– Долгое время казалось невероятным, что кто-то захочет поддержать некоммерческий гуманитарный проект, в концепции которого еще и заявлено: «Мы не публикуем книжную рекламу!». Но все-таки такие люди нашлись: мы существуем.
Мы пишем про детские книги – и этим, казалось бы, все сказано. Однако о книгах обычно пишут как о неких могущественных «предметах», воздействие которых на ребенка заранее предопределено. Причем это воздействие мы представляем себе самым фантастическим образом. Есть книга (точнее, ее «идейное и нравственное содержание»), и есть ребенок, на которого книга «влияет». Ребенок – это некая машина, похожая на сканер, фотографирующая полезное или вредное содержание книги, причем полностью, «без остатка». Что дали – то и «съел». То есть он, по нашим представлениям, вычитывает из книги именно то, что нам хочется (или, наоборот, не хочется). Но ребенок – не сканер, а книга – не магическая вещица, обладающая раз и навсегда заданным воздействием на «объект». Что происходит с ребенком, когда он вступает во взаимодействие с книгой? Что происходит с книгой, когда ее открывает ребенок? Вот два главных вопроса, на которые нам хотелось бы найти ответ.
Мы не критикуем книги и не «обозреваем» их. Мы стараемся овладеть искусством понимания: почему одна и та же книга воспринимается по-разному; почему разные люди и разные дети читают разные книги; почему какие-то книги вызывают такую бурю эмоций у родителей и педагогов; почему каждое поколение имеет своих культовых авторов; почему книги меняют со временем своего адресата; что такое «классика»; и т.д.
Наша главная задача – сдвинуть общественный интерес от книги-предмета к чтению как процессу. Чтение – это фундаментальный навык, на основе которого строится вся система образования. Возможно, если мы научимся глубже понимать чтение, если изменим свой взгляд на него, это станет первым шагом к изменению наших представлений об обучении детей. В этом я вижу нашу миссию – независимо от того, насколько полно на данный момент мы можем ее осуществить.
Мне кажется, что говорить о книгах для маленьких детей, которым читают взрослые, и о книгах, которые читают сами подростки, – две принципиально разные вещи. Нельзя вести разговор о подростковых книгах без участия подростков – людей, читающих самостоятельно и очень часто самостоятельно выбирающих книги. Поэтому мы решили: пусть о книгах для старших детей говорят сами подростки. Пусть попробуют объяснить свой выбор и свои предпочтения. Так появился конкурс «Книжный эксперт XXI века».
Есть у нас и видеопроект «Папмамбук читает вслух». Мы предлагаем детям послушать книгу и посмотреть картинки. Мы рассчитываем, что эти ролики одновременно будут играть роль своеобразной родительской школы по чтению вслух. Читать вслух совсем не сложно, читать вслух интересно и приятно! Главное – начать.
На нашем сайте, кроме статей, можно найти материалы для практической работы с детьми, стихи и картинки для распечатки, видеомастерклассы лучших художников и педагогов в области детской книги.
Марина Аромштам – писатель, журналист, педагог, главный редактор сайта «Папмамбук» 👪 papmambook.ru 📖📚👍🏻
ВКонтакте — https://vk.com/papmambooknew
Youtube — https://www.youtube.com/channel/UCJobSIVFI1wpWnzwSbVu..
Facebook — https://www.facebook.com/papmambook/