полугодий и учебного года проводятся сочинения в форме эссе или рецензий.

  1. 1.Основные тенденции современной русской прозы. Традиции и новаторство (1 ч.). Знакомство с категориями современных авторов. В разделе «Живые классики» (В. Распутин, В. Токарева и др.) представлено творчество В. Распутина. Категория «Метры» (В. Сорокин, А. Кабаков, В. Маканин) представлена произведениями А. Кабакова и В. Маканина. В категории «Премиальные авторы» изучаются произведения А. Геласимова в 10 и 11 классах. Творчество «Беллетристов» представлено произведениями Д. Рубиной, А. Иванова. Из категории «Культовые»  (В. Пелевин, В, Ерофеев и др.) знакомимся с творчеством Л.  Петрушевской. «Модные авторы» представлены рассказами Д. Быкова и Р. Сенчина. Из категории «Недооцененные» изучаем рассказы Ю. Буйды (в 11 классе 2 ч.).

Знакомство с тремя направлениями в современной русской литературе: а) натуралистически-реалистическое (протокольная достоверность) В. Астафьев, В. Распутин и др.; б) исповедально-романтическое — Б. Васильев, В. Солоухин; в) ассоциативно-аллегорическое — В. Маканин, В. Ерофеев, В. Пьецух и др. (1 часа).

  1. 2.Тема нравственного идеала в современной литературе: рассказ Б.Екимова «Фетисыч». Воскрешение души в рассказе «Пасхальный рассказ со взрывом». Особенности творчества Б.Екимова. (2 часа).
  2. 3.Тема детства. Рассказ В.Астафьева «Всевидящая». Жанровое своеобразие жанра «затесей». Психология и мироощущение подростка в рассказах Л.Бородина «Лютик — цветок желтый». Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». Тема разведенных родителей в рассказе В Киршина «Рассольники» (7 часов).
  3. 4.Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и злушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки. Переосмысление фольклорного жанра сказки — в рассказе В. Роньшина «Злушка».часа).
  4. 5.Обучение написанию сочинения в одном из жанров: рассуждение, рецензия, эссе.
  5. 6.Зачет по итогам первого полугодия в форме сочинения в одном из жанров (1 час).
  6. 7.Творчество пермских авторов представлено произведениями Н. Горлановой и ее мужа В. Букура. Тема семьи и семейных ценностей, столкновение миров и жизненных по­зиций в рассказе Н. Горлановой «Принц и нищий». Женский вопрос в рассказе «Дама, мэр и другие», написанном совместно с В. Букур. В чем истинная ценность человеческой жизни (по рассказу «Золотая половина»). Особенности творчества Н. Горлановой на примере  рассказа «Пермские пенсионерки у голубого экрана». Завершается изучение их творчества написанием сочинения (6 часов).
  7. 8.Особенности современной женской прозы. Пессимизм Л. Петрушевской («Три девушки») и «ласковая» проза Л. Улитиной («Бедные родственники»). Сравнительный анализ. Творчество Т. Н. Толстой представлено такими произведениями, как «Соня», «Окошко», «На золотом крыльце сидели».  Сочинение по женской прозе. (7 часа).
  8. 9.Тема милосердия в современном мире. Традиции классической литературы. О.Павлов «Конец века», В. Крупин «Марина Сергеевна». Сравнительные образы бомжей. Сочинение-эссе по теме милосердия в современной литературе.(4 часа).
  9. 10.
  10. 11.

 

11 класс (35 часов).

  1. 1.Постмодернисткая литература 1900-2000 гг. и формирование литературных представлений старшеклассников  (2 часа).
  2. 2.Тема  слияния человека с природой в рассказе А.Уткина «Приближение к Тендре»  (2 часа).
  3. 3.Знакомство с творчеством Ф. Искандера. Философско-библейские мотивы в рассказе «Сон о Боге и дьяволе». Сочинение-эссе по рассказу. (3 часа).
  4. 4.Знакомство с прозой В. Распутина. Поиски новых героев в современном мире в рассказе «Нежданно-негаданно». Публицистичность распутинской прозы на примере рассказа «В ту же землю». Сочинение-эссе по творчеству В. Распутина (4 ч.).
  5. 5.Произведение пермского писателя А. Иванова «Географ глобус пропил». Семинар по рассказу  (2 ч.).
  6. 6.Литературные традиции. Тема «футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека». Семинар по рассказу (2 часа). Традиция святочного рассказа в современной литературе. Рассказ А. Кабакова «Перекресток»  (1 ч.).
  7. 7.Зачет по итогам первого полугодия в форме сочинения в одном из жанров  (1 час).
  8. 8.Тема любви в рассказах Д.Рубиной «Область слепящего света» и М.Палей «Славянский акцент». Литературные аллюзии в рассказе Д. Рубиной. Сочинение по рассказу Д. Рубиной  (3 часа).
  9. 9.Знакомство с творчеством Д. Притулы. Анализ рассказов «Доктор Кузин» и «Старшая сестра».
  10. 10.Знакомство с твочеством А.Солженицына. Тема репрессий в современной литературе. Рассказ «Молодняк» (2часа).
  11. 11.
  12. 12.Тема войны. Новый взгляд на войну. Тема Великой Отечественной и чеченской войны в современной прозе. Анализ рассказов В.П. Астафьева «Пролетный гусь» и «Связистка». Новые подходы в изображении войны 1941-1945 гг. в рассказе Д.Гранина «Пациент». Тема чеченской войны в произведениях В.Маканина «Кавказский пленный» и А. Геласимова «Жажда»  (8 часов).
  13. 13.

     Предпочтительными формами работы являются лекции, практикумы, сообщения и доклады учащихся, выполнение творческих занятий, написание сочинений.

В процессе изучения рассказов современных русских писателей у учащихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:

—       делать литературоведческий анализ текста;

—       работать по разноуровневым заданиям;

—       писать сочинения различных жанров: отзыв, рецензию, эссе, рассуждение;

—       готовить доклады и сообщения;

—       вести учебную дискуссию на основе прочитанного текста.

III.Календарно-тематическое планирование

10 класс (всего 35 часов)

Содержание, основные темы программы

Время на изучение (количество часов)

Методы обучения

Основные тенденции современной русской прозы. Традиции и новаторство.

1

Лекция с элементами беседы.

Знакомство с категориями современных русских авторов.

1

Лекция

Три направления в современной русской литературе.

1

Лекция.

Тема нравственного идеала в современной русской литературе. Б.Екимов. Рассказ «Фетисыч».

1

Практическая работа с текстом по группам.

Анализ рассказа Б.Екимова «Пасхальный рассказ со взрывом»

1

Практическая работа с текстом по опорным вопросам.

Тема детства. Рассказ В.Астафьева «Всевидящая». Жанровое своеобразие «затесей».

1

Практическая работа. Индивидуальные сообщения о писателе.

Психология и мироощущение подростка в рассказе Л. Бородина «Лютик – цветок желтый».

2

Анализ текста и письменный ответ на вопросы.

Трагическое мироощущение подростка в рассказе А.Геласимова «Нежный возраст». Роль семьи в формировании мироощущения подростка. Спор поколений. Особенности жанра.

2

Групповая работа по тексту. Индивидуальная подготовка презентаций и сообщений учащихся. Сочинение-эссе по рассказу.

Тема разведенных родителей в рассказе В Киршина «Рассольники». Поиски внутренней гармонии.

2

Групповая работа учащихся, построенная как лингвистический анализ текста.

Связь современной литературы со сказкой. Святочный рассказ П. Алешковского «Таксист и золушка». Скрещение бытовой новеллы и сказки.

1

Практическая работа с текстом.

Переосмысление  жанра сказки в рассказе В.Роньшина «Злушка».

1

Практическая работа с текстом.

Обучение написанию сочинения в одном из жанров.

1

Индивидуальные сообщения о творчестве писателя. Практическая работа с текстом.

Зачет по итогам первого полугодия. Итоговое сочинение по темам: спор поколений или роль семьи в формировании мироощущения современного подростка.

1

Письменная работа: сочинение-эссе.

Творчество пермских авторов. Особенности пермской литературы.

1

Лекция.

Тема семьи. Творчество Н. Горлановой и В. Букура. Рассказ «Принц и нищий».

1

Практическая работа с текстом. Индивидуальные сообшения и презентации учащихся.

Женский вопрос в рассказе ««Дама, мер и другие».

1

Практическая работа с текстом. Письменный ответ на вопросы.

В чем истинная ценность человеческой жизни (по рассказу «Золотая половина»).

1

Сочинение эссе по рассказам Н. Горлановой.

Особенности творчества Н. Горлановой на примере  рассказа «Пермские пенсионерки у голубого экрана».

1

Групповая работа по тексту рассказа, построенная как лингвистический анализ текста.

Сочинение по рассказам Н. Горлановой и В. Букура.

1

Сочинение в одном из жанров.

 Особенности современной женской прозы. Пессимизм Л. Петрушевской. Рассказ «Три девушки».

1

Лекция. Практическая работа по рассказу.

«Ласковая проза» Л. Улитиной. Рассказ «Бедные родственники».

1

Групповая работа: сравнительный анализ произведений.

Особенности творчества Т. Толстой.

1

Обзорная беседа учителя. Сообщения учащихся.

Анализ рассказа «Соня». Проблематика произведения.

1

Практическая работа учащихся по рассказу.

Мотив сказки о нечистой силе в рассказе Т.Толстой «Окошко».

1

Практическая работа учащихся по рассказу. Ответ на вопросы.

Анализ рассказа «На золотом крыльце сидели».

1

Практическая работа по рассказу.

Сочинение по женской прозе.

1

Сочинение в одном из жанров (рассуждение, рецензия  или эссе)

Тема  милосердия в современной русской литературе. Традиции классической литературы.

1

Лекция с элементами беседы.

Тема милосердия в современной литературе. О. Павлов «Конец века». Философско-библейские мотивы.

1

Групповая работа по анализу текста.

Рассказ В. Крупина «Мария Сергеевна».

1

Практическая работа с текстом. Сравнительный анализ текстов.

Сочинение по теме милосердия в современной литературе.

1

Сочинение эссе.

Модные авторы. Творчество Д. Быкова. Анализ рассказа «Инструкция».

1

Лекция учителя. Практическая работа с рассказом.

Зачет по итогам учебного года.

1

Сочинение в одном из жанров.

 11 класс (всего 35 часов)

Постмодернисткая литература на рубеже XX-XXI веков. Традиции и новаторство.

2

Лекция. Сообщения учащихся.

Тема слияния человека с природой. Мотив стремления героя к прекрасному острову в рассказе В. Уткина «Приближение к Тендре».

1

Практическая работа с текстом.

Философско-библейские мотивы в русской литературе. Творчество Ф. Искандера.

1

Лекция. Доклады учащихся.

Ф. Искандер «Сон о Боге и дьяволе». Рассказ-притча о споре Бога и дьявола о человеке».

1

Практическая работа по группам.

Сочинение по рассказу.

1

Сочинение в одном из жанров.

Творчество В.П. Распутина.

1

Лекция учителя. Доклады учащихся.

Поиски новых героев в современном мире. В. Распутин. Рассказ «Нежданно-негаданно». Усиление сатирического начала.

1

Практическая работа с текстом

Публицистичность распутинской прозы. Рассказ «В ту же землю».

1

Групповая работа с текстом.

Сочинение-эссе по произведениям В. Распутина.

1

Сочинение-эссе.

Модные беллетристы. Произведение пермского писателя «Географ глобус пропил». Стоит ли изучать такие произведения в школе?

2

Практическая работа с текстом. Семинар по произведению.

Тема « футлярной жизни» в рассказе Ю.Буйды «Химич». Образ «маленького человека».

1

Практическая работа с текстом.

Семинар по рассказу Ю.Буйды.

1

Семинар.

Традиция святочного рассказа в современной литературе. А. Кабаков «Перекресток».

1

Практическая работа с текстом.

Зачет по итогам первого полугодия.

1

Сочинение в одном из жанров.

Тема любви в современной литературе. Литературные традиции в рассказе Д.Рубиной «Область слепящего света».

1

Практическая работа с текстом.

Тема любви в рассказе М.Палей «Славянский акцент».

1

Практическая работа с текстом.

Сочинение о любви по современным рассказам.

1

Сочинение-эссе.

Своеобразие прозы Д. Притулы. Анализ рассказа «Доктор Кузин». Можно ли назвать героя гуманистом?

1

Практическая работа с текстом, построенная как лингвистический анализ.

Анализ рассказа «Старшая сестра».

1

Практическая работа с текстом.

Семинар по рассказам Д. Притулы.

1

Семинар

Творчество А.И. Солженицына.

1

Лекция учителя. Доклады учащихся.

Тема репрессий в современной литературе. Рассказ А.Солженицына «Молодняк».

1

Практическая работа по рассказу.

Анализ рассказа Р. Сенчина «Елтышевы». Правда жизни в рассказе.

1

Практическая работа с текстом.

Новый взгляд на войну. Тема Великой Отечественной и чеченской войны в современной прозе.

1

Лекция учителя. Сообщения учащихся.

Творчество В.П. Астафьева о войне. Анализ рассказа «Пролетный гусь».

1

Сообщения учащихся. Практическая работа с текстом.

Любовь на войне. Анализ рассказа В.П. Астафьева «Связистка».

1

Практическая работа с текстом.

Творчество Д. Гранина.  Рассказ «Пациент». Проблематика рассказа.

1

Лекция. Практическая работа по рассказу.

Тема чеченской войны в современной литературе. Рассказ В.Маканина  «Кавказский пленный». Правда о чеченской войне.

2

Сообщения учащихся. Работа в группах.

Анализ рассказа  А. Геласимова «Жажда». Влияние войны на судьбы людей.

1

Практическая работа с текстом.

Сочинение по современным произведениям о войне.

1

Сочинение-эссе.

Обобщение по современным русским рассказам.

1

Семинар.

Зачет по итогам учебного года.

1

Сочинение.

 IV.Методическая часть

Методическое обеспечение данной программы включает в себя учебные пособия по теории литературы, комплекс художественных текстов и заданий для самостоятельной работы учащихся.

Данная программа реализуется с использованием следующих методов и приемов:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной  деятельности: рассказ учителя, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы.

2. Методы стимулирования учебной деятельности школьников: мотивация, диспуты.

3. Методы контроля и самоконтроля: опрос, написание сочинения.

Занятия организуются и как изучение нового материала (лекции и беседы), и как практические занятия по анализу текстов. По некоторым произведениям  проводятся письменные (ответ на вопрос) и творческие работы, организуются устные диспуты, учащиеся выполняют презентации. По итогам полугодий и учебного года проводятся сочинения в форме эссе или рецензий.

В качестве диагностики знаний, умений и навыков школьников по каждому разделу предлагается  творческая работа.

V.Диагностическая часть

В качестве диагностики знаний, умений и навыков школьников по каждому разделу предлагается написание сочинения на заданную тему в соответствии с предложенным планом.

В первом полугодии 10 класса проводится практическая работа по обучению  написанию сочинения в одном из жанров: рассуждение, рецензия, эссе. По итогам полугодий учащиеся пишут сочинение. Кроме того, в 10 классе проводятся 3 сочинения по следующим направлениям:

  1. 1.Творчество пермских писателей.
  2. 2.Женская проза.
  3. 3.Тема милосердия.

В 11 классе учащиеся пишут сочинения по следующим направлениям:

  1. 1.Творчество Ф. Искандера (1 ч.)
  2. 2.Творчество В. Распутина (1 ч.)
  3. 3.Сочинение по итогам 1 полугодия (1 ч.)
  4. 4.Сочинение о любви по современным рассказам (Д. Рубина)  (1 ч.)
  5. 5.Сочинение по современным рассказам о войне (1 ч.)
  6. 6.Итоговое сочинение (1 ч.).

Сочинения пишутся на основе произведений, изучаемых в данных разделах.

Критерии и нормы оценки знаний, умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

Оценка устных ответов        

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1.  Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.  Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки: героев.

3.  Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания         изученного произведения.

4.  Знание теоретико-литературных понятий ж умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений; изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.   Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим:

Отметкой “5″ оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.

Отметкой “4″ оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

Отметкой “3″ оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения:

ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметкой “2” оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой “1″ оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка сочинений

         В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

—      правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

—      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

— точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка “5″ ставится за сочинение:

—  глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

— стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

— написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

—   допускается одна – две неточности в содержании.

Оценка “4″ ставится за сочинение:

— достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

—   логическое и последовательное в изложении содержания;

— написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

—  допускаются две – три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка “3″ ставится за сочинение, в котором:

— в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

—  материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

—  материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

—   обнаруживается владение основами письменной речи;

 в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка “2″ ставится за сочинение, которое:

—   не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

—   характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

—   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

 VI.Требования к уровню подготовки учащихся

Личностными  результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении элективного курса «Современный русский рассказ»,  являются:

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культуре других народов;

— использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета в основной школе проявляются в:

— умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

— умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

— умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные  результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. 1)в познавательной сфере:

— понимание ключевых проблем изученных произведений;

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них временных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

— умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания  произведения (элементы филологического анализа);

—  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

— приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

— формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

— собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

— понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

— восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

— умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

— написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

— понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

— понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых  средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования (предметные) к уровню подготовки выпускников старшей школы

(базовый уровень)

Осваивая художественные произведения, указанные в про­грамме, к концу 11-го класса учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными:

• о наиболее существенных литературных направлениях (классицизме, романтизме, реализме, символизме, акмеизме, футуризме);

• о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глуби­ны);

б) теоретике-литературными:

• об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;

• о родах и жанрах литературы и основных способах выраже­ния в них авторского сознания;

• о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятель­ности учащиеся должны:

• характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и ком­позиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

• характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и драматических произведений, изученных текстуально;

• выявлять особенности поэтической речи изученного стихо­творного произведения и давать этому произведению обоснован­ную оценку;

• читать выразительно прозу и стихи;

• пользоваться справочным аппаратом книг;

• составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

• писать сочинения различных жанров: сочинение-рассужде­ние, анализ рассказа, эпизода (сцены) эпиче­ского или драматического произведения, эссе;

• писать отзыв и рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, критическую статью.

 Библиографический список

Список литературы для учащихся

  1. 1.«Наш современник», № 1, 2001.
  2. 2.«Новый мир», №4, 1995.
  3. 3.«Новый мир», №1, 1996.
  4. 4.«Новый мир», №№ 1,7, 2001.
  5. 5.«Октябрь», №10, 1999.
  6. 6.Русская проза конца XX века: хрестоматия для  студентов высш. учеб. заведений/сост. и вступ. ст. С.И. Тиминой; комплект и задания М.А. Черняк. — СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского госуниверситета; М.: Изд. Центр «Академия», 2002.
  7. 7.Современный русский рассказ. Составители Н.А. Петрова, В.Е. Кайгородова, В.И. Бурдин, Е.Е. Мамаева.
  8. 8.Хрестоматия по современной русской литературе для старшеклассников и абитуриентов. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
    1. 9.Русский рассказ ХХ века: Книга для ученика и учителя: сборник текстов рассказов и статей / Под редакцией В.Е. Кайгородовой, ПГПУ – Пермь, 2003.

Список литературы для учителя

  1. 1.Белокурова СП., Друговейко С.В. Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы: учебно-методическое пособие.- СПб: «Паритет», 2001.
  2. 2.Баландина А.Д. Обучение анализу художественного текста на уроках литературы в старших классах: Методические разработки. – Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2003
  3. 3.Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола: учебное пособие для вузов. — М.:Аспект-Пресс.
  4. 4.Лейдерман     Н.Л.,     Липовецкий     М.Н.     Современная    русская литература:   в   3-х  кн.   Кн.   3:   В   конце   века:   учебное  пособие.-М.:Эдиториал УРСС, 2001.
  5. 5.Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведний.-М.Туманит. Изд. Центр Владос, 2004.
  6. 6.Нефагина    Г.Л.     Русская     проза    конца    XX
  7. 7.Роговер Е.С. Русская литература XX века: учебное пособие. — 2-е изд.,   дополненное   и   переработанное.   —   СПб,   Москва:   САГА: ФОРУМ, 2004.
  8. 8.Романова  Г.И.   Русские  писатели  XX
  9. 9.Современная русская литература на уроках: Книга для учителя/ Под общей редакцией В.Е. Кайгородовой — Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 2002.
  10. 10.
  11. 11.
  12. 12.

Приложение №2

 План написания рецензии на художественное произв1.Как читалось вами произведение?

  1. 2.Укажите тему и главную мысль произведения.
  2. 3.Укажите, кто является действующими лицами, кем она изображены и как проявляется к ним отношение автора. Какое отношение  вызывают они у вас и почему?
  3. 4.Жанровое своеобразие произведения.
  4. 5.Каков язык произведения.
  5. 6.Ваша общая оценка произведения.
  6. 7.Что, по-вашему, удачно в произведении, а что не совсем?
  7. 8.Стоит ли это произведение изучать в школе? Почему?

Приложение №3

 

Задания для семинарского занятия по рассказу Ю. Буйды «Химич».

 

Прочитайте рассказы Ю. Буды «Химич» и А.П. Чехова «Человек в футляре».

 

Уровень средний

  1. 1.Дайте характеристику Химича и Ази.
  2. 2.Сравните Химича с Беликовым.
  3. 3.Как вы думаете, почему Ази полюбила Химича?
  4. 4.Почему писатель не называет точного места действия в рассказе «Химич»?
  5. 5.Объясните смысл названия рассказа Ю. Буйды.

Уровень выше среднего

  1. 1.Как изменяются характеры главных героев на протяжении рассказа?   Какие приемы использует автор, чтобы показать эти изменения?
  2. 2.Почему окружающие воспринимают любовь Ази как «темную тайну»?
  3. 3.Можно ли Химича отнести к типу «маленького человека»? Кактх героев можно назвать «маленькими людьми»?
  4. 4.Можно ли Химича назвать  «лишним человеком»? Почему люди становятся лишними в обществе?
  5. 5.Охарактеризуйте время и место действия в рассказах «Человек в футляре» и «Химич».
  6. 6.Почему Ази говорит о том, что она ненавидит Чехова?

Уровень высокий

  1. 1.Какой мир создали для себя Химич и Ази?
  2. 2.Сравните внутренние миры, в которых живут Химич и Беликов. Какая обстановка их окружает?
  3. 3.Интепретируйте сны Химича. Какова их художественная функция в рассказе?
  4. 4.Какие литературные аллюзии вы обнаружили в рассказе «Химич»?
  5. 5.Как вы думаете, о чем могла написать Ази в своем последнем письме Химичу? Напишите его за героиню.

Сайт обновлен 16 апреля 2024г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru