Версия для слабовидящих
 

Рабочая программа по ОБЖ в 8, 9 классах

Пояснительная записка

Основанием для составления рабочей программы является:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по ОБЖ, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089
  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
  3. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья7)
  4. Программа общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнова       (Просвещение 2010 г)
  5. Учебный план МАОУ «Тохтуевская СОШ» на 2013-2014 учебный год.

Количество часов в неделю – 1 час, всего за год – 35.

 Цели и задачи курса

 1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.

2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.

3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.

4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

 

Механизмы формирования ключевых компетенций у учащихся

Формирование учебно-познавательных компетенций через обучение:

— постановке целей и организации её достижения;

— организации планирования, проведения анализа, рефлексии, самооценке своей учебно-познавательной деятельности;

— постановке познавательных задач и выдвижение гипотезы; использованию элементов вероятностных и статистических методов познания; умению описывать результаты, умению формулировать выводы.

Формирование коммуникативных компетенций через обучение:

— разным видам речевой деятельности (монолог, диалог, выступление);

— способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения.

Формирование информационных компетенций через обучение:

— навыкам работы с различными источниками информации: книгами, журналами, справочниками, энциклопедиями, Интернет;

— самостоятельному поиску, извлечению, систематизации, анализу и отбору необходимой информации для разработки памяток.

 

Планируемые результаты:

 

В результате изучения основ безопасности жиз­недеятельности ученик

должен знать:

      потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их воз­можные последствия и правила личной безопасности;

     основные виды активного отдыха в природ­ных условиях и правила личной безопасностипри активном отдыхе в природных условиях;

     законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организацииборьбы с терроризмом

     наиболее часто возникающие чрезвычай­ные ситуации природного, техногенного и соци­ального характера, их последствия и классифи­кацию;

     основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

     правила поведения при угрозе террорис­тического акта;

     государственную политику противодей­ствия наркотизму;

основные меры по профилактике наркомании.

долженуметь:

          предвидеть возникновение наиболее час­то встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

          принимать решения и грамотно действо­вать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

     действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила лич­ной безопасности;

     пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

     оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны уметь при­менять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

          обеспечения личной безопасности в различ­ных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

      активного отдыха в природных условиях;

          оказания первой медицинской помощи по­страдавшим;

           соблюдения норм здорового образа жизни.

 

 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков

 

Все тестовые задания оцениваются:

— правильный ответ – 1 балл;

— отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов

Критерии оценивания:

«2» — менее 25% правильных ответов.

«3» — от 25% до 50% правильных ответов.

«4» — от 50% до 75% правильных ответов.

«5» — от 75% и более правильных ответов.

 

Оценка устных ответов обучающегося:

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;

• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;

• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;

• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);

• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;

 

 

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс

п/п

 

Тема урока

 

Тип

урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид

контроля,

измерители

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план.

факт.

1

Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия

Урок изучение и первичного закрепления новых знаний

Знать причины и последствия пожаров. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной

безопасности

 

Решение ситуационных задач

Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного характера

§ 1.1

 

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

Комбини­рованный  урок

Знать основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций.

Фронтальный опрос. 

 

§ 1.2

 

 

3

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

Комбини­рованный  урок

Знать правила безопасного поведения

Тест

 

 

 

§ 1.3

 

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.

Комбини­рованный  урок

Характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

§ 2.1

 

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров

Комбини­рованный  урок

Знать обязанности пешеходов и пассажиров

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

§ 2.2

 

 

6

Велосипедист – водитель транспортного средства

Комбини­рованный  урок

знать правила безопасного поведения велосипедиста.

Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности

Тест

 

§ 2.3

 

 

7

Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях

Комбини­рованный  урок

Знать как себя вести на водоёмах в различных местах

Решение ситуационных задач

 

§ 3.1

 

 

8

Безопасный отдых на водоёмах

Комбини­рованный  урок

Знать правила безопасного поведения

Решение ситуационных задач

 

§ 3.2

26.10

 

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде

Комбини­рованный  урок

Знать, как оказывать помощь терпящим бедствие на воде

Решение ситуационных задач

 

§ 3.3

 

 

10

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Комбинированный  урок

Знать негативные факторы.

Решение ситуационных задач

 

§ 4.1

 

 

11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Комбинированный  урок

Знать правила безопасного поведения

Решение ситуационных задач

 

§ 4.2

 

12

Контроль знаний по теме «Личная безопасность в повседневной жизни»

 

Контрольная работа

 

 

 

13

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Комбинированный  урок

Уметь приводить примеры промышленных аварий и катастроф, потенциально опасных объектов.

Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспеченияличной безопасности

Решение ситуационных задач

 

§ 5.1

 

 

14

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия

Комбинированный  урок

Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

 Решение ситуационных задач

 

§ 5.2

 

 

15

Обеспечение радиационной безопасности населения

Комбини­рованный  урок

Иметь представление о радиационной защите населения.

Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.

Практическая работа.

правила безопасного поведения при радиационных авариях(15 мин.)

 

§ 5.3

 

 

16

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия

Комбини­рованный  урок

Знать правила безопасного поведения при химических авариях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

 

 

§ 5.4

 

 

17

Обеспечение химической защиты населения

Комбини­рованный  урок

Знать об организации защиты населения.Иметь представление о химической  защите населения.

Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.

Практическая работа. (15 мин.) 

правила безопасного поведения при наводнениях.

 

§ 5.5 — §5.7

 

18

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия

Комбини­рованный  урок

Знать правила безопасного поведения при химических авариях.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления

Решение ситуационных задач

 

 

§ 5.8

 

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

Комбини­рованный  урок

Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.

Фронтальный опрос

Индивидуальный опрос

 

 

§5.9

 

20

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Комбини­рованный  урок

Знать способы  оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населённых пунктах и на промышленных предприятиях  

Решение ситуационных задач

 

 

§ 6.1

 

21

Эвакуация населения

Комбини­рованный  урок

Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации.

Уметь комплектовать минимально необходимый набор вещей в случае эвакуации населения.

Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

 

Правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС

§ 6.2 Составить па мятку «Правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС»

 

22

Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Комбини­рованный  урок

Иметь представление об инженерной  защите населения.

Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.

Контрольная работа по разделу «ЧС техногенного характера»

 

 § 6.3

 

 

23

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека

Комбини­рованный  урок

Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

 

 

§ 7.1

 

24

Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность

Комбини­рованный  урок

Знать определения что такое: Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

 

 

§ 7.2

 

25

Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества

Комбини­рованный  урок

Знать о репродуктивном здоровье.

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

 

§ 7.3

 

 

26

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

Комбини­рованный  урок

 

  

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни 

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

 

§ 7.4

 

 

27

Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний

Комбини­рованный  урок

Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос 

 

§ 7.5

 

 

28

Вредные привычки и их влияние на здоровье

Комбини­рованный  урок

Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни

Решение ситуационных задач

 

§ 7.6

 

 

29

Профилактика вредных привычек

Комбини­рованный  урок

 

 

Знать о профилактике вредных привычек.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

 

§ 7.7

 

30

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

Комбини­рованный  урок

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.

Тест

 

§ 7.8

 

 

31

Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать общие правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи.

Решение ситуационных задач

 

§ 8.1

 

 

32

Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при отравлениях.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

 

§ 8.2

 

 

33

Первая медицинская помощь при травмах

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать наиболее характерные травмы. Правила оказания помощи при травмах

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

 

§ 8.3

 

 

34

Первая медицинская помощь при утоплении

Урок комплексного применения ЗУН учащимися

Знать правила оказания первой медицинской помощи при утоплении.

Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

Фронтальный опрос,

Индивидуальный опрос

Практич. занятие (15 мин)

 

§ 8.4

 

35

Контроль знаний за курс «Основы безопасности жизнедеятельности»

Урок проверки знаний

Контрольная работа

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫДЛЯ 8 КЛАССА

 Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)

 Раздел I. Основы комплексной безопасности (15 часов)

Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)

             — Пожарная безопасность

  Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

   — Безопасность на дорогах

Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

 — Безопасность на водоёмах

Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само —  и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.

 — Экология и безопасность

Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.

 — Чрезвычайные ситуации техногенного характера

Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

 Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)

  Раздел III.  Основы здорового образа жизни (8 часов)

             — Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствования его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.

             — Вредные привычки и их влияние на здоровье

  Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.

      Раздел IV.  Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)

             — Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

  Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химическиопасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.

 

 

 

 

Тематический план 8 класс

 

№ модуля, раздела, темы

 

 

Наименование модулей, разделов, тем

 

Количество часов

Модуль-1

Основы безопасности личности, общества и государства

23

Раздел-1

Основы комплексной безопасности

16

Тема 1

Пожарная безопасность

3

Тема 2

Безопасность на дорогах

3

Тема 3

Безопасность на водоемах

 

3

Тема 4

Экология и безопасность

2

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия

5

Pаздел2

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

7

Тема 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения

4

Тема 6

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера

3

 

Итоговое задание

 

Модуль-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

Раздел-3

Основы здорового образа жизни

8

Тема 7

Здоровый образ жизни и его составляющие

8

Pаздел4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

4

Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

 

Итоговое задание

 

 

Всего часов

35

 

 

 

 

 

 

Тематический план 9 класс

 

модуля, раздела,

темы

Наименованиемодуля, раздела, темы

Количество

часов

Модуль — I

Основы безопасности личности, общества и государства

24

Раздел — I

Основы комплексной безопасности

12

Тема 1

Национальная безопасность России в современном мире

4

Тема 2

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России

3

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России

3

Тема 4

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

2

Раздел — II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

12

Тема 5

Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени

3

Тема 6

Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени

5

Тема 7

Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации

4

Mодуль — II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

10

Раздел — III

Основы здорового образа жизни

8

Тема 8

Основыздоровогообразажизни

3

Тема 9

Факторы, разрушающиерепродуктивноездоровье

2

Тема 10

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья

3

Раздел- IV

Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

2

Тема 11

Оказаниепервоймедицинскойпомощи

2

Всегочасов:

35

 

 

 

Содержание программы

Тема 1.   Национальная безопасность России в современном мире

Россия в мировом сообществе. Страны и организации в совре­менном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколе­ния России в развитии нашей страны.

Национальные интересы России в современном мире и их содер­жание. Степень влияния каждого человека на национальную безопас­ность России.

Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безо­пасность России.

Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной бе­зопасности России.

Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного ха­рактера и национальная безопасность России

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуа­ций для жизнедеятельности человека.

Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и по­следствия.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.

Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социально­го характера и национальная безопасность России

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Во­оруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.

Тема 5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона как составная часть национальной безопас­ности и обороноспособности страны. Основные факторы, определя­ющие развитие гражданской обороны в настоящее время.

МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС Рос­сии в формировании культуры в области безопасности жизнедеятель­ности населения страны.

Тема 6. Основные мероприятия, проводимые в Российской Феде­рации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основ­ное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозиро­вания чрезвычайных ситуаций.

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизо­ванная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Созда­ние локальных и автоматизированных систем оповещения.

Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рас­средоточение персонала объектов экономики из категорированных го­родов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах по­ражения.

Тема 7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, ко­торые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнитель­ной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с террориз­мом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.

Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой прак­тике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.

Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.

Тема 8.   Основы здорового образа жизни

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная цен­ность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организа­ции здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие суще­ственное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.

Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового обра­за жизни в формировании у человека общей культуры в области безо­пасности жизнедеятельности.

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопас­ность России.

Тема 9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.

Ранние половые связи и их последствия.

Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Тема 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктив­ного здоровья

Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи

Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формиро­вании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.

Тема 11. Основы первой меди­цинской помощи

Первая медицинская помощь при массовых поражениях.

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

 

КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс

№ п/п

 

Тема урока

 

Тип, форма урока

Содержание

 

ЗУ и Н

 

Форма контроля

Домашнее

задание

 

Дата проведения

план

факт

1

Современный мир и Россия.          

 

лекция

 

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос 

 

1.1 стр.8 -13 практикум

 

 

 

2

Национальные интересы России в современном мире. 

           

лекция

 

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

1.2 стр.14 -17

практикум

 

 

 

3

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.           

 

лекция           

 

Основные угрозы национальным интересам и безопасности Росси  

Влияние определенного поведения каждого человека на   национальную безопасность России.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

1.3 стр.17 -22 вопросы стр.22

 

 

 

Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность

комбинирован

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. 

Умение анализировать и делать выводы

Словарный диктант

 

1.4 стр. 22 -27 практикум стр.28

 

 

5

Чрезвычайные ситуации и их классификация.

 

 

Лекция          

 

Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека        

Умение анализировать и делать выводы

Тест

2.1 стр. 29 –практикум стр.37

 

 

6

Ч.С. природного характера, и их последствия.

 

Беседа,

Ч.С. природного характера, их причины и последствия.

Умение работать с учебником, выделять главное         

Устный опрос

2.2 стр. 38 -42 практикум стр. 43

 

 

7

           

Ч.С.техногенного характера и их причины

 

Лекция

Ч.С.техногенного характера их причина и последствия  

Классификация Ч.С., основные причины   

           

 

зачет

2.3 стр. 43 – 47, практикум стр. 48

 

 

8

Угроза военной безопасности России

Лекция

Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.

Умение анализировать и делать выводы         

           

 

Устный опрос

2.4 стр. 48-52, практикум стр. 52

 

 

9

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Лекция          

 

Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера      

Умение анализировать и делать выводы

Контрольная работа

 

3.1 стр. 54 – 60 вопросы стр. 61

 

 

10

Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.         

Лекция

Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.     

           

 

 

Устный опрос

3.2 стр. 61-67 практикум стр. 68

 

 

11

МЧС России – федеральный орган управления   в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Лекция

Основные задачи , полномочия МЧС России. Приоритетные направления деятельности МЧС

Умение работать с учебником, выделять главное

Тест

3.3 стр. 68-74, практикум стр. 75

 

 

12

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.     

           

 

Лекция

Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС

Умение анализировать и делать выводы         

 

Устный опрос

4.1 стр. 76-79 задание стр. 77

 

 

13

Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

комбин

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

 

 

4.2 стр 80-84 практикум стр. 85

 

 

14

Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций

           

 

комбин

Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения. 

Система оповещение, Сигнал «Внимание всем» 

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

4.3 стр. 85 – 90 практикум стр. 91

 

 

15

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения    

комбин          

 

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

4.4 стр.91 – 94 практикум стр. 94

 

 

16

Международный терроризм – угроза национальной безопасности России

комбин

Особенности современной террористической деятельности. Меры, предусмотренные РФ по противодействию терроризму

 

 

5.1 стр.96- 101 практикум стр.102

 

 

17

Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления.       

Лекция

Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.

Умение работать с учебником, выделять главное         

 

Зачет

5.2 стр. 102-108 вопросы стр. 108

 

 

18

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстримизму.           

Беседа,          

 

Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

6.1 стр. 109 -114 вопросы стр 115

 

 

19

Общегосударственное противодействие терроризму

Лекция

Основные задачи ГО по защите населения от террористических актов

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

6.2 стр115 — 121

 

 

20

Нормативно-правовая база противодействия терроризму

Лекция

Наркотизм. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ.Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности

 

Устный опрос

6.3 стр.121-126

 

 

21

Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации

Лекция

Существующие в мировой практике формы борьбы   терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции

Умение анализировать и делать выводы         

 

Тест   

 

7.1 стр.127-130 практикум стр. 131

 

 

22

Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

лекция

Основные меры борьбы наркоманией.Наказание, принимаемые в России для борьбы с наркоманией 

Государственная политика противодействия наркотизму.              

Умение работать с учебником, выделять главное

Словарный диктант         

 

7.2 стр. 131-139 практикум стр. 139

 

 

23

Правила поведения при угрозе террористического акта

беседа

Правила поведения при возможной опасности взрыва,   захвата в заложники, нападения с целью похищения, при захвате самолета

 

Практическая работа

8.1 стр. 140-150 практикум стр.150

 

 

24

Профилактика наркозависимости.  

           

 

Лекция

 

Умение анализировать и делать выводы

Устный опрос

8.2 стр. 151-156 практикум стр. 157

 

 

25

Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность       

 

Лекция

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.   

Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья

Умение анализировать и делать выводы         

 

Контрольная работа

           

 

9.1 стр. 160-167 практикум стр.167

 

 

26

Здоровый образ жизни и его составляющие.         

           

 

           

 

Лекция

ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.

Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация           

Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой

Умение анализировать и делать выводы         

 

Устный опрос

9.2 стр.168-173 практикум стр. 174

 

 

27

 

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

Беседа

Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие           

 

 

зачет  

 

9.3 стр.175-181 практикум стр.181

 

 

28

Ранние половые связи и их последствия.    

 

Лекция

 

 

Словарный диктант         

 

10.1 стр. 182- 188 вопросы стр. 189

 

 

29

Инфекции, передаваемые половым путем.       

           

 

Беседа, сам.раб

Инфекции, передаваемые половым путем.

 

Умение работать с учебником, выделять главное

Устный опрос

10.2 стр. 189-191 практикум стр.192

 

 

30

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе           

           

 

Лекция

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе           

 

Умение анализировать и делать выводы         

 

Тест   

 

10.3 стр. 192-194

Вопросы стр. 194

 

 

31

Брак и семья

Беседа

Роль семьи в формировании ЗОЖ           

Основные положении семейного кодекса  

 

Умение анализировать и делать выводы         

 

Устный опрос

11.1 стр. 195-199 практикум стр. 199

 

 

32

Семья и здоровый образ жизни человека           

           

Лекция

Основные положении семейного кодекса

 

Фронтальный опрос 

 

11.2 стр.199-201 вопросы стр. 201

 

 

33

Основы семейного права в Российской Федерации.

 

Лекция

Условия и порядок заключения брака

Знание основных понятий        

           

Устный опрос

11.3 стр. 201-205 практикум стр. 206

 

 

34

Первая медицинская помощь при массовых поражениях  

Первая медицинская помощь при массовых поражениях  

Лекция          

 

 

Умение работать с учебником, выделять главное

Практическая работа

12.1 стр. 208-210 практикум стр. 210

 

 

35

Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.

 

 

Сам.раб

 

Знание основных понятий        

 

Контрольная работа

12.2 стр. 210-211 практикум стр. 211

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Темы для контрольного тестирования:

1. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и во­енного времени.

3. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.

4. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.

5. Факторы, разрушающие репродуктивное здоро­вье.

6. Основы семейного права в Российской Федера­ции.

Темы практических работ:

  1. 1.Расчеты по эвакуации населения из зон поражения.
  2. 2.Правила оказания первой помощи.

Темы самостоятельных работ:

1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Причины возникновения, их последствия и способы защиты населения.

2. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Контрольные тесты:

ВАРИАНТ 1

1. Что такое авария?

2. Перечисли все ЧС природного характера.

3. Как классифицируется местная ЧС по масштабам?

ВАРИАНТ 2

1. Что такое катастрофа?

2. Перечисли все ЧС техногенного характера?

3. Как классифицируется местная ЧС по тяжести последствий?

ВАРИАНТ 3

1. Что такое чрезвычайная ситуация?

2. Перечисли все ЧС социального характера.

3. Перечисли классификацию ЧС по масштабам и тяжести последствий.

ВАРИАНТ 1

1. Назови основной законодательный документ, определяющий защиту населения от ЧС.

2. Перечисли все подсистемы РСЧС.

3. Перечисли основные задачи ГО.

ВАРИАНТ 2

1. Для чего предназначена РСЧС?

2. Что входит в состав сил ГО?

3. Перечисли обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.

ВАРИАНТ 3

1. Что входит в состав сил РСЧС?

2. Что представляет ГО?

3. Перечисли основные задачи РСЧС.

ВАРИАНТ 1

1. Дайте определение Эвакуации населения.

2. Перечисли действия, выполняемые по сигналу «Внимание всем!».

ВАРИАНТ 2

1. Дайте определение Оповещению населения.

2. Перечисли действия, выполняемые при эвакуации.

ВАРИАНТ 3

1. Дайте определение аварийно-спасательных работ.

2. Перечисли действия, выполняемые при сигнале «Химическая тревога!».

ВАРИАНТ 1

1. Дайте определение терроризму.

2. Перечисли принципы борьбы с терроризмом.

3. Вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться самодельным взрывным устройством. Ваши действия?

ВАРИАНТ 2

1. Какие мероприятия осуществляются в системе борьбы с терроризмом?

2. Что относится к террористической деятельности?

3. Вы попали в перестрелку на улице. Ваши действия?

ВАРИАНТ 3

1. Как классифицируется терроризм по преследуемым целям?

2. Перечисли все способы осуществления теракта?

3. Вы оказались в заложниках. Ваши действия?

ВАРИАНТ 4

1. Перечисли законодательные документы РФ, определяющие борьбу с терроризмом.

2. Перечисли структуры и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом в России.

3. Вы заложник, началась операция по освобождению. Ваши действия


Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий

Название сайта

Электронный адрес

Совет безопасности РФ

http://www.scrf.gov.ru

Министерство внутренних дел РФ

http://www.mvd.ru

МЧС России

http://www.emercom.gov.ru

Министерство здравоохранения и соцразвития РФ

http://www.minzdrav-rf.ru

Министерство обороны РФ

http://www.mil.ru

Министерство образования и науки РФ

http://mon.gov.ru/

Министерство природных ресурсов РФ

http://www.mnr.gov.ru

Федеральная служба железнодорожных войск РФ

http://www.fsgv.ru

Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm

Федеральная пограничная служба

http://www.fps.gov.ru

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

http://www.gan.ru

Русский образовательный портал

http://www.gov.ed.ru

Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

http://www.beluno.ru

Белгородский региональный институт ПКППС

http://ipkps.bsu.edu.ru/

Академия повышения квалификации работников образования

http://www.apkro.ru

Федеральный российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.km.ru

Образовательный портал «Учеба»

http://www.uroki.ru

Журнал «Курьер образования»

http://www.courier.com.ru

Журнал «Вестник образования»

http://www.vestnik.edu.ru

Издательский дом «Профкнига»

http://www.profkniga.ru

Издательский дом «1 сентября»

http://www.1september.ru

Издательский дом «Армпресс»

http://www.armpress.info

Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)

http://festival.1september.ru

Энциклопедия безопасности

http://www.opasno.net

Личная безопасность

http://personal-safety.redut-7.ru

Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru

«Мой компас» (безопасность ребёнка)

 

http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det

Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России

http://www.school-obz.org/topics/bzd/bzd.html

Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности)

http://www.econavt-catalog.ru

Портал Всероссийской олимпиады школьников

http://rusolymp.ru/

Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности

http://www.alleng.ru/edu/saf.htm

Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности жизнедеятельности

http://www.bezopasnost.edu66.ru

Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях

http:// www.hardtime.ru

 

Сайт обновлен 18 сентября 2020г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru