Версия для слабовидящих
 

Учебный курс для учащихся 5—8 классов «Самосовершенствование личности»

Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру.

Подготовить таких выпускников невозможно в рамках традиционной технологии — педагогики требований, основанных на внешней мотивации деятельности учащихся, на принуждении. В новой технологии ставка делается на внутриличностные факторы мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.

Этому способствует курс «Самосовершенствование личности», опирающийся на следующие положения.

В содержании курса

• Ориентация на возрастные особенности школьников.

• Ориентация на общечеловеческие нравственные ценности.

• Удовлетворение всех потребностей духовного развития личности.

• Системный подход.

• Амбивалентный подход.

• Психологизация процесса обучения (диагностика психических качеств, рефлексивный психоанализ).

• Направленность на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ.

• Компетентностный подход.

• Принцип доминантности.

В методах преподавания

• Ученик – субъект, а не объект процесса обучения.

• Обучение приоритетно по отношению к развитию.

• Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью СУМ (самоутверждающие механизмы личности).

• В школьном периоде жизни активно проявляют себя и требуют удовлетворения все потребности духовного развития ребёнка:

     самопознаншя,

    самовоспитания,

     самоутверждения,

     самоопределения,

     самообразования,

     саморегуляции,

     самореализации.

• Цель школы – максимально удовлетворить все потребности саморазвития (самосовершенствования) личности.

• На основе потребностей саморазвития может быть сформирована доминанта самосовершенствования – мотивация на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя.

• Использовать потребности самосовершенствования для мотивации учебной деятельности детей – это огромный резерв повышения качества школьного образования.

• Внутренние процессы саморазвития личности определяются организацией внешней части педагогического процесса:

     – предоставить учащимся теорию (методологию) собственной психической деятельности;

     – предоставить учащимся выбор деятельностей для удовлетворения потребностей самосовершенствования;

     – ознакомить учащихся с возможными стилями деятельности по самосовершенствованию, определить оптимальный индивидуальный стиль для каждого ребёнка.

• Отношения участников педагогического процесса определяются гуманно-личностным подходом.

• Одна из главных целей воспитания – формировать веру личности в самоё себя и признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования.

• Технология саморазвития личности – органическое, природосообразное продолжение развивающих технологий дошкольного и начального звеньев. Таким образом решается проблема преемственности развивающей и традиционной технологий.

• Педагогика сотрудничества.

1. Личностный подход к ребенку, подростку (любить, понимать, принимать, сострадать, помогать).

2. Опора на все три канала передачи информации: когнитивный, аффективный, действенно-практический.

3. Использование современных аудиовизуальных, мультимедийных, компьютерных средств.

4. Деятельностный подход (связь с социумом, жизнью – пробы).

5. Индивидуальный подход к ребенку (обеспечение выбора индивидуальной траектории развития).

6. Разнообразие применяемых технологий обучения (традиционные, коммуникативные, развивающие, интерактивные и др.).

В организации педагогического процесса

• Многообразность, вариативность использования курса:

     (– как учебных пособий по систематическому курсу;

     – для факультативных и кружковых занятий;

     – как методического пособия для классного руководителя;

     – как книжки для домашнего чтения учащихся и их родителей;

     – как пособия для дистантного образования).

• Единство и взаимодействие всех субъектов воспитания (семья, учителя-предметники, воспитание, администрация и др.).

Введение курса делает процесс воспитания системным и целенаправленным, позволяет выдвинуть в качестве реальной цели школьного образования формирование человека, способного воспитывать и развивать самого себя, человека самосовершенствующегося. Это должен быть «человек высокой нравственности, глубокого интеллекта и сильной воли» (А.А. Ухтомский), обладающий зрелым уровнем самосовершенствования.

Основные задачи курса «Самосовершенствование личности» состоят в том, чтобы:

• сформировать системообразующую и интегрирующую теоретическую базу для сознательного управления учащимися своим развитием,

• направить процесс самовоспитания,

• помочь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание школьного обучения,

• организовать рефлексивную деятельность ребёнка, приводящую к появлению микро- и макропрограмм работы над собой.

• ознакомить с практическими приёмами и методами своего духовного и физического роста и совершенствования.

Дерево целей и задач курса «Самосовершенствование личности» включает:

В области обучения:

• обеспечить ребенка и подростка инструментарием саморазвития;

• обучить ребенка и подростка умениям рефлексии, критического мышления;

• сформировать научную систему знаний о человеческой психике: поведении, мышлении, отношениях;

• сформировать умения учиться, работать с информацией, научно организовывать свой труд;

• формировать нравственно-эстетические представления об общечеловеческих ценностях.

В области воспитания:

• вывести личность учащегося в режим самовоспитания;

• воспитание и самовоспитание толерантности, гражданственности, патриотизма;

• воспитание и самовоспитание оптимизма, веры в себя, в свои силы и способности;

• формирование долгосрочных доминант на постоянное самосовершенствование личности, мотивации на осознание и целенаправленное улучшение личностью самой себя.

В области психического развития:

• развить у детей и подростков высшие духовные потребности: самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации;

• формирование устойчивой положительной Я-концепции;

• развитие самоуправляющего механизма личности;

• развитие волевых качеств личности;

• активизация психогенных факторов развития.

В области социализации:

• формирование социальной защищенности личности;

• социальное закаливание личности;

• формирование индивидуальности, самостоятельности, автономизационной компетентности личности;

• формирование здорового образа жизни. Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Но в школьном периоде молено выделить некоторые сенситивные периоды для проявления определенных потребностей и развития функций самосознания. К ним привязаны и разделы курса «Самосовершенствование личности» по классам; кроме того, в логике курса прослеживается иерархическая структура потребностей, обоснованная А. Маслоу.

     – 10-11 лет – самопознание – «Познай себя», 5 класс.

     – 11-13 лет – самовоспитание, самообучение – «Сделай себя сам», 6 класс; «Научи себя учиться», 7 класс.

     – 13-15 лет – самоопределение – «Найди себя», 8 – 9 класс.

     – 15-17 лет – самоактуализация – «Управляй собой», 10 класс; «Реализуй себя», 11 класс.

         Методическое сопровождение курса

         · Программа сквозного курса «Самосовершенствование личности»

         · Методики преподавания курса ССЛ по классам

         · Сборник социально-педагогических задач-проб

         · Мультимедийные пособия

         · Аудио-видеоматериалы

         Нами выделены четыре раздела, распределенных по возрастным ступеням: самопознание – 5 класс; самовоспитание – 6 класс; самообразование – 7 класс; самоопределение – 8 класс.

Для каждого из разделов разработаны программа, учебное пособие и методологические рекомендации.

Познай себя (самопознание). V класс (10-11 лет)

Задачи раздела:

• педагогически побудить к самопознанию, формировать мотивы самопознания;

• ознакомить с понятиями: личность, индивидуальность, развитие, самопознание, самосознание, самосовершенствование;

• выявить интересы, склонности и способности подростка;

• сформировать правильное, адекватное отношение к себе, самооценку;

• подвести к осознанию необходимости и постановке целей самосовершенствования;

• учащиеся должны составить индивидуальную карту самодиагностики.

Содержание раздела «Познай себя»

I. Личность. Человек как индивид и как личность. Физическое и психическое содержание человека. Сознание – основная характеристика человеческой личности. Роль личности в собственном развитии. Самовоспитание, самосовершенствование. Примеры из жизни выдающихся людей (Сократ, И. Гёте, Л. Толстой, О. Шмидт и др.).

II. Самопознание как основа самосовершенствования. Человек – загадка для самого себя. Знание о людях, живущих вокруг тебя, как одно из условий познания себя.

III. Качества личности: школа «Кто Я?».

а) Ощущения и восприятия. Отражение окружающего мира в мозге человека.

б) Эмоции и чувства. Виды эмоций. Эмоциональные состояния. Эмоции и сознание.

в) Темперамент. Подвижность и сила психических процессов. Виды темперамента.

г) Внимание, его особенности; тренировка и управление вниманием.

д) Память, её значение в жизни человека. Виды памяти: кратковременная, долговременная. Запоминание: механическое и осмысленное.

е) Знания как характеристика личности. Эрудиция. Качества знаний: прочные – непрочные, системные – отрывочные. Умение применять знания.

ж) Мышление. Конкретное и абстрактное мышление. Способы мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез. Понятия, законы.

з) Способности личности. Задатки, интересы, склонности как предпосылки развития способностей. Роль деятельности в развитии способностей.

и) Направленность: интересы, взгляды, убеждения, нравственность. Черты нравственного человека: доброта, честность, правдивость, совестливость, благородство, порядочность, полезность деяний. Честь и достоинство.

к) Характер, черты характера. Самостоятельность, самокритичность, требовательность, ответственность, организованность, трудолюбие. «Сильный характер».

IV. Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека.

V. Организация (методика) самопознания: самоанализ, самонаблюдение, самокритика, самоконтроль, самооценка, рефлексия. Регистрация самопознания: тесты, анкеты, дневники, воспоминания, автобиография.

Примеры практических занятий

• упражнение «Знаете ли вы свою внешность»;

• тестирование качеств личности: темперамента, памяти, Мышления, способностей, направленности, характера;

• самоанализ качеств: мои достоинства, мои недостатки;

• упражнение «Диалог субличностей»;

• тренинг произвольного внимания, наблюдательности;

• составление характеристики личности одноклассника на основе наблюдений;

• составление карты самооценки;

• анализ социальных ситуаций-проб.

Сделай себя сам (самовоспитание). VI класс (11-12 лет)

Задачи раздела:

• побудить ученика к самовоспитанию;

• ознакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание;

• формировать мотивы самовоспитания;

• раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше;

• помочь ребёнку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой;

• формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;

• пробудить в ребёнке веру в свои силы, в возможность стать лучше;

• создать у учащихся первый опыт самовоспитания;

• составить индивидуальную программу самовоспитания.

Развивающее повторение

Самопознание. Адекватность самооценки. Умение видеть себя глазами окружающих. Требования окружающих к ребёнку и его требования к себе. Самокритичность, правила самокритики. Уровень притязаний. Самоуважение. Рефлексия событий истёкшего года (кем вы были и каким вы стали).

Содержание раздела «Сделай себя сам»

I. Понятие о процессах воспитания и самовоспитания.

Роль и возможности самовоспитания в развитии личности. Внутренние мотивы самовоспитания: неудовлетворённость собой, стремление развить свои индивидуальные данные, здоровое честолюбие.

Деятельность и её роль в воспитании и самовоспитании. Этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели (содержание), результат (анализ). Основные направления самовоспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое.

Самовоспитание как волевой процесс. Роль целевых установок и привычек в волевых усилиях. Активное и реактивное поведение. Слабоволие и упрямство, особенности их проявления и коррекция.

II. Нравственное самовоспитание. Основные понятия нравственности: добро, зло, справедливость, честь, достоинство, верность, долг, ответственность, милосердие, великодушие, стыд, совесть, счастье, свобода. Нравственность и мораль. Мораль общечеловеческая, религиозная, этническая, малогрупповая. Моральные кодексы: рыцаря, джентльмена, самурая, русского дворянина, средневековой русской семьи (Домострой). Современная мораль. Баланс «могу – хочу – надо».

III. Программа самовоспитания. Условия, средства и организация самовоспитания. Программа самовоспитания юноши Л.Н. Толстого. Планирование работы над собой. Личные правила самовоспитания, самообязательство. Личный образ жизни. Правила самовоспитания и девизы, стиль жизни, режим, традиции, упражнения.

IV. Организация (методы) самовоспитания.

а) Самоконтроль, самоотчёт. Режим дня и его роль в организации самовоспитания.

б) Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознаний себя. Самоприказ. Значение внутренней и внешней речи в волевом процессе. Выработка привычек, развитие способностей, самовоспитание культуры общения.

в) Самоактивизация: самопоощрение, самонаказание, самостимуляция, самоободрение.

г) Самообладание: самоприказ, самоуспокоение, самоприучение, самовнушение. Выработка хороших привычек.

д) Самовоздержание: самоограничение, самоотучение, самоотказ. Избавление от вредных привычек.

Примеры практических занятий:

• диспут «Можем ли мы считать себя взрослыми?»;

• сочинения «Я в прошлом, настоящем и будущем»;

• закрепление адекватной самооценки;

• составление программы изживания (угасания) одной из вредных привычек для ежедневного тренинга;

• составление программы формирования актуальной положительной привычки для постоянного тренинга;

• составление индивидуальной программы самовоспитания;

• разбор социальных ситуаций-проб.

Научи себя учиться (самообразование). VII класс (12-13 лет)

Задачи раздела:

• побудить учеников к умственному самовоспитанию, самообразованию;

• ознакомить с понятиями: самообразование, общеучебные умения, навыки общей культуры труда;

• сформировать мотивы самообразования;

• осмыслить учащимся эффективности своего учебного труда;

• сформировать сознательное отношение к учению;

• ознакомить учащихся с методами и приёмами самообразования;

• ознакомить с творческими и исследовательскими методами работы;

• составить индивидуальную программу самообразования.

Развивающее повторение

Самопознание. Сознание и его структура. Мышление. Наблюдение и мышление.

Анализ свойств объекта: общее, отличительное, существенное и несущественное. Сравнение. Аналогия. Абстрагирование.

Синтез объектов или их свойств. Обобщение, формирование суждения об общих существенных признаках объектов.

Понятие. Определение, его виды. Принадлежность понятию. Отношения между понятиями. Классификация и систематизация понятий.

Суждение, умозаключение, доказательство. Использование индуктивного умозаключения.

Самовоспитание. Система этических знаний. Нравственные взгляды, чувства, опыт. Социальное поведение. Этика и этикет. Самоперевоспитание. Рефлексия выполнения индивидуальной программы самовоспитания.

Содержание раздела «Научи себя учиться»

I. Понятие о процессах обучения и учения. Человек – самообучающаяся система. Выдающиеся «умы» человечества как результат их самообразования, «ученья самих себя». Умственная самостоятельность и её уровни.

Умения учиться, их составляющие: способности, воля, труд, культура самообразования. Универсальные способности самостоятельной деятельности по получению, добыванию и употреблению знаний, умений и навыков.

II. Умения планировать свою деятельность. Умение наметить цели, определить задачи, пути и сроки деятельности.

III. Умения самоорганизации. Умение найти источники информации и организовать работу с ними. Выполнение домашних заданий. Режим, система. Умение беречь время. Место для занятий. Памятки «Научи себя учиться».

IV. Умения учебно-познавательной деятельности (Общеучебные умения). Умение работать с книгой (читать, составлять план, конспектировать и т.д.).

Работа на уроке: способы активизировать своё внимание, наблюдение, овладение алгоритмами решения задач в различных предметных областях.

Память и её развитие. Заучивание. Правила запоминания. Мнемотехника. Памятка «Как совершенствовать свою память».

Общелогические интеллектуальные умения: сравнивать, устанавливать связи, выделять главное, абстрагировать, систематизировать, обобщать, исследовать.

Творческие умения: понятие о творчестве, исследовательские методы в обучении; условия творческого развития.

V. Умения самоконтроля. Способность проверить правильность и прочность усвоения самим собой теорий, практических умений, верность результатов решения задач. Самооценка усвоения знаний, умений, навыков. Рефлексия.

VI. Программа самообразования. Совершенствование своих умственных сил и способностей: памяти, внимания, мышления, речи.

Сокровища человеческих знаний о природе, народах, хозяйстве, науке, технике, культуре, искусстве: шедевры и высшие достижения.

Виды литературы: художественная, научная, популярная, справочная и др. Индивидуальная программа чтения. Личная библиотека и каталог. Организация чтения. Аппарат книги. Библиотеки, их справочно-библиографический аппарат, записей при чтении. Книги и записи – продолжение наших физиологических хранилищ знаний и опыта.

Использование для самообразования радио-, кино-, телепрограмм; различных видов практической деятельности: опытов, экспериментов, моделирования; посещение выставок, музеев, концертов, лекций и т.п. Компьютер в самостоятельном развитии.

Заочное обучение как Вид самообразования. Литература для самообразования, самоучители.

Примеры практических занятий:

• диспут «Мы все учились понемногу…»;

• сочинения-анализы: «Моё учение», «Наше обучение», «Как нам ставят отметки» и др.;

• тренинг мотивации самообразования;

• составление индивидуального плана самообразования;

• упражнения на овладение рациональными приёмами самообразования;

• упражнения на выработку приёмов быстрого чтения;

• обучение конспектированию, работе с книгой;

• хронометрирование учеником своего учебного и внеучебного времени;

• планирование работы на день, на неделю, на месяц;

• упражнения на развитие логических умений;

• разбор социальных ситуаций-проб.

Найди себя (самоопределение). VIII класс (13-15 лет)

Задачи раздела:

• формировать мотивацию самоопределения;

• ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;

• формировать понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека;

• помочь подростку в определении своих сил и способностей, в профориентационном самоопределении;

• помочь индивидуальности личности самоопределиться в различных сферах жизнедеятельности;

• обучить постановке целей своего развития;

• составить индивидуальную программу самоопределения в различных сферах своей жизнедеятельности;

• подготовка к доступному по уровню и по форме дальнейшему непрерывному образованию.

Развивающее повторение

Самопознание. Диагностика и самодиагностика школьника в сфере способностей, увлечений, состояния здоровья, воспитанности, духовности. Самохарактеристика как самоисследование, преодоление поверхностного знания о себе. Генеалогическое древо. Рефлексы истекшего года.

Самовоспитание. Этнокультурные нормы. Уважение к традициям разных народов. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания.

Самообразование. Многогранность человеческого знания. Чтение — лучшее учение. Ваш эрудицией. Корректировка индивидуальной программы самовоспитания.

Самоутверждение. Развитие представлений об общении: понятие о трансактном анализе.

Содержание раздела «Найди себя»

I. Самоопределение: желание, мечты, выбор, борьба, труд. Миры, в которых мы самоопределяемся. Свобода и необходимость, выбор и обязанность. «Могу», «хочу» и «надо».

II. Профессиональное самоопределение. Мир профессий: области деятельности, профессии, специальности. Требования профессии к человеку. Психологические особенности человека и их роль в будущей профессиональной деятельности.

Основания для выбора профессии. Профессиональные интересы и склонности. Роль самовоспитания в выборе профессии. Подготовка себя к трудовой деятельности, пути приобретения профессии.

III. Личностное самоопределение. Полоролевое поведение. Любовь: от секса до платонических вершин. Психология любви и дружбы. Выбор партнёра: случайность и расчёт. Дружба. Выбор друзей.

IV. Мир духовности. Отношение к ценностям быта: богатство и бедность, свобода и рабство, коллектив и одиночество.

 

Идеологическое самоопределение: материализм и идеализм, наука и религия, партийность и непартийность; национальные и интернациональные ценности.

V. Мир досуговых занятий.

Использование свободного времени. Выбор досуговых занятий, хобби.

VI. Жизненные планы. Человек и судьба. Ступени взросления.

Примеры практических занятий:

• тренинг внутренней мотивации самоопределения;

• сочинение «Моя будущая профессия», «Я через 10 лет» и т.п.

• обоснование выбранной профессии (реферат) и его защита;

• знакомство с профессиограммами массовых профессий региона;

• разбор социальных задач-проб;

• диспут «Наука и религия».

 

Сайт обновлен 04 декабря 2024г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru