Версия для слабовидящих
 

«Сегодня перебежим на красный, но вообще ты так не делай»

11.08.2020

14 ошибок взрослых, которые учат детей правилам безопасности

Всем родителям очень хочется, чтобы ребенок всегда придерживался правил безопасности. Но, обучая его им, мы иногда сами невольно делаем так, что он их не запоминает, не воспринимает всерьез, не помнит. Рассказываем о типичных ошибках и о том, как их избежать.

1. Бесполезно требовать выполнения правила, которое вы у него на глазах нарушаете.
Классический пример – бабушка, которая бежит через дорогу в неположенном месте с ребенком и на ходу говорит ему: «Мы с тобой сейчас делаем неправильно, никогда так не делай». Излишне повторять, что воспитываем мы не словами, а личным примером. Правила безопасности – это то, что выполняется неукоснительно в любой ситуации, и никаких «вообще так нельзя, но мы спешим», «это опасно, но мы осторожно» быть не должно, потому что в другой ситуации ребенок тоже придумает себе оправдание.

Еще один частный случай такого нарушения на глазах у ребенка – «мне можно, а тебе нет, потому что ты еще маленький». Это обидно слышать человеку любого возраста, особенно такому, который хочет уже считать себя большим.

2. Не надо делать из правил безопасности скучную обязаловку.
Нет ничего более скучного и бессмысленного, чем занудная лекция на тему «Правила безопасности». А ведь это интересно, это про настоящую реальную жизнь, которая окружает ребенка, – поэтому лучше рассказывать ему все это, когда вы можете оказаться в описываемой ситуации (например, когда вы едете на вокзал или идете в лес), или сочинять с ним вместе сказки и истории.

Еще один отличный способ изучать вместе правила безопасности – рассказы из вашего собственного детства (дети это обожают), из детства бабушек и дедушек, истории о том, что произошло, что могло произойти, с совместным обсуждением того, что вы делали правильно, а что нет. Ищите детские книжки, карточки, мультфильмы, которые помогут детям в «легкоусвояемой» форме познакомиться с этой темой.

3. Нельзя пугать ребенка тем, что для него непонятно.
Бесполезно объяснять трехлетнему ребенку, что электричество может его убить насмерть – это для него абстрактная угроза, а вот «больно» ему уже хорошо понятно. Также бессмысленно и даже вредно объяснять малышу, что от него надо педофилу.

4. Опасно только пугать, не объясняя, как этого избежать.
Однажды в эфир на радио, где у нас с ведущим был разговор о детской безопасности, позвонил радиослушатель и сказал, что в их семье проблема ухода пятилетнего ребенка с незнакомым человеком решена полностью и окончательно. «Мы просто объяснили ему, что если он уйдет с кем-нибудь, – поделился слушатель, – то ему отрежут ножки, ручки, выколют глазки… и все, с тех пор никуда ни на шаг не отходит, с незнакомыми не разговаривает».

Да, возможно, результат достигнут, но тут как раз тот редкий случай, когда побочный эффект – фобии, энурез, ночные кошмары – перевешивает положительный. Рассказывая ребенку о том, как опасен мир, в котором он живет, вы его невротизируете и рискуете получить серьезные проблемы, причем как прямо сейчас, так и в отдаленном будущем.

Если вы говорите об опасности, обязательно объясняйте, как ее избежать.
Например: уходить с незнакомым опасно (маленькому ребенку достаточно услышать, что он может никогда не увидеть маму и папу, не надо ему в красках пересказывать сценарий фильма ужасов), но если незнакомый человек обращается к тебе, ты можешь ему сказать то-то и то-то, ты можешь уйти и позвать нас; в толпе можно потеряться, но чтобы это не случилось, надо: одеваться ярко, все время держать своих взрослых за руку, если упустил их из виду, оставаться на месте, громко звать родителей, никуда ни с кем не уходить и обращаться за помощью к полицейскому, человеку с ребенком и тому, кто здесь работает, и так далее.

5. Не следует давать ребенку противоречивую информацию.
Если мама говорит одно, а бабушка другое, если папа не разрешает ходить по льду, а няня говорит: «Да ладно, сто раз ходили, и ничего», если мама строга в отношении игр с проводами, а папа не обращает на это внимания, не стоит ожидать того, что ребенок усвоит правила. Если у вас с другими значимыми для ребенка взрослыми очевидные разночтения в этом, сядьте и проговорите вместе, чему и как вы учите ребенка.

6. Нельзя перекладывать ответственность за безопасность на ребенка и требовать от него разумности не по возрасту.
До 18 лет по закону ответственность за безопасность детей несут родители. Чем старше ребенок, тем слабее контроль родителей, тем больше они доверяют ему в вопросах обеспечения безопасности, однако странно ждать от малышей, чтобы они понимали опасность льда, открытого окна, высоты или – еще того хуже – обеспечивали безопасность более маленьких детей.

Часто можно слышать от родителей: «Как тебе только это в голову пришло?! Ты же мог упасть (попасть под поезд, обжечься, сломать себе что-нибудь и т. д.)! Ты же вроде уже большой…» – раз пришло, значит, не очень большой, значит, вы переоценили его разумность и ответственность.

Мало у кого не было в жизни ситуаций, когда «взрослый и разумный» ребенок делал вдруг такое, что все окружающие только развели руками. «Разумность» доказывается множественными эпизодами, когда он действительно повел себя так, как было наиболее правильно, под контролем родителей.

7. Не стоит недооценивать те опасности, которые статистически наиболее вероятны.
Проезжая часть, лед, водоем, открытое окно, люки, лес, заброшенные здания, свалки, железная дорога – все это не менее опасно, чем незнакомые люди, предлагающие прокатиться на машине. И здесь, кстати, мы можем показывать ребенку пример того, как мы сами к этому серьезно относимся – не только говорим с ним о том, что это опасно, но и делаем что-то, чтобы его обезопасить: звоним в соответствующие службы, когда видим открытый люк, пишем в разные инстанции, требуя сделать регулируемый переход возле школы, нашиваем на одежду – и себе тоже – светоотражающие нашивки или надеваем браслеты и брелоки-фликеры, тщательно собираемся в лес.

8. Бессмысленно проговорить один раз правила безопасности и решить, что ребенок их теперь знает.
Конечно, знает… в ближайшие 15 минут. Спросите его через пару дней о том, что он помнит, – возможно, результат вас удивит. Для того чтобы он все-таки помнил о том, что можно и нельзя делать и как избегать опасностей, время от времени возвращайтесь к этой теме. Регулярно между делом уточняйте, когда куда-то идете вместе, что он будет делать, если потеряется, к кому обратится за помощью, помнит ли ваш телефон.

9. Нельзя делать из правил безопасности рутинные запреты в ряду множества других.
Если у ребенка зарегламентирован каждый его шаг, если в его жизни множество «нельзя», высока вероятность того, что правила, исполнение которых жизненно важно, будут для него равноценны запрету, скажем, трогать мамину косметику. Правила безопасности должны быть в приоритете, и ребенок должен знать, что их нарушение – это самый тяжелый проступок, который он может совершить, а не событие того же уровня, что и драка с мальчиком из сада, двойка за контрольную или рассыпанная мамина пудра.

10. Не стоит давать информацию не по возрасту.
Ребенку в 5 лет совершенно не обязательно знать, с какой целью его может кто-то куда-то заманивать – более того, он неизбежно воспримет эту совершенно ему не понятную информацию по-своему, скорее всего, очень причудливо. Об этом можно говорить, и очень аккуратно, позднее, когда ребенок уже знает об отношениях между полами, о том, что это то, что касается взрослых, и то, что не делают с детьми.

11. Опасно запрещать все подряд.
Запрещая все – от прогулки во дворе до собственного аккаунта в социальных сетях – вы в определенном возрасте добьетесь того, что ребенок будет делать все, что ему нужно и что хочется, но так, чтобы вы об этом не знали.

12. Бесполезно врать.
Очень опасно обманывать ребенка «ради его безопасности». Если вы не хотите, чтобы он ел опасные ягоды с куста, лучше сказать правду – что от них будет очень болеть живот и будет тошнить, что заберут в больницу надолго, но не говорить, что если к ним прикоснуться, то руки покроются язвами и облезут – «вот, смотри, это я потрогал однажды эту ягоду, и у меня теперь шрам» (бабушки и няни любят такое). Если ребенок потрогает все-таки запретный плод и ничего с его руками не произойдет, то вся ваша педагогика, в том числе и сам запрет не есть ягоды, окажется для него под большим сомнением.

13. Не следует выстраивать прямую и неотвратимую зависимость между событием и последствиями.
Не все, кто ходит по льду, проваливаются, но это может произойти, поэтому мы не ходим на лед вообще, так как достаточно одного случая, который может стать фатальным. Если однажды ребенок нарушит ваш запрет и обнаружит, что последствия не наступили, он может решить, что и во всех остальных рекомендациях вы его запугиваете, а все это на самом деле безопасно.

14. Не внушайте опасные установки.
Возможно, они приводят к удобному и «правильному» поведению ребенка в обычных ситуациях, но в экстремальных могут его погубить. К числу таких требований взрослых относятся: «кричать нельзя»; «кричат только невоспитанные»; «(всех) взрослых надо слушаться»; «кругом плохие люди, поэтому нельзя никого просить о помощи»; «не отвечать, когда с тобой разговаривают, невежливо»; «взрослый всегда прав»; «всем надо помогать»; «мальчику стыдно жаловаться» и так далее.

Кроме того, некоторые формулировки ребенком могут быть поняты превратно. Например, мы говорим детям о том, что ябедничать и доносить плохо, имея в виду, разумеется, ситуации с их ровесниками, однако они могут применять это утверждение и к каким-то ситуациям со взрослыми, и молчать, когда те делают с ними что-то недопустимое.

То же самое относится и к запрету нарушать обещание кому-то о чем-то не говорить: необходимо объяснить, что есть секреты хорошие и плохие, и если ты знаешь плохой секрет, то его необходимо рассказать.

Автор Ксения Кнорре Дмитриева

Вернуться в рубрику А у нас в школе

Сайт обновлен 28 марта 2024г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru