Версия для слабовидящих
 

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады в 2015 – 2016 учебном году по литературе для учащихся 7 — 8 классов

Задания школьного этапа всероссийской олимпиады в 2015 – 2016  учебном году по литературе для учащихся 7 — 8  классов

  1. I.Знание текстов художественных произведений

 Задание 1.            Запишите выражения, в состав которых входят следующие персонажи мифологических рассказов: Авгий, Ахиллес, Сизиф. Составьте статью энциклопедического словаря, посвященную одному из названных персонажей (3 балла)

Задание 2. Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет. .    (Максимум: 12 баллов, по одному баллу за название произведения, имя автора и героя).

 2.1. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

2.2. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза.

2.3.  (Он) только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.

2.4. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полет ласточки

 Задание 3. Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов(Максимум: 15 баллов, по 1 баллу за указание жанра, названия произведения и автора)

3.1. Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

3.2. Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

3.3. Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.

3.4. Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.

3.5. Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.

Задание 4. Расположите в хронологическом порядке следующие произведения. (1 балл)

 А.К.Толстой  — «Князь Серебряный»

 Ф.Рабле – «Гаргантюа и Пантагрюэль»

 И.Ильф, Е.Петров – «Двенадцать стульев»

 Н.В.Гоголь – «Тарас Бульба»

 М.Ю.Лермонтов – «Бородино»

 

II.               Историко-биографический блок.

О каком писателе идёт речь? (Максимум: 5 баллов, по одному баллу за каждого писателя)

1.      Настоящее имя этого писателя – Сэмюэль Клеменс, его псевдоним означает лоцманский термин, используемый на реке Миссисипи. В 12 лет он остался без отца, был вынужден бросить школу и зарабатывать себе на жизнь. Попробовал себя в различных профессиях: был учеником типографщика, наборщиком, лоцманом, золотоискателем, журналистом. Уже при жизни был настолько знаменит,  что письма к  нему доходили, даже если на конверте были написаны только название страны и его имя.

 2.      Первые рассказы этого писателя были весёлые, смешные, забавные, остроумные, и печатали их в журналах, названия которых также были необычными: «Стрекоза», «Будильник», «Осколки». И эти рассказы он пишет под псевдонимом, являясь студентом медицинского факультета Московского университета.

 3.      Он был не только прекрасным поэтом, переводчиком, но и мудрым педагогом, воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II. А.С.Пушкин называл себя его учеником. В ответ этот писатель подарил великому поэту свой портрет в знак уважения после выхода «Руслана и Людмилы».

 4.      Уильям Сидней Портер (таково его настоящее имя) создаёт свой первый рассказ, находясь в тюрьме, а на вырученные деньги покупает рождественский подарок для своей  дочки, которая вместе с мамой ждёт его дома.

 5.      У себя дома в имении под Тулой он создаёт школу для крестьянских детей и сам учительствует в ней, пишет «Азбуку», создаёт четыре «Русские книги для чтения». К тому времени он уже вернулся с Кавказа и вышел в отставку после участия в героической обороне Севастополя. Собрание сочинений составляет 90 томов.

III. Знание  теории  литературы.

Задание 1. (Максимум: 5 баллов, по одному баллу за каждый правильно указанный троп)

1.      Какие  тропы  выделены в тексте: «… От вёсел к берегу кудрявый след  бежал» (А.Фет.)?

1)      эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) синекдоха.

2.      Какой троп используется  в тексте: « Мой  Лизочек так уж мал, так уж мал, что из  листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял» (А.Плещеев.)?

1)      сравнение; 2) метафора; 3) литота; 4) эпитет.

3.      Какой троп используется  в тексте: « Но вот, насытясь  разрушеньем  и  наглым  буйством утомясь, Нева обратно  повлеклась, своим любуясь возмущеньем и  покидая с небреженьем свою добычу» (А.Пушкин.)?

1)      эпитет; 2) метафора; 3) олицетворение; 4) сравнение.

4.      Какая  стилистическая  фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы  увяданье…» (А.Пушкин.)?

1)      градация; 2) инверсия; 3) эллипсис; 4) оксюморон.

5.      Какой троп используется  в стихотворении «Чаша жизни» М.Лермонтова?

 Мы пьём из чаши бытия

С закрытыми  очами,

 Златые омочив края

 Своими же слезами;

2.Когда ж пред смертью с глаз

 Завязка упадает,

И всё, что обольщало нас,

С завязкой исчезает —

 3. Тогда мы  видим, что пуста

     Была  златая чаша,

      Что в ней напиток был – мечта

        И что она не наша!

  1. 1.эпитет; 2. развёрнутая метафора; 3.олицетворение; 4. сравнение.

Задание 2.    Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского.

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

       Выберите из предложенного списка 3 понятия, наиболее соответствующие идейно-художественным особенностям стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…». объясните ваш выбор. (3-5 баллов)

 

 Аллегория                     Градация                                                 Олицетворение

Аллитерация                 Динамика                                                Хорей

Афоризм                        Ирония                                                   Эпитет

Гипербола                     Многоточие                                              Ямб

  1. IV.  Культурная компетенция. Укажите пять литературных произведений отечественных авторов, которые важно прочитать Вашим сверстникам. Обоснуйте свой выбор. (Максимум: 10 баллов, по 2 балла за каждую указанную книгу и ее обоснование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт обновлен 15 октября 2020г.

Сайт разработан в Solikamsk59.ru