Версия для слабовидящих
 

Задания по истории 9-11 классы

В школьном туре олимпиады школьников по истории – принимают участие 3 группы учащихся: 9-х, 10-х и 11-х классов. Независимо от класса им предлагается выполнить две группы однотипных заданий:

I-я группа – тестовые задания, разные по сложности, но близкие к тестовым заданиям ЕГЭ (части А и В) по истории.

II-я группа – проблемные задания.

В конце каждого задания в скобках указано количество баллов, которое участник олимпиады может заработать при абсолютно правильном ответе.

Победителем считается ученик, набравший наибольшее количество баллов в своей возрастной подгруппе.

9 класс

I группа заданий

I-1. Даты – 1478 г., 1485 г., 1510 г., 1514 г., 1521 г. – связаны с:

а) процессом собирания русских земель

б) этапами закрепощения крестьян

в) историей борьбы Руси с ордынским владычеством

г) этапами борьбы России за выход в Балтийское море

(1 балл)

 

I-2. Храм Св. Софии был возведен в Киеве в честь разгрома:

а) печенегов

б) византийцев

в) варягов

г) половцев

(1 балл)

 

I-3. Установите соответствие между определениями и терминами:

1) орган, управлявший личными землями князя

а) волость

2) территория, с которой должностному лицу было предоставлено право собирать часть государственных доходов

б) дворец

3) административно-территориальная единица в XVXVII вв.

в) Боярская дума

4) денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца в Юрьев день

г) поместье

5) высший орган управления при великом князе

д) кормление

е) пожилое

(5 баллов)

 

I-4. Решения церковного Собора 1551 г., вошедшего в историю как Стоглав, привели к:

а) установлению единообразия церковных обрядов, признанию местных святых общерусскими

б) церковному расколу

в) учреждению патриаршества

г) усилению разногласий между церковной и светской властями

(1 балл)

 

I-5. Прочтите отрывок из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом»» и определите, кто был «главным орлом».

«При дворе Екатерины человек был похож на орла. Каждый генерал, каждый придворный был орлом. Так они и вошли в историю под сборным псевдонимом «екатерининские орлы». Главный орел был близорук и прославился тем, что постоянно грыз ногти».

а) Г.А. Потемкин

б) Н.И. Панин

в) Г.Г. Орлов

г) А.В. Суворов

(1 балл)

 

I-6. Какие из приведенных рядов составляют даты начала царствований российских императоров?

а) 1815 г., 1855 г., 1878 г.

б) 1803 г., 1837 г., 1842 г.

в) 1796 г., 1801 г., 1825 г.

г) 1816 г., 1825 г., 1861 г.

(1 балл)

 

I-7. К периоду правления Николая I нельзя отнести следующее мероприятие:

а) кодификацию законов Российской империи, проводимую М.М. Сперанским

б) реформу государственных крестьян П.Д. Киселева

в) денежную реформу Е.Ф. Канкрина

г) создание Государственной Уставной грамоты Российской империи Н.Н. Новосильцевым

(1 балл)

 

I-8. Понятие «нечаевщина» связано с деятельностью:

а) «Народной расправы»     

б)  Южного общества  

в) кружка Петрашевского 

г) «Черного передела»

(1 балл)

 

I9. Развитию капитализма в России в 60-90-е гг. XIX в. препятствовало:

а) усиление крепостной зависимости крестьян

б) право крестьян на выход из общины с землей

в) сохранение временнообязанного состояния крестьян

г) распространение месячины

(1 балл)

 

I-10. Прочтите отрывок из произведения Н.А. Бердяева и ответьте, какое название в истории получил этот период?

«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного спокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни… Но все происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движении».

(3 балла)

 

I-11. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

а) Венский конгресс

б) Морозовская стачка

в) оборона Севастополя

г) отмена крепостного права

д) правление Павла I

е) Сражение на р.Березине

ж) Тильзитский мирный договор

з) убийство Александра III

(8 балов)

 

I-12. Вычеркните лишнее имя. Объясните свой выбор.

а) С.Ф. Ушаков

б) А.П. Антропов

в) К.П. Брюллов

г) А.Н. Воронихин

д) В.Г. Перов

(3 балла)

 

I13. Прочтите фрагмент речи, произнесенной на заседании Государственной думы в 1906 г., и назовите фамилию оратора.

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

(2 балла)

 

I-14. Кто из этих людей не были современниками?

а) А.В. Суворов – Наполеон Бонапарт

б) хан Батый – Фома Аквинский

в) Дж. Вашингтон – Екатерина II

г) кардинал Мазарини – Петр III

д) Павел I – Людовик XVI

(3 балла)

 

I-15. Чайнворд «Русская музыка XIX века»

 1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

4

 

 

 

1. Глава «Могучей кучки». 2. Родной город П.И. Чайковского. 3. Крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. 4. Русский композитор, автор романса «Соловей». 5. Опера П.И. Чайковского. 6. Эпизод в опере, исполняемый певцом-солистом.

(12 баллов)

 

 

II группа заданий

II-1. «Стояние на реке Угре» – событие, которое положило конец монгольскому игу. Но это не совсем верно. Почему? (5 баллов)

II-2. Кого и почему стали называть «кромешниками»? (5 баллов)

II-3. В 1773-1775 гг. появились новые города ­– Москва и Санкт-Петербург. Кто их основал и где они находились? (5 баллов)

II-4. Проанализируйте данные статистики и ответьте на вопросы:

Статистические данные о крестьянском хозяйстве Тверской губернии в XIX в.

Показатели

1800 г.

1860 г.

1900 г.

Скот, голов

2,5

1,9

1,5

Земля, десятин на душу

3,3

2,3

1,8

Доход от промыслов, руб.

5,4

12,3

18,6

Доход, руб.

23

40

70

Налоги, руб.

5,5

13,2

20,5

  1. 1.Какие особенности развития хозяйства демонстрируют данные этой таблицы? (5 баллов)
  2. 2.Что влияло на изменения? (5 баллов)

10-11 классы

I группа заданий

I-1. Дмитрий Иванович Донской княжил в Москве в:

а) 1353 – 1389 гг.

б) 1359 – 1382 гг.

в) 1359 – 1389 гг.

г) 1362 – 1392 гг.

(1 балл)

 

I-2. Автором «Домостроя» является:

а) духовник Ивана Грозного Сильвестр

б) патриарх Иов

в) митрополит Макарий

г) царь Иван Грозный

(1 балл)

 

I-3. Установите соответствие между определениями и терминами:

1) орган, управлявший личными землями князя

а) волость

2) территория, с которой должностному лицу было предоставлено право собирать часть государственных доходов

б) дворец

3) административно-территориальная единица в XVXVII вв.

в) Боярская дума

4) денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца в Юрьев день

г) поместье

5) высший орган управления при великом князе

д) кормление

е) пожилое

(5 баллов)

 

I-4. Событие, вошедшее в историю как Медный бунт, завершилось:

а) отменой хождения медных денег

б) увеличением выпуска медных денег

в) ликвидацией «белых слобод»

г) введением подушной подати

(1 балл)

 

I-5. Прочтите отрывок из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом»» и определите, кто был «главным орлом».

«При дворе Екатерины человек был похож на орла. Каждый генерал, каждый придворный был орлом. Так они и вошли в историю под сборным псевдонимом «екатерининские орлы». Главный орел был близорук и прославился тем, что постоянно грыз ногти».

а) Г.А. Потемкин

б) Н.И. Панин

в) Г.Г. Орлов

г) А.В. Суворов

(1 балл)

 

I-6. Какие из приведенных рядов составляют даты начала русско-турецких войн?

а) 1708 г., 1741 г., 1756 г.

б) 1700 г., 1765 г., 1799 г.

в) 1710 г., 1735 г., 1768 г.

г) 1721 г., 1756 г., 1788 г.

(1 балл)

 

I-7. К периоду правления Александра I нельзя отнести следующее мероприятие:

а) кодификацию законов Российской империи, проводимую М.М. Сперанским

б) учреждение министерств и Государственного совета

в) организацию военных поселений

г) создание Государственной Уставной грамоты Российской империи Н.Н. Новосильцевым

(1 балл)

 

I-8. Обер-прокурор в XIX в. возглавлял:

а) министерство

б) департамент Сената

в) отделение Собственной его императорского величества Канцелярии

г) Государственный совет

(1 балл)

 

I9. Россия продала Аляску Соединенным Штатам Америки из-за того, что:

а) Россия проиграла войну с США

б) на Россию давили западноевропейские державы

в) расходы на содержание русских колонистов были выше доходов, которые приносила Аляска

г) российское общество активно выступало за продажу Аляски

(1 балл)

 

I-10. Прочтите отрывок из произведения Н.А. Бердяева и ответьте, какое название в истории получил этот период?

«В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного спокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни… Но все происходило в довольно замкнутом круге, оторванном от широкого социального движении».

(3 балла)

 

I-11. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

а) Венский конгресс

б) Морозовская стачка

в) оборона Севастополя

г) отмена крепостного права

д) правление Павла I

е) Сражение на р.Березине

ж) Тильзитский мирный договор

з) убийство Александра III

(8 балов)

 

I-12. Вычеркните лишнее имя. Объясните свой выбор.

а) К.А. Тон

б) М.Ф. Казаков

в) В.О. Шервуд

г) А.Н. Воронихин

д) В.Г. Перов

(3 балла)

 

I13. Прочтите фрагмент документа и назовите точную дату его появления.

«Опираясь на волю громадного большинства рабочих, солдат и крестьян, опираясь на совершившееся в Петрограде победоносное восстание рабочих и гарнизона, съезд берет власть в свои руки. Съезд постановляет: вся власть на местах переходит к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов».

(3 балла)

 

I-14. Соотнесите дату, место и решение конференции.

Дата

Место

Решение

I. Февраль 1945 г.

1) Ялта

а) решение о демилитаризации и денацификации Германии

II. Декабрь 1943 г.

2) Потсдам

б) разработка общей военной стратегии и открытие второго фронта

III.Июль 1945 г.

3) Тегеран

в) обсуждение основных принципов послевоенной политики

 

 

 

 

 

I-15. Укажите фамилию автора письма секретарю ЦК КПСС П.Н. Демичеву.

«Десять лет я не могу пробиться к узаконенному официальному общению со слушателями моих песен. Все мои попытки решить это на уровне концертных организаций и Министерства культуры ни к чему не привели. Вы, вероятно, знаете, что в стране проще отыскать магнитофон, на котором звучат мои песни, чем тот на котором их нет. 9 лет я прошу об одном: дать мне возможность живого общения со зрителями, отобрать песни для концерта, согласовать программу».

 

I-14. Кто из этих людей не были современниками?

а) А.В. Суворов – Наполеон Бонапарт

б) хан Батый – Фома Аквинский

в) Дж. Вашингтон – Екатерина II

г) кардинал Мазарини – Петр III

д) Павел I – Людовик XVI

(3 балла)

 

I-15. Чайнворд «Русская музыка XIX века»

 1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

4

 

 

 

1. Глава «Могучей кучки». 2. Родной город П.И. Чайковского. 3. Крупное вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. 4. Русский композитор, автор романса «Соловей». 5. Опера П.И. Чайковского. 6. Эпизод в опере, исполняемый певцом-солистом.

(12 баллов)

 

 

II группа заданий

II-1. «Стояние на реке Угре» – событие, которое положило конец монгольскому игу. Но это не совсем верно. Почему? (5 баллов)

II-2. Кого и почему стали называть «кромешниками»? (5 баллов)

II-3. В 1773-1775 гг. появились новые города ­– Москва и Санкт-Петербург. Кто их основал и где они находились? (5 баллов)

II-4. Проанализируйте данные статистики и ответьте на вопросы:

Статистические данные о крестьянском хозяйстве Тверской губернии в XIX в.

Показатели

1800 г.

1860 г.

1900 г.

Скот, голов

2,5

1,9

1,5

Земля, десятин на душу

3,3

2,3

1,8

Доход от промыслов, руб.

5,4

12,3

18,6

Доход, руб.

23

40

70

Налоги, руб.

5,5

13,2

20,5

  1. 1.Какие особенности развития хозяйства демонстрируют данные этой таблицы? (5 баллов)
  2. 2.Что влияло на изменения? (5 баллов)

II-5. Ознакомьтесь с данными о реабилитации жертв сталинского времени и ответьте, чем можно объяснить такую динамику? (5 баллов)

1953 – 1955 гг. – 7679 чел.

1956 – 1961 гг. – около 700 тыс. чел.

1962 – 1964 гг. – 356 чел.

II-6. С 1928 до середины 1930-х гг. при осуществлении коллективизации была осуществлена кампания раскулачивания. Когда и в связи с чем в СССР произошло «второе раскулачивание»? (10 баллов).

 

Сайт обновлен 15 октября 2020г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru