Учебный план специальный (коррекционный) класс-комплект VIII вида (5,8,9 классы) на 2015 — 2016 учебный год
Пояснительная записка к учебному плану
МАОУ «Тохтуевская средняя общеобразовательная школа»
специальный (коррекционный) класс-комплект VIII вида (5,8,9 классы)
на 2015 — 2016 учебный год
Учебный план разработан в соответствии с требованиями:
— Закона Российской Федерации «Об образовании»;
— Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002г.N 29/20б5-п;
— примерного регионального учебного плана специальных (коррекционных) учреждений (классов) VIII вида (I вариант), утвержденного приказом Департамента образования Пермской области от 24.07.2003 г.N245;
— приказа управления образования Соликамского муниципального района от 05.06.2006г.N 211 «О переходе на примерный региональный учебный план для специальных (коррекционных) учреждений (классов)»;
— приказа управления образования Соликамского муниципального района от 01.09.2010 N «Об обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья по программам специальных (коррекционных) ОУ в 2010-2011 учебном году» с учетом Перечня условий, обязательных при создании и открытии в общеобразовательных школах специальных (коррекционных) классов I — VII и VIII видов (письмо Департамента образования Пермской области от 19.09.2003 N229/01-21/3252);
— Устава ОУ.
Начало и продолжительность учебного года (3, 6-9 классы – 34 недели) при шестидневной учебной неделе, кроме 3 класса.
Каникулы устанавливаются в соответствии со сроками, установленными приказом управления образования Соликамского муниципального района – 30 дней. Продолжительность урока 3, 6-9 классы — 45мин. Количество учащихся составляет 8 человек, в т.ч.: 3 кл. – 1 чел. 6 кл. –2чел. 7 кл. –2 чел., 8 кл. –2 чел., 9 кл. – 1 чел.
Базисный учебный план предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения учащимися общего образования и трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации.
Структура учебного плана включает в себя образовательные области, образовательные компоненты, их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения умственно-отсталых обучающихся и максимально допустимой нагрузки часов при пятидневной рабочей неделе, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
Учебный план поддержан следующими программами:
— программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы. М., Просвещение, 2008г.
— программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.5-9 классы М., Владос, 2001г.
Учебный план позволяет реализовать основные образовательные направления и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью, и ориентирован на:
· формирование основ учебной деятельности, элементарного усвоения образовательных областей в соответствии с психофизическими возможностями обучающихся;
· преодоление (сглаживание) специфических нарушений у обучающихся;
· развитие в процессе обучения доступных видов и способов деятельности обучающихся;
· создание условий для развития коммуникативных умений, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно-поведенческих и других свойств психики;
· реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения;
· социальную адаптацию обучающихся, подготовку их к самостоятельной жизни в той мере и степени, которая доступна каждому индивидуально.
Особое внимание на второй ступени уделяется трудовому обучению.
Трудовое обучение — важная часть всего учебно-воспитательного процесса, поэтому строится с учетом интересов воспитанников и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, ближайшего социального окружения обучающихся. Обучение ведется по профилю «Цветоводство и декоративное садоводство». Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебной мастерской, на пришкольном участке.
Чтение, письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим. Задачи обучения — научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать, элементарные навыки грамотного письма, повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, формировать нравственные качества.
В процессе обучения математике учащиеся должны овладеть математическими знаниями и умениями, научиться применять эти знания на практике.
Учебные предметы «Природоведение» и «Биология» направлены на формирование у школьников элементарных знаний о неживой и живой природе, правильного понимания явлений окружающей действительности на воспитание бережного отношения к природе.
Учебные предметы «География», «История Отечества» и «Обществознание» знакомит с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины, с современной политической жизнью страны, с основами правового и нравственного воспитания.
Особое место в курсе географии отводится изучению родного края, природоохранной деятельности, что существенно дополняет систему воспитательной работы по гражданскому и нравственному воспитанию.
Предметы ИЗО и Музыка направлены на эстетическое воспитание учащихся.
Учебный предмет «Социально-бытовая ориентировка» направлена на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни, формированию у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития и профессиональному самоопределению.
На уроках физического воспитания укрепляется здоровье школьников, закаливается организм, формируется осанка, совершенствуются двигательные качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и др.), воспитываются гигиенические навыки, физическая работоспособность.
В учебном плане предусмотрены обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия развитие психомоторики и сенсорных процессов (3, 6 классы), развитие устной связной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (3 класс).
В части, формируемой участниками образовательного процесса, предусмотрен факультатив – 1 час для 7 и 8 класс — «Компьютерная грамотность».
Реализация учебного плана специального (коррекционного) класса отражает принципиально новую идеологию специального образования, отвечающую социальному заказу общества в новых экономических условиях, решает задачи подготовки выпускника к вхождению в самостоятельную жизнь, в сложный мир производственных и человеческих отношений