Задания школьного этапа всероссийской олимпиады в 2015 – 2016 учебном году по литературе для учащихся 7 — 8 классов
Задания школьного этапа всероссийской олимпиады в 2015 – 2016 учебном году по литературе для учащихся 7 — 8 классов
- I.Знание текстов художественных произведений
Задание 1. Запишите выражения, в состав которых входят следующие персонажи мифологических рассказов: Авгий, Ахиллес, Сизиф. Составьте статью энциклопедического словаря, посвященную одному из названных персонажей (3 балла)
Задание 2. Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет. . (Максимум: 12 баллов, по одному баллу за название произведения, имя автора и героя).
2.1. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.
2.2. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.
2.3. (Он) только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.
2.4. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полет ласточки
Задание 3. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов. (Максимум: 15 баллов, по 1 баллу за указание жанра, названия произведения и автора)
3.1. Зеркало, свеча, светлица, Светлана.
3.2. Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.
3.3. Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.
3.4. Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.
3.5. Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.
Задание 4. Расположите в хронологическом порядке следующие произведения. (1 балл)
А.К.Толстой — «Князь Серебряный»
Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»
И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»
Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»
М.Ю.Лермонтов – «Бородино»
II. Историко-биографический блок.
О каком писателе идёт речь? (Максимум: 5 баллов, по одному баллу за каждого писателя)
1. Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит, что письма к нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.
2. Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.
3. Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».
4. Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.
5. У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.
III. Знание теории литературы.
Задание 1. (Максимум: 5 баллов, по одному баллу за каждый правильно указанный троп)
1. Какие тропы выделены в тексте: «… От вёсел к берегу кудрявый след бежал» (А.Фет.)?
1) эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) синекдоха.
2. Какой троп используется в тексте: « Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял» (А.Плещеев.)?
1) сравнение; 2) метафора; 3) литота; 4) эпитет.
3. Какой троп используется в тексте: « Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу» (А.Пушкин.)?
1) эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) сравнение.
4. Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А.Пушкин.)?
1) градация; 2) инверсия; 3) эллипсис; 4) оксюморон.
5. Какой троп используется в стихотворении «Чаша жизни» М.Лермонтова?
Мы пьём из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;
2.Когда ж пред смертью с глаз
Завязка упадает,
И всё, что обольщало нас,
С завязкой исчезает —
3. Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта
И что она не наша!
- 1.эпитет; 2. развёрнутая метафора; 3.олицетворение; 4. сравнение.
Задание 2. Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
Выберите из предложенного списка 3 понятия, наиболее соответствующие идейно-художественным особенностям стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…». объясните ваш выбор. (3-5 баллов)
Аллегория Градация Олицетворение
Аллитерация Динамика Хорей
Афоризм Ирония Эпитет
Гипербола Многоточие Ямб
- IV. Культурная компетенция. Укажите пять литературных произведений отечественных авторов, которые важно прочитать Вашим сверстникам. Обоснуйте свой выбор. (Максимум: 10 баллов, по 2 балла за каждую указанную книгу и ее обоснование).