Версия для слабовидящих
 

Задания по русскому языку 5-6 классы

Задания для  олимпиады по русскому языку  5  класс.

1.В каком слове есть только твердые согласные звуки?

а) водит; б) пашешь; в) верит; г) смех

2.В каком слове ударение падает на первый слог?

а) цемент; б) фарфор; в) цепочка; г) хвоя

3.Найдите однокоренные слова в следующем  тексте. Как называется подобное явление в языке?

Дождик льет – кругом вода,      Задрожал водопровод .

Мокнут столб и провода,           Протекает небосвод —

Мокнут кони и подвода,            На земле водоворот,

Дым над крышами завода,        А по лужам у ворот

От бегущих быстрых вод           Дети водят хоровод.             (П.Яхнин)

Задрожал водоотвод.

       4.В книге К.Чуковского «От двух до пяти» говорится: «Когда ребенок услышал, что пришедшая в гости старуха «собаку съела» в каких-то делах, он спрятал от нее любимого щенка».   Может быть ,мальчик напрасно испугался? Докажите.

5.Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Томительный, утомительный, томный, пятитомный.

6. Составьте словосочетания, в которых слова  седой, бархатный  ,прямой  будут употреблены в переносном значении.

7.Во что превратятся глаголы  мели ,окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?

8.Сколько грамматических основ в  следующем предложении?         

Алый бархат вечереет,            Жаждет зелень, и июль

Горделиво дремлют ели,         Колыбельной лаской млеет.       (В.Брюсов)

9.Какие свойства русской лексики использует автор данного стихотворения?

Нес  медведь, шагая к рынку,                  Дрался вырванной осиной,

На продажу меда крынку ,                       Мог ли в ярость он не впасть,

Вдруг на Мишку — вот напасть-               Если осы лезли в пасть.

Пчелы вздумали напасть.                         Жалили куда попало,

Мишка с армией осиной                           Им за это и попало.               (В.Козловский)

10.Прочитайте текст, выполните задания.

Старина.

Старина- как сердцевина в дереве.

Она окружена более поздними кругами. Внутренние круги неживые. Живет только самый  большой, самый поздний круг. Он дышит, гонит соки, растет.

Огромное дерево: люди берутся за руки, чтобы обхватить его. Обхватят вдвоем и смотрят на ветки, на листья, на птичьи гнезда под облаками.

Самый близкий к людям, обхватившим дерево,- живой круг. Но если вынуть из дерева старые, меньшие круги… Один большой круг не удержит веток, листьев, птичьих гнезд и сомнется, как бумажный.

Задания к тексту.

1.Докажите, что настоящее описание является иносказательным;

2.Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте.

3.Закончите текст (напишите вывод). 

Олимпиада по русскому языку  6 класс.

1. Известно, что произношение звуков зависит от того, какой у них  «сосед». Подумайте,  в каких словах буква с обозначает звук [с], а в каких – другие звуки:просьба, сшить, сжечь, слушать, синий?

2.Распределите данные слова на три группы: 1) с ударением  на первом слоге; 2) с ударением  на втором слоге; 3) с ударением на третьем слоге:

Пудель, джемпер, процент, диалог, дельфин, дефис, ателье, цемент, глобус, прогресс, модель, алфавит, километр, углубить, квартал, силос, звонит, столяр, досуг, магазин, начать,

3. Что происходит с изменением ударения в слове? Расставьте ударение и объясните значение слов. Составьте с ними словосочетания.

Ледник-ледник; накладной — накладный; отзыв- отзыв; переводной –переводный; складной – складный.

4.Подберите к устаревшим словам 1 группы современные слова из 2 группы.

Вещий,  внимать, глагол, глас, грядущее, десница, днесь, зеница, изречь, лик, око, отрок.

Слушать, голос, будущее, пророческий, правая рука, сказать, лицо, слово, зрачок, глаз, юноша, сегодня.

5.Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.

Редкий — …….. редкостный;  2) Дерзкий — …… дерзостный;  3) Лень — …. ленивец; 4)Угол — …. угловатость;  5)Корысть — …. бескорыстность  6)Цена — …. бесценность.

6.Сгруппируйте слова с одинаковыми приставками: всадник, всегда, вселить, вскачь, вскормить, вскоре, вскричать, вслед, вспахать, вспомнить, вставить, встарь, встроить, встретить, вступление

7. Что чьё? Соедините перепутанные прилагательные и существительные в верные фразеологизмы, объясните их значение.

Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.

8. Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения

А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.

9.  Даны грамматические характеристики трех имен существительных, в одной из которых допущена ошибка. Найдите ошибку, мотивируйте свой ответ.

А) Имя существительное , неодушевленное, нарицательное, ж.р., 1 скл., ед.ч., вин. п. Б) Имя существительное , одушевленное, нарицательное, ср.р., разносклоняемое, ед.ч., тв. п. В) Имя существительное , одушевленное, собственное, м.р., 2 скл., ед.ч., дат.. п.

10. Определите, сколько в предложении рядов однородных членов, к каким членам предложения они относятся.

Перед домом разноцветные огни вспыхнули, завертелись, поднялись вверх колосьями, пальмами, фонтанами, посыпались дождем, звездами, угасали и снова вспыхивали.

11. Подчеркните грамматические основы предложений, укажите, чем выражены главные члены предложений.

Красна речь слушаньем. Сонный да ленивый –  два родные братца. Не  тешь меня тем, чего я не ем. Горяч на почине, да скоро остынет.

12. Запишите начало текста (отрывок из рассказа Д. Кайгородова «Зяблик») и продолжите его, рассказывая о пении птиц, о шуме ветерка, о шорохах и звуках леса и т.д.

      Утро. Дождь перестал моросить. В сыром, слегка туманном воздухе полная тишина и тепло. Проберемся к опушке леса и присядем вон на том старом пне …

  Теперь слушать и слушать!..

 

 

Сайт обновлен 27 ноября 2020г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru