Пояснительная записка
Основанием для составления рабочей программы является:
- Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по ОБЖ, утвержден приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
- Закон Российской Федерации «Об Образовании» (статья7)
- Программа общеобразовательных учреждений под редакцией А.Т. Смирнова (Просвещение 2010 г)
- Учебный план МАОУ «Тохтуевская СОШ» на 2013-2014 учебный год.
Количество часов в неделю – 1 час, всего за год – 35.
Цели и задачи курса
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать средства индивидуальной защиты и средства коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Механизмы формирования ключевых компетенций у учащихся
Формирование учебно-познавательных компетенций через обучение:
— постановке целей и организации её достижения;
— организации планирования, проведения анализа, рефлексии, самооценке своей учебно-познавательной деятельности;
— постановке познавательных задач и выдвижение гипотезы; использованию элементов вероятностных и статистических методов познания; умению описывать результаты, умению формулировать выводы.
Формирование коммуникативных компетенций через обучение:
— разным видам речевой деятельности (монолог, диалог, выступление);
— способам совместной деятельности в группе, приемам действий в ситуациях общения.
Формирование информационных компетенций через обучение:
— навыкам работы с различными источниками информации: книгами, журналами, справочниками, энциклопедиями, Интернет;
— самостоятельному поиску, извлечению, систематизации, анализу и отбору необходимой информации для разработки памяток.
Планируемые результаты:
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик
должен знать:
♦ потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
♦ основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасностипри активном отдыхе в природных условиях;
♦ законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организацииборьбы с терроризмом
♦ наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
♦ основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
♦ правила поведения при угрозе террористического акта;
♦ государственную политику противодействия наркотизму;
♦основные меры по профилактике наркомании.
долженуметь:
♦ предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
♦ принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
♦ действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
♦ пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
♦ оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны уметь применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
♦ активного отдыха в природных условиях;
♦ оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
♦ соблюдения норм здорового образа жизни.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков
Все тестовые задания оцениваются:
— правильный ответ – 1 балл;
— отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» — менее 25% правильных ответов.
«3» — от 25% до 50% правильных ответов.
«4» — от 50% до 75% правильных ответов.
«5» — от 75% и более правильных ответов.
Оценка устных ответов обучающегося:
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или выкладках, которые обучающийся легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если: он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие общего содержания ответа;
• допущены один или два недочета при освещении содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
• допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиям к математической подготовки обучающегося»);
• имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, исправленные после нескольких вопросов;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
• не раскрыто основное содержание учебного материала;
• обнаружено незнание или непонимание обучающимся большей или наибольшей части материала;
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс
№
п/п
|
Тема урока
|
Тип
урока
|
Требования к уровню подготовки обучающихся
|
Вид
контроля,
измерители
|
Элементы дополнительного (необязательного) содержания
|
Домашнее задание
|
Дата проведения
|
план.
|
факт.
|
1
|
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия
|
Урок изучение и первичного закрепления новых знаний
|
Знать причины и последствия пожаров. Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной
безопасности
|
Решение ситуационных задач
|
Цели и задачи курса ОБЖ в текущем году. Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного характера
|
§ 1.1
|
|
|
2
|
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения
|
Комбинированный урок
|
Знать основные мероприятия ГО по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций.
|
Фронтальный опрос.
|
|
§ 1.2
|
|
|
3
|
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.
|
Комбинированный урок
|
Знать правила безопасного поведения
|
Тест
|
|
§ 1.3
|
|
|
4
|
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
|
Комбинированный урок
|
Характеризовать причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
|
|
§ 2.1
|
|
|
5
|
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров
|
Комбинированный урок
|
Знать обязанности пешеходов и пассажиров
|
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
|
|
§ 2.2
|
|
|
6
|
Велосипедист – водитель транспортного средства
|
Комбинированный урок
|
знать правила безопасного поведения велосипедиста.
Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности
|
Тест
|
|
§ 2.3
|
|
|
7
|
Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях
|
Комбинированный урок
|
Знать как себя вести на водоёмах в различных местах
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 3.1
|
|
|
8
|
Безопасный отдых на водоёмах
|
Комбинированный урок
|
Знать правила безопасного поведения
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 3.2
|
26.10
|
|
9
|
Оказание помощи терпящим бедствие на воде
|
Комбинированный урок
|
Знать, как оказывать помощь терпящим бедствие на воде
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 3.3
|
|
|
10
|
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
|
Комбинированный урок
|
Знать негативные факторы.
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 4.1
|
|
|
11
|
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
|
Комбинированный урок
|
Знать правила безопасного поведения
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 4.2
|
|
|
12
|
Контроль знаний по теме «Личная безопасность в повседневной жизни»
|
|
|
Контрольная работа
|
|
|
|
|
13
|
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
Комбинированный урок
|
Уметь приводить примеры промышленных аварий и катастроф, потенциально опасных объектов.
Использовать приобретённые знания в повседневной жизни для обеспеченияличной безопасности
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 5.1
|
|
|
14
|
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия
|
Комбинированный урок
|
Знать правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 5.2
|
|
|
15
|
Обеспечение радиационной безопасности населения
|
Комбинированный урок
|
Иметь представление о радиационной защите населения.
Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.
|
Практическая работа.
правила безопасного поведения при радиационных авариях(15 мин.)
|
|
§ 5.3
|
|
|
16
|
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
|
Комбинированный урок
|
Знать правила безопасного поведения при химических авариях.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 5.4
|
|
|
17
|
Обеспечение химической защиты населения
|
Комбинированный урок
|
Знать об организации защиты населения.Иметь представление о химической защите населения.
Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.
|
Практическая работа. (15 мин.)
правила безопасного поведения при наводнениях.
|
|
§ 5.5 — §5.7
|
|
|
18
|
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия
|
Комбинированный урок
|
Знать правила безопасного поведения при химических авариях.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 5.8
|
|
|
19
|
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях
|
Комбинированный урок
|
Знать правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.
Уметь предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления.
|
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
|
|
§5.9
|
|
|
20
|
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
|
Комбинированный урок
|
Знать способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населённых пунктах и на промышленных предприятиях
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 6.1
|
|
|
21
|
Эвакуация населения
|
Комбинированный урок
|
Знать об обязанностях и правилах поведения людей при эвакуации.
Уметь комплектовать минимально необходимый набор вещей в случае эвакуации населения.
Использовать полученные знания и умения для обеспечения личной безопасности
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
|
Правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС
|
§ 6.2 Составить па мятку «Правила поведения учащихся при получении сигнала о ЧС»
|
|
|
22
|
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
Комбинированный урок
|
Иметь представление об инженерной защите населения.
Использовать полученные знания для обеспечения личной безопасности.
|
Контрольная работа по разделу «ЧС техногенного характера»
|
|
§ 6.3
|
|
|
23
|
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека
|
Комбинированный урок
|
Знать об основах здорового образа жизни, факторах, укрепляющих и разрушающих здоровье.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
|
|
§ 7.1
|
|
|
24
|
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность
|
Комбинированный урок
|
Знать определения что такое: Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
|
|
§ 7.2
|
|
|
25
|
Репродуктивное здоровье – составляющая здоровья человека и общества
|
Комбинированный урок
|
Знать о репродуктивном здоровье.
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 7.3
|
|
|
26
|
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
|
Комбинированный урок
|
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
|
|
§ 7.4
|
|
|
27
|
Здоровый образ жизни и профилактика основных не инфекционных заболеваний
|
Комбинированный урок
|
Использовать полученные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
|
|
§ 7.5
|
|
|
28
|
Вредные привычки и их влияние на здоровье
|
Комбинированный урок
|
Приводить примеры вредных привычек, факторов, разрушающих здоровье. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 7.6
|
|
|
29
|
Профилактика вредных привычек
|
Комбинированный урок
|
Знать о профилактике вредных привычек.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
|
|
§ 7.7
|
|
|
30
|
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности
|
Комбинированный урок
|
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для ведения здорового образа жизни.
|
Тест
|
|
§ 7.8
|
|
|
31
|
Первая медицинская помощь пострадавшим и её значение
|
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
|
Знать общие правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для оказания первой медицинской помощи.
|
Решение ситуационных задач
|
|
§ 8.1
|
|
|
32
|
Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами
|
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
|
Знать правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
Владеть навыками оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
Практич. занятие (15 мин)
|
|
§ 8.2
|
|
|
33
|
Первая медицинская помощь при травмах
|
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
|
Знать наиболее характерные травмы. Правила оказания помощи при травмах
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
Практич. занятие (15 мин)
|
|
§ 8.3
|
|
|
34
|
Первая медицинская помощь при утоплении
|
Урок комплексного применения ЗУН учащимися
|
Знать правила оказания первой медицинской помощи при утоплении.
Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
|
Фронтальный опрос,
Индивидуальный опрос
Практич. занятие (15 мин)
|
|
§ 8.4
|
|
|
35
|
Контроль знаний за курс «Основы безопасности жизнедеятельности»
|
Урок проверки знаний
|
|
Контрольная работа
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫДЛЯ 8 КЛАССА
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа)
Раздел I. Основы комплексной безопасности (15 часов)
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
— Пожарная безопасность
Пожары в жилых и общественных зданиях, причины их возникновения и возможные последствия. Влияние человеческого фактора на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
— Безопасность на дорогах
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
— Безопасность на водоёмах
Особенности состояния водоёмов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Само — и взаимопомощь терпящих бедствие на воде.
— Экология и безопасность
Загрязнение окружающей природной среды. Понятия о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
— Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Общие понятия о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно-опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах, на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуациях. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Эвакуация населения. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)
Раздел III. Основы здорового образа жизни (8 часов)
— Здоровый образ жизни и его составляющие
Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствования его физических и духовных качеств. Психологическая уравновешенность и её значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
— Вредные привычки и их влияние на здоровье
Основные вредные привычки. Курение, влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих. Употребление алкоголя и его влияние на умственное и физическое развитие человека. Наркомания и её отрицательные последствия для здоровья человека. Профилактика вредных привычек.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4 часа)
— Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Первая медицинская помощь при отравлениях аварийно-химическиопасными веществами. Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции лёгких и непрямого массажа сердца.
Тематический план 8 класс
№ модуля, раздела, темы
|
Наименование модулей, разделов, тем
|
Количество часов
|
Модуль-1
|
Основы безопасности личности, общества и государства
|
23
|
Раздел-1
|
Основы комплексной безопасности
|
16
|
Тема 1
|
Пожарная безопасность
|
3
|
Тема 2
|
Безопасность на дорогах
|
3
|
Тема 3
|
Безопасность на водоемах
|
3
|
Тема 4
|
Экология и безопасность
|
2
|
Тема 5
|
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия
|
5
|
Pаздел—2
|
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
|
7
|
Тема 5
|
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения
|
4
|
Тема 6
|
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
|
3
|
|
Итоговое задание
|
|
Модуль-2
|
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
|
12
|
Раздел-3
|
Основы здорового образа жизни
|
8
|
Тема 7
|
Здоровый образ жизни и его составляющие
|
8
|
Pаздел—4
|
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
|
4
|
Тема 8
|
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
|
4
|
|
Итоговое задание
|
|
|
Всего часов
|
35
|
Тематический план 9 класс
№ модуля, раздела,
темы
|
Наименованиемодуля, раздела, темы
|
Количество
часов
|
|
|
Модуль — I
|
Основы безопасности личности, общества и государства
|
24
|
|
Раздел — I
|
Основы комплексной безопасности
|
12
|
|
Тема 1
|
Национальная безопасность России в современном мире
|
4
|
|
Тема 2
|
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России
|
3
|
|
Тема 3
|
Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России
|
3
|
|
Тема 4
|
Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
|
2
|
|
Раздел — II
|
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
|
12
|
|
Тема 5
|
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени
|
3
|
|
Тема 6
|
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени
|
5
|
|
Тема 7
|
Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации
|
4
|
|
Mодуль — II
|
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
|
10
|
|
Раздел — III
|
Основы здорового образа жизни
|
8
|
|
Тема 8
|
Основыздоровогообразажизни
|
3
|
|
Тема 9
|
Факторы, разрушающиерепродуктивноездоровье
|
2
|
|
Тема 10
|
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
|
3
|
|
Раздел- IV
|
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи
|
2
|
|
Тема 11
|
Оказаниепервоймедицинскойпомощи
|
2
|
|
Всегочасов:
|
35
|
|
Содержание программы
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире
Россия в мировом сообществе. Страны и организации в современном мире, с которыми Россия успешно сотрудничает. Значение для России сотрудничества со странами СНГ. Роль молодого поколения России в развитии нашей страны.
Национальные интересы России в современном мире и их содержание. Степень влияния каждого человека на национальную безопасность России.
Основные угрозы национальным интересам России, влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.
Значение формирования общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности для обеспечения национальной безопасности России.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и национальная безопасность России
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения. Классификация чрезвычайных ситуаций, основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия чрезвычайных ситуаций для жизнедеятельности человека.
Чрезвычайные ситуации природного характера, их причины и последствия.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, их причины и последствия.
Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера и национальная безопасность России
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
Тема 4. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Правила поведения при угрозе террористического акта.
Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.
Наркобизнес как разновидность проявления международного терроризма.
Тема 5. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные задачи, решаемые РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. Основные факторы, определяющие развитие гражданской обороны в настоящее время.
МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Роль МЧС России в формировании культуры в области безопасности жизнедеятельности населения страны.
Тема 6. Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Централизованная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; единая дежурно-диспетчерская служба на базе телефона 01. Создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Эвакуация населения. Классификация мероприятий по эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. Экстренная эвакуация; рассредоточение персонала объектов экономики из категорированных городов Заблаговременные мероприятия, проводимые человеком при подготовке к эвакуации.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Тема 7. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в РФ
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
Подразделение терроризма по видам в зависимости от целей, которые преследуют преступники. Международный терроризм и его основные особенности.
Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом. Основные задачи гражданской обороны по защите населения от террористических актов.
Система борьбы с терроризмом. Существующие в мировой практике формы борьбы с терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции. Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности. Правила поведения при угрозе террористического акта.
Государственная политика противодействия распространению наркомании. Основные меры, принимаемые в России для борьбы с наркоманией. Наказания, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, за сбыт наркотических средств и за склонение к потреблению наркотических средств. Профилактика наркомании.
Тема 8. Основы здорового образа жизни
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Основные факторы, оказывающие существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль здорового образа жизни в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
Тема 9. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
Ранние половые связи и их последствия.
Инфекции, передаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.
Тема 10. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья
Брак и семья Роль семьи в воспроизводстве населения страны. Основные функции семьи Влияние культуры общения мужчины и женщины на создание благополучной семьи
Семья и здоровый образ жизни человека. Роль семьи в формировании здорового образа жизни. Основные положения Семейного кодекса РФ.
Тема 11. Основы первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при массовых поражениях.
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
КАЛЕНДАРНО — ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс
№ п/п
|
Тема урока
|
Тип, форма урока
|
Содержание
|
ЗУ и Н
|
Форма контроля
|
Домашнее
задание
|
Дата проведения
|
план
|
факт
|
1
|
Современный мир и Россия.
|
лекция
|
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Устный опрос
|
1.1 стр.8 -13 практикум
|
|
|
2
|
Национальные интересы России в современном мире.
|
лекция
|
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Устный опрос
|
1.2 стр.14 -17
практикум
|
|
|
3
|
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
|
лекция
|
Основные угрозы национальным интересам и безопасности Росси
Влияние определенного поведения каждого человека на национальную безопасность России.
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Устный опрос
|
1.3 стр.17 -22 вопросы стр.22
|
|
|
|
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность
|
комбинирован
|
Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Словарный диктант
|
1.4 стр. 22 -27 практикум стр.28
|
|
|
5
|
Чрезвычайные ситуации и их классификация.
|
Лекция
|
Классификация Ч.С., основные причины увеличения их числа. Масштабы и последствия Ч.С. для жизнедеятельности человека
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Тест
|
2.1 стр. 29 –практикум стр.37
|
|
|
6
|
Ч.С. природного характера, и их последствия.
|
Беседа,
|
Ч.С. природного характера, их причины и последствия.
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Устный опрос
|
2.2 стр. 38 -42 практикум стр. 43
|
|
|
7
|
Ч.С.техногенного характера и их причины
|
Лекция
|
Ч.С.техногенного характера их причина и последствия
Классификация Ч.С., основные причины
|
|
зачет
|
2.3 стр. 43 – 47, практикум стр. 48
|
|
|
8
|
Угроза военной безопасности России
|
Лекция
|
Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России Роль Вооруженных Сил России в обеспечении национальной безопасности страны.
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Устный опрос
|
2.4 стр. 48-52, практикум стр. 52
|
|
|
9
|
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
|
Лекция
|
Основные задачи. Решаемые РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Контрольная работа
|
3.1 стр. 54 – 60 вопросы стр. 61
|
|
|
10
|
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.
|
Лекция
|
Основные факторы, определяющие развитие ГО в настоящее время.
|
|
Устный опрос
|
3.2 стр. 61-67 практикум стр. 68
|
|
|
11
|
МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
|
Лекция
|
Основные задачи , полномочия МЧС России. Приоритетные направления деятельности МЧС
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Тест
|
3.3 стр. 68-74, практикум стр. 75
|
|
|
12
|
Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
|
Лекция
|
Основное предназначение проведения системы мониторинга и прогнозирования ЧС
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Устный опрос
|
4.1 стр. 76-79 задание стр. 77
|
|
|
13
|
Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
|
комбин
|
Инженерная защита населения и территорий от ЧС
|
|
|
4.2 стр 80-84 практикум стр. 85
|
|
|
14
|
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций
|
комбин
|
Централизованна система оповещения населения о ЧС, единая дежурно- диспетчерская служба на базе телефона 01.создание локальных и автоматизированных систем оповещения.
Система оповещение, Сигнал «Внимание всем»
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Устный опрос
|
4.3 стр. 85 – 90 практикум стр. 91
|
|
|
15
|
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
|
комбин
|
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Устный опрос
|
4.4 стр.91 – 94 практикум стр. 94
|
|
|
16
|
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России
|
комбин
|
Особенности современной террористической деятельности. Меры, предусмотренные РФ по противодействию терроризму
|
|
|
5.1 стр.96- 101 практикум стр.102
|
|
|
17
|
Виды террористической деятельности и террористических акций, их цели и способы осуществления.
|
Лекция
|
Виды террористических акций, их цели и способы осуществления.
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Зачет
|
5.2 стр. 102-108 вопросы стр. 108
|
|
|
18
|
Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстримизму.
|
Беседа,
|
Основные органы федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Устный опрос
|
6.1 стр. 109 -114 вопросы стр 115
|
|
|
19
|
Общегосударственное противодействие терроризму
|
Лекция
|
Основные задачи ГО по защите населения от террористических актов
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Устный опрос
|
6.2 стр115 — 121
|
|
|
20
|
Нормативно-правовая база противодействия терроризму
|
Лекция
|
Наркотизм. Стратегия государственной антинаркотической политики РФ.Уголовная ответственность, предусмотренная за участие в террористической деятельности
|
|
Устный опрос
|
6.3 стр.121-126
|
|
|
21
|
Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации
|
Лекция
|
Существующие в мировой практике формы борьбы терроризмом. Организация информирования населения о террористической акции
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Тест
|
7.1 стр.127-130 практикум стр. 131
|
|
|
22
|
Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
|
лекция
|
Основные меры борьбы наркоманией.Наказание, принимаемые в России для борьбы с наркоманией
Государственная политика противодействия наркотизму.
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Словарный диктант
|
7.2 стр. 131-139 практикум стр. 139
|
|
|
23
|
Правила поведения при угрозе террористического акта
|
беседа
|
Правила поведения при возможной опасности взрыва, захвата в заложники, нападения с целью похищения, при захвате самолета
|
|
Практическая работа
|
8.1 стр. 140-150 практикум стр.150
|
|
|
24
|
Профилактика наркозависимости.
|
Лекция
|
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Устный опрос
|
8.2 стр. 151-156 практикум стр. 157
|
|
|
25
|
Здоровье человека как индивидуальная так и общественная ценность
|
Лекция
|
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Определение, данное здоровью в Уставе ВОЗ. Основные факторы, оказывающее существенное влияние на здоровье человека. Взаимосвязь, существующая между духовной, физической, и социальной составляющими здоровья человека.
Здоровье, ЗОЖ, факторы, определяющие состояние индивидуального здоровья
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Контрольная работа
|
9.1 стр. 160-167 практикум стр.167
|
|
|
26
|
Здоровый образ жизни и его составляющие.
|
Лекция
|
ЗОЖ и его составляющие. Роль ЗОЖ в формировании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Физическое здоровье, гигиены, изменения в подростковом возрасте, духовное здоровье, акселерация
Отрабатывать навыки личной гигиены, занятие физкультурой
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Устный опрос
|
9.2 стр.168-173 практикум стр. 174
|
|
|
27
|
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России
|
Беседа
|
Укреплять здоровье, восстанавливать душевное равновесие
|
|
зачет
|
9.3 стр.175-181 практикум стр.181
|
|
|
28
|
Ранние половые связи и их последствия.
|
Лекция
|
|
|
Словарный диктант
|
10.1 стр. 182- 188 вопросы стр. 189
|
|
|
29
|
Инфекции, передаваемые половым путем.
|
Беседа, сам.раб
|
Инфекции, передаваемые половым путем.
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Устный опрос
|
10.2 стр. 189-191 практикум стр.192
|
|
|
30
|
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе
|
Лекция
|
Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Тест
|
10.3 стр. 192-194
Вопросы стр. 194
|
|
|
31
|
Брак и семья
|
Беседа
|
Роль семьи в формировании ЗОЖ
Основные положении семейного кодекса
|
Умение анализировать и делать выводы
|
Устный опрос
|
11.1 стр. 195-199 практикум стр. 199
|
|
|
32
|
Семья и здоровый образ жизни человека
|
Лекция
|
Основные положении семейного кодекса
|
|
Фронтальный опрос
|
11.2 стр.199-201 вопросы стр. 201
|
|
|
33
|
Основы семейного права в Российской Федерации.
|
Лекция
|
Условия и порядок заключения брака
|
Знание основных понятий
|
Устный опрос
|
11.3 стр. 201-205 практикум стр. 206
|
|
|
34
|
Первая медицинская помощь при массовых поражениях
Первая медицинская помощь при массовых поражениях
|
Лекция
|
|
Умение работать с учебником, выделять главное
|
Практическая работа
|
12.1 стр. 208-210 практикум стр. 210
|
|
|
35
|
Первая медицинская помощь при передозировке при приеме психоактивных веществ.
|
Сам.раб
|
|
Знание основных понятий
|
Контрольная работа
|
12.2 стр. 210-211 практикум стр. 211
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темы для контрольного тестирования:
1. Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.
2. Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
3. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
4. Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом.
5. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
6. Основы семейного права в Российской Федерации.
Темы практических работ:
- 1.Расчеты по эвакуации населения из зон поражения.
- 2.Правила оказания первой помощи.
Темы самостоятельных работ:
1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Причины возникновения, их последствия и способы защиты населения.
2. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Контрольные тесты:
ВАРИАНТ 1
1. Что такое авария?
2. Перечисли все ЧС природного характера.
3. Как классифицируется местная ЧС по масштабам?
ВАРИАНТ 2
1. Что такое катастрофа?
2. Перечисли все ЧС техногенного характера?
3. Как классифицируется местная ЧС по тяжести последствий?
ВАРИАНТ 3
1. Что такое чрезвычайная ситуация?
2. Перечисли все ЧС социального характера.
3. Перечисли классификацию ЧС по масштабам и тяжести последствий.
ВАРИАНТ 1
1. Назови основной законодательный документ, определяющий защиту населения от ЧС.
2. Перечисли все подсистемы РСЧС.
3. Перечисли основные задачи ГО.
ВАРИАНТ 2
1. Для чего предназначена РСЧС?
2. Что входит в состав сил ГО?
3. Перечисли обязанности граждан РФ в области защиты от ЧС.
ВАРИАНТ 3
1. Что входит в состав сил РСЧС?
2. Что представляет ГО?
3. Перечисли основные задачи РСЧС.
ВАРИАНТ 1
1. Дайте определение Эвакуации населения.
2. Перечисли действия, выполняемые по сигналу «Внимание всем!».
ВАРИАНТ 2
1. Дайте определение Оповещению населения.
2. Перечисли действия, выполняемые при эвакуации.
ВАРИАНТ 3
1. Дайте определение аварийно-спасательных работ.
2. Перечисли действия, выполняемые при сигнале «Химическая тревога!».
ВАРИАНТ 1
1. Дайте определение терроризму.
2. Перечисли принципы борьбы с терроризмом.
3. Вы обнаружили подозрительный предмет, который может оказаться самодельным взрывным устройством. Ваши действия?
ВАРИАНТ 2
1. Какие мероприятия осуществляются в системе борьбы с терроризмом?
2. Что относится к террористической деятельности?
3. Вы попали в перестрелку на улице. Ваши действия?
ВАРИАНТ 3
1. Как классифицируется терроризм по преследуемым целям?
2. Перечисли все способы осуществления теракта?
3. Вы оказались в заложниках. Ваши действия?
ВАРИАНТ 4
1. Перечисли законодательные документы РФ, определяющие борьбу с терроризмом.
2. Перечисли структуры и ведомства, осуществляющие борьбу с терроризмом в России.
3. Вы заложник, началась операция по освобождению. Ваши действия